Масонство в Украине - возникло в середине XVIII в., распространившись преимущественно в городах и местечках непосредственно из Западной Европы (Франции, Германии) или России или Польши. Среди первых известных лож "вольных каменщиков" (название, которое закрепилось за масонством учитывая его корни, вероятнее всего достигает средневековой корпорации каменщиков - строителей) - ложа, которая возникла в 1742 г. на Волыни в селе Вишневка. Во второй половине - начале XIX вв. "королевское искусство" (как называли масонерію в Западной Европе после вступления в орден в XVII ст. Вильгельма III Оранского) в Украине распространяется и соответственно увеличивается количество лож: в Киеве заработала ложа "Бессмертие" и "Трех колонн", а впоследствии - "Соединенные славяне", в Кременчуге -"Минерва", "Марс", "Добрый пастырь", в Житомире - "Развеян мрак" и "Восток Житомирский", во Львове - "Трех богинь", в Одессе - "Понт Эвксинский", "Друзья природы", "Три царства природы", в Полтаве - "Любовь к Истине", Каменце - "Озирис к пламенеющей звезды" и "Струящаяся заря" и др. Некоторые из названных лож были подчинены "Большом Востока Польском", другие - петербургской "Астреї". Открывались на территории Украины и филиалы российских лож (например, отделение петербургской ложи "Умирающий Сфинкс" в Харькове) и польских тайных организаций (например, "Патриотического общества", ложи "Тамплиеров").
С масонским движением XVIII - начале XIX в. связаны имена Г. Сковороды, С. Гамалеи, Г. Антоновский, М. Ковалинского, О. Кирилловича, В. Лукашевича, П. Гулака-Артемовского, Е. Перовского, С. Кочубея, И. Котляревского и др.
Отстаивая идеал, воплощенный в триаде "свобода, равенство, братство", и отвергая национальную специфику стран своего бытования, западноевропейское масонство пропагандировало идеи космополитизма и создание "всемирного братства". Космополитические установки оказались привлекательными и для украинских масонов. Однако в несколько трансформированном виде: масоны-украинцы ратовали за славянское единство в рамках общеславянского федеративного организма и выступали против национального и политического гнета. Активно интересуясь политикой, члены масонских лож в Украине поддерживали связи с декабристами (или сами были в декабристских рядах). Однако для других представителей масонерии приоритетной была религиозная или просветительская деятельность.
В 1822 г. царским указом масонские ложи в России было запрещено: власть не могла оставаться равнодушной к усилению их влияния на дворянство, к культивированию в интеллектуальных кругах оппозиционных самодержавию настроений. "Братья" (как называли масоны друг друга) уходят в подполье.
В последующие десятилетия масонские идейные и организационные достижения активно воспринимают немасонські по своей сути организации. В частности, Кирилло-Мефодиевское братство, действовавшее в 1845 - 1847 гг., общинные организации, которые начали возникать в украинских землях с конца 50-х годов XIX ст. Во второй половине XIX - начале XX в. украинскую масонерію олицетворяли такие выдающиеся фигуры, как М. Драгоманов, М. Грушевский.
Политизация украинского национального сознания на рубеже ХІХ - ХХ вв. обусловила активизацию масонского движения. В 90-х годах XIX в. в Киеве начала действовать ложа "Св. Владимира равноапостольного", в Полтаве - "Любовь и верность". В начале XX в. начинают свою деятельность такие ложи, как "Кирилл-Мефодий" (Полтава), "Северное сияние" (Киев), "Шевченко" (Харьков), "Братство" (Чернигов). С 1900 г. (после первого Украинского масонского конгресса, на котором были представлены масоны Киева, Житомира, Каменец-Подольского, Одессы и Полтавы) разворачивается процесс объединения масонских лож Украины в единую организацию - Великую ложу Украины. Примечательным является то, что с формированием и выходом протяжении второй половины XIX в. на историческую арену украинской национальной интеллигенции как отдельного социального слоя членами масонских лож все больше становятся литераторы, историки, юристы, врачи и др.
Несмотря на наличие лишь ограниченного, к тому же противоречивой информации, которую оставили по себе украинские масоны, можно утверждать, что основные масонские идеалы - космополитизма, свободы, равенства и т.п. - начале XX в. оставались неизменными. Учет этого момента является необходимым при анализе идейного спектра украинской политической мысли. Только он помогает понять причины присутствия космополитических идей, к примеру, у сторонников националистического идеала - Т. Зеньковского, М. Михновского и, наконец, С. Рудницкого (идейных наследников упомянутого М. Драгоманова), а также постичь основания отвержения национального и тяготение к интернационального в других представителей политизированного сегмента украинского интеллигентской среды.
Социалисты и либералы, демократы и националисты присоединялись к масонов, не только проникнувшись идеалами последних, но и видя в масонерии средство удовлетворения собственных карьерных амбиций, способ акцентирования собственного морального или интеллектуального превосходства над другими, следовательно, идейно-политические убеждения личности оставались принципиально неизменными. Несмотря на это, в начале XX в. масонство сформулировало идею, которая была воспринята членами лож, - борьба с абсолютизмом, осуществления демократических преобразований в Российской империи, решения национального вопроса.
Толчком к активизации масонского движения в Украине стал царский манифест 17 октября 1905 г. Поэтому во второй половине 900-х - 10-х годах XX ст. на украинских землях (прежде всего в Киеве и Одессе) заработали "мастерской", открытые "мастерами" масонских лож в Петербурге и Москве, которые, в свою очередь, были основаны эмиссарами Великого Востока Франции.
В Киеве, по разным данным, в начале XX в. действовало от семи до двух десятков лож. Среди них - "Киевская заря", от которой отделилась "Правда", а от последней - "Единение". От "Единения", в свою очередь, отделилась ложа "Федерация". Членами упомянутых "мастерских" были: И. Лучицкий, Ф. Штейнгель, А. В'язлов, И. Полторацкий, В. Косинский, Ф. Матушевский, В. Лозинский, С. Ефремов, Д. Григорович-Барский, А. Корчак-Чепурковский, М. Грушевский. Кроме названных, в Киеве действовали ложи "Заря", членами которой, в частности, были В. Науменко, В. Затонский, "Нарцисс" (среди ее членов - П. Скоропадский), "Истина" и др.
Относительно других городов Украины, то есть сведения о деятельности лож "вольных каменщиков" в Одессе, Харькове, Екатеринославе, харькове, Полтаве, Бердичеве. По национальному составу ложи были довольно пестрые: "братьями" были украинцы, русские, поляки, евреи. Новых членов в "мастерскую" принимали по рекомендации кого-то из "братьев". Принималось во внимание потенциальная "полезность" кандидата для "королевского искусства" (место и должность, которую занимал, интеллектуальный багаж, доступ к бюджетным средствам, политические предпочтения и т.д.) и его личные черты - способности к сохранению тайны "братьев", соблюдение жесткой конспирации в деятельности, готовность к взаимопомощи и протекционистской поддержки "братьев" на всех возможных уровнях и во всех сферах. Адепт подлежал прохождению определенной процедуры вступления, проверке "свободными каменщиками". Посвящать в "учеников" имели право три представителя Верховного совета (высшего руководящего органа в Великом Востоке народов России). Особенностью эволюции масонерии в Российской империи стало то, что в ложе, кроме "братьев", начали принимать "сестер". Количественно ложи были небольшими - около 7-14 членов, которые имели статус или "ученика", или высшая степень посвящения - "мастера". Олицетворением руководства ложи были венерабль (председатель на заседаниях), наблюдатель (заместитель венерабля), оратор (следил за соблюдением "братьями" устава), казначей (ведал финансами) и секретарь. "Братья" ложи были знакомы между собой, и только венерабль знал и имел связи с секретарем Верховного совета. Члены ложи считались "приспаними" (выведенными из ложи) в случае, когда хотели войти в другой ложе, или же сама ложа, не довольствуясь поведением "брата", могла сама его "усыпить" на любой срок.
В поле зрения масонов попадали организации, деятельность которых была связана с увлечением теософией, оккультизмом и т.п. "Братья" часто возглавляли эти по своей сути немасонські организации, идейно влияя на их членов.
Украинское масонство в начале XX в. было более политизированным, чем российское. Идея политической независимости Украины стала одной из главных его идей. С учетом этого, свою личностную позицию имели украинские масоны и относительно желаемого финала Первой мировой войны: русские ратовали за победу в войне, украинцы - за поражение России.
Осознавая будущее восхождение российского абсолютизма с исторической арены, масоны России на своих собраниях в 1916 г. (представителями от Украины были О. Зарубин, С. Чебаков, Ф. Штейнгель) приняли, как свидетельствовал таинственное, "заранее подготовиться как в центре, так и на местах к тому, чтобы после падения самодержавия руководящие посты в органах власти заняли члены масонских лож, близки к ним и зависимы от масонов... Задача была захватить руководство в свои руки и не остаться в результате революционных событий в стороне". Более того, масоны готовились к государственному перевороту в России. Однако Февральская революция 1917 г. привела к снятию задача с повестки дня. В России членами новообразованной Временного правительства стали такие представители масонерии, как О. Керенский, М. Родзянко, Г. Львов, М. Чхеидзе, М. Некрасов, С. Шидловский, М. Терещенко и др. Вновь созданную Центральную Раду возглавил М. Грушевский, а членами стали С. Ефремов, А. Зарубин, В. Леонтович. Российских масонов смутила возможность развала России и особенно возможность отделения Украины. Коллизии, которые возникали в отношениях между членами Временного правительства и Центральной Рады, нельзя понять вне, так сказать, "масонским контекстом". Как и отношения между М. Грушевским, С. Петлюрой, П. Скоропадским и другими деятелями, которые находились в центре политических событий в годы Украинской революции 1917 - 1920 гг.
После провозглашения Центральной Радой государственной независимости Украины масоны позаботились о создании осібної от общероссийской национальной масонской организации ("Соединенные славяне", впоследствии переименованной в "Св. Андрея Первозванного"), во главе которой стал С. Моркотун, затем - С. Петлюра. Однако изменчивость политических реалий обусловило идейную розінтегрованість "братьев" на территории Украины. В 1919 г. часть масонов эмигрировала. С установлением советской власти условия для деятельности тайных организаций "вольных каменщиков" стали крайне неблагоприятными. Однако, по неподтвержденным данным, масонском движении просуществовал почти до конца 20-х годов XX ст.
На современном этапе сведения о деятельности масонов в Украине достаточно противоречивые, а источники поступления информации - недостаточно веские (вторичные). Однако пение - отношение имеющейся разнообразной информации позволяет сделать вывод о организационное подъем украинского масонства в конце XIX - начале XX вв.
Амбелен Р. Драмы и секреты истории / Пер. с фр. - М., 1992; Андреев Д. Русская периодическая печать начала XX века о масонстве // Вестник Московского университета. - Серия 8. История. - 1992. - № 1; Антонович М. К взаимоотношениям М. С. Грушевского с С. О. Ефремовым // Украинский историк. - 1975. - N° 1-2; Башилов Б. История русского масонства. - М., 1992 - 1995; Белінг Д. "...Я был участником масонской ложи в Киеве..." // Генезис. - 1997. - № 1; Вишняускас А. Свободные каменщики в Украине // Просвещение. - 1992. - Вып. 31/90; Грушевский М. Автобиография. - К., 1926; Гузар Л. Украинские масоны // Универсум. - 1994. - Январь - февраль; Дорошенко Д Мои воспоминания о недавнем прошлом (1914 - 1920 гг.). - Львов, 1923. - Ч. 1-4; Ефремов С. Масонство на Украине // Наше прошлое. - 1918. - Ч. 3; Керенский А. Россия на историческом повороте: Мемуары. - М., 1996; Крижановсько О. О. Тайные организации в общественно-политической жизни Украины (масонский движение в XVIII - начале XX вв.). - К., 1998; Мартос Б. С. Грушевский, каким я его знал // Укр. историк. - 1966. - № 1-2; Мартос Б. С. Первые шаги Центральной Рады // Укр. историк. - 1973. - N° 3-4; Мияковский В. Список лиц, причастных к делу о тайных обществах // Украина. - 1925. - № 6. - Кн. 15; Никовский А. Масонство в России перед революцией и в начале войны // Генезис. - 1996. - № 1; Николаевский Б. Ы. Русские масоны и революция. - М., 1990; Петров Г. Масоны, кто же они? - Ивано-Франковск, 1992; Политическая история Украины XX века: В 6 т. - К., 2002; Революция на Украине. По мемуарам белых. - М.; Л., 1930; Скоропадский П. Воспоминания. - К., 1992; Солдатенко В., Веденеев Д. Украинские масоны в эпоху революции // Диалог. - 2003. - № 2; Чикаленко Есть. Воспоминания. 1861-1907. - Нью-Йорк, 1955; Чикаленко Есть. Дневники (1907 - 1917 гг.). - Львов, 1931.
М. Кармазина