РАЗДЕЛ X. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Тема И. ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ И
ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
УРОК 85. Уровни восприятия информации
Образовательная цель: сформировать у учащихся
знания о ощущения и восприятия, выяснить их природу.
Основные понятия и термины:
восприятие, ощущение, свойства восприятия, организованные и неорганизованные
восприятие.
Структура урока, основное содержание и
методы работы
И. Актуализация
опорных знаний учащихся.
1. Интерактивная методика «Мозговой
штурм»
2. Где находится ретикулярная
информация?
3. Строение ретикулярