Массовое общество - модель общества, что отражает процесс превращения человека в массу и связывается с утверждением стандартов и ценностей рынка (достаток, индивидуальный успех, благополучие семьи, комфорт, стабильность, порядок и т.д) как самодостаточных образцов, их разрабатывает, рекламирует и предлагает массовая культура. Характеризуется высоким уровнем индустриального или постиндустриального развития, устоявшимися механизмами социальной стратификации, потерей традиционных средств идентификации (этнических, религиозных, кастовых, социально-групповых, классовых, личностных) и утверждением новых (индивид идентифицирует себя с существованием, которое ему навязывается, и находит в этом источник собственного развития и удовольствия), доминированием массовой культуры. Особенностью М. с. является также то обстоятельство, что социально маркированная (престижного) потребления выполняет прежде всего идентификационную и орієнтувальну функции.
Массовом обществе присущи, по Г. Маркузе, тотальный контроль над человеком во всех формах его жизнедеятельности, формирование стандартных, ложных потребностей, одномерной модели мышления и поведения, "одномерной человека" как отчужденного субъекта, что наслаждается собственным отчуждением.
Теоретическими источниками возникновения М. с. можно считать взгляды Ф. Ницше, а также Буркхарда, Г. Лебона и Г. Тарда, которые обосновали концепцию психологии масс.
В 40-60 годах XX в. возникают консервативный (X. Ортега-и-Гассет), либеральный (К. Мангейм, Э. Фромм, Д. Рісмен) и леворадикальный (Ч. Райт Миллс, Г. Маркузе) варианты, которые в 70-х годах, благодаря усилиям Д. Белла, Г. Блумера и Е. А. Шилза, приобретают современный вид. Приоритеты модернизации М. е., Е. А. Шилзом, заключаются во включении массу процессы производства, потребления, культурной жизни, в усвоении норм и ценностей, их интеграции в систему социальных институтов.
Критики теории дело (Т. С. Элиот) видят в М. с. угрозу элитарным формам традиционной культуры, утрате социально-политических традиций управления обществом.
Левые теоретики, в частности представители франкфуртской школы (Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас, М. Хоркхаймер), отмечали возможностях М. с. как мани пулятивного средства инкорпорации рабочего класса в капитализм.
Неоклассические интерпретации М. с. состоят в трансформации "управляемой массы" в "контролируемую массу", переходе от "шизоидного" типа масифікації (непосредственная физическая близость людей, вовлеченных в социальные проекты и эксперименты, жесткая иерархическая структура, личная идентификация с позицией лидера (авторитарность), восприятие окружающих по принципу контрастного противопоставления "своих" и "чужих" и т.п.) (Ж. Делез, Ф. Гватарі) к стратегии "мягкого соблазна" (Ж. Бодрийар), или "машин желания" (Ж. Делез). "Контролируемая масса", в отличие от "управляемой", создается в основном с помощью информационно-коммуникационных технологий (прессы, радио, ТВ, рекламы, Интернет) и не предусматривает обязательного личного контакта индивидов, выходит из "добровольного выбора", "свободы действия" в рамках предложенной перспективы.
В Украине Г. С. является неустойчивым, переходным, сочетающим ответы на вызовы глобализации и информатизации с попытками идентифицироваться согласно устоявшихся традиций, обычаев, менталитета и т.д., что порождает пессимистические настроения, приводит к социально-культурных конфликтов, аритмии, социальной напряженности.
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М., 1993; Делез Ж., Гватари Ф. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип. - М., 1990; Маркузе Г. Одномерный человек. - М., 1994; Массовая культура России конца XX века / Под ред. В. Е. Васильева, Е. Г. Соколова. - СПб., 2001; Массовое общество // Большой толковый социологический словарь. - Т. 1. - М., 1999; Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. - М., 1998; Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. - 1989. - № 3, 4; Ортега-и - ГассетХ. Дегуманизация общества. - М., 1991; Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990; Хевеши М. А. Толпа, массы, политика: историко-философский очерк. - М., 2001; Boudri Hard J. Seduction. - N. Y., 1990.
М. Лукошевич, М. Недюха