Меркантилизм (от итал. mercante - торговец, купец) - 1) первая школа буржуазной политической экономии; 2) экономическая доктрина периода раннего капитализма, которая основывается на принципе широкомасштабного государственного вмешательства в экономику с целью стимулирования хозяйственного развития и усиления государственной мощи.
Исторически эпоха господства М. в экономической мысли и экономической политике западноевропейских стран датируется периодом примерно с середины XVI в. до середины XVIII в. Для раннего М. (последняя треть XV - середина XVI в., основные представители: У. Стаффорд (Англия), Г. Скаруффі (Италия) характерна теория денежного баланса, которая обосновывала политику, направленную на увеличение денежного богатства исключительно законодательным путем. Основным элементом позднего М., который получил распространение в XVII в., есть система активного торгового баланса. Основные представители позднего М.: Т. Мэн (Англия), А. Серра (Италия), А. Монкретьєн (Франция) выдвигали такой принцип: покупать дешевле, продавать дороже.
Политика М., которая заключалась в активном протекционизме и поддержке экспансии торгового капитала, поощрении развития национальной промышленности (особенно мануфактурной), служила экономическим компонентом стратегии создания национальных государств, объективно способствуя реализации принципов государственного единства. В наибольшей степени влияние идей и политики М. на процессы становления централизованных государств оказался в Англии, Франции и Испании. Его характерным признаком является рассмотрение экономической цели в неразрывной связи с задачами поддержания и наращивания политической и военной мощи государства.
Выдающиеся представители меркантилизма (Ж.-Б. Кольбер, Дж. Чайлд) выдвигали тезис о том, что накопление богатства является ключевым фактором роста государственного влияния, который, в свою очередь, обеспечивает защиту интересов национальной промышленности и торговли. Активная роль государства в достижении этих задач объяснялась тем, что частные интересы субъектов хозяйствования и общественные потребности в целом могли не совпадать.
В современной экономической науке существует точка зрения, согласно которой прирост богатства и укрепления государства рассматривались представителями М. как два равноценных приоритеты, находящихся во взаимной зависимости и взаимной гармонии. При этом внимание уделялось распределения растущего богатства между государственной казной и представителями торговой элиты, а повышение благосостояния населения не входило в число непосредственных задач экономического развития и государственной политики. В то же время отмечалось, что промышленный и торговый прогресс способствуют росту занятости и тем самым облегчают положение широких слоев общества.
Среди необходимых предпосылок наращивания богатства страны и государственной мощи назывались: 1) построение централизованного государства (через создание эффективного управленческого аппарата и преодоления партикуляристських тенденций); 2) формирование единого внутреннего рынка (путем ликвидации внутренних таможен, унификации денежного обращения, введение единой системы меры и веса); 3) поощрение развития национальной экономики, прежде всего посредством осуществления протекционистского курса во внешнеэкономической политике. При этом степень приоритетности поставленных задач определялся особенностями экономического и политического развития различных государств в течение указанного периода. Так, в Германии после Тридцатилетней войны главная задача заключалась в формировании централизованных государственных образований, во Франции вплоть до революции 1789 г. ключевой задачей было создание единого экономического пространства, тогда как в Англии традиционно приоритеты отдавались вопросам государственной поддержки коммерческой деятельности.
Доминированию идей М. в государственной политике способствовал консенсус, который был достигнут между государственной властью, заинтересованной в аккумулировании материальных ресурсов для создания и консолидации административных органов, а также для осуществления внешнеполитической деятельности и военных интеракций, и между представителями торговых кругов, которые рассчитывали на государственную поддержку. Активная роль последних в лоббировании мер государственной экономической политики дала основание многим критикам М. (начиная с А. Смита) интерпретировать его как систему государственного вмешательства в экономические процессы, сущность которого заключается в предоставлении одним экономическим субъектам (прежде всего производителям и коммерсантам) специфических привилегий за счет снижения благосостояния других членов общества (потребителей).
Во внешнеторговой сфере важнейшим приоритетом М. определялось обеспечение положительного сальдо торгового баланса и привлечения в страну драгоценных металлов. Для достижения этой цели осуществлялась политика поощрения большинства типов экспорта (кроме экспорта продукции, использование которой могло бы стимулировать развитие стран - конкурентов) и ограничения импорта (кроме импорта сырья и товаров, предназначенных для реэкспорта), а в странах, которые осуществляли морскую торговлю, - политика создания мощного торгового флота.
Вопреки распространенному мнению, М. не отождествлял драгоценные металлы с богатством. Увеличение количества драгоценных металлов в стране рассматривался обычно как констатация прироста богатства или условие его увеличение (Ж. де Малин, Т. Ман, Дж. Чайлд).
Для позднего М. (вторая половина XVII - первая половина XVIII ст.) характерным является перенос акцентов с проблем накопления драгоценных металлов на проблему денежного обращения. Предполагалось, что приток драгоценных металлов в страну способствует активизации торговли, снижению процентных ставок, приводит к росту производства и занятости.
Среди других приоритетов экономической политики М. стоит отметить следующее: 1) поощрении иммиграции и роста населения в целом для увеличения трудовых и военных ресурсов страны; 2) максимально полном использовании производственных ресурсов, которые существовали в стране, особенно рабочей силы; 3) поддержании низкого уровня заработной платы в интересах минимизации издержек производства и побуждение работников к интенсивному труду; 4) субсидировании торговых и промышленных компаний и предоставлении им исключительных привилегий во внешнеторговой деятельности; 5) борьбе за захват колоний с целью обеспечения монопольного доступа к источникам сырья и "колониальных" товаров, а также к рынкам сбыта. При этом захват и удержание колоний рассматривался преимущественно как сугубо коммерческий запад, целесообразность которого определялась соотношением связанных с ним затрат и выгод. (Именно этим объясняется позиция многих представителей позднего М. в Англии, которые поддерживали предоставление независимости североамериканским колониям, в которых расходы на поддержку британской администрации превышали потенциальную пользу от сохранения контроля над соответствующими территориями.)
Со второй половины XVIII в. влияние идей М. уменьшился. Прежде всего это касалось области внешнеторговой политики, в которой стала преобладать доктрина свободной торговли. Эволюция в сторону идей свободной торговли наблюдалась в пределах самого меркантилизма (в наибольшей степени это характерно для его английских представителей - Н. Барбона, Д. Норта, Дж. Такера), что позволяет интерпретировать его как специфическую доктрину стимулирования экономического развития, следование которой теряет смысл после достижения промышленностью определенной степени зрелости.
Несмотря на общее падение популярности М., многие его принципов (защита внутреннего рынка и субсидирования национальных производителей) сохранили свою актуальность для стран, реализующих стратегию догоняющего хозяйственного развития. В XX в. интерес к идеям М. возрождался в периоды мировых экономических кризисов и снижения хозяйственной конъюнктуры, когда использование протекционистских мер в отношении национальных производителей становилось одним из приоритетов государственной политики (так происходило, в частности, во времена Великой депрессии 30-х годов, в годы кризисов первой половины 70-х и начале 80-х годов XX ст.).
Неомеркантилістичний направление в экономической и политической литературе, который был основан в США в середине 70-х годов, акцентирует внимание на политике стимулирования экспорта с целью захвата мирового лидерства в производстве высокотехнологичной продукции, обеспечении роста занятости и расширении рынков сбыта для национальной промышленности. При этом масштаб рынков рассматривается как ключевой фактор, определяющий возможности внедрения прогрессивных технологий и роста эффективности использования ресурсов, занятых в соответствующих отраслях экономики. Одновременно выдвигается тезис о необходимости защиты стагнирующих отраслей от иностранной конкуренции для предоставления им возможностей осуществить технологическое переоснащение и повысить конкурентоспособность.
Политологическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. Г. Ю. Семигина. - М., 2003; Ядгаров Я. С. История экономических ученый. - М., 1996.
Г. Калінічева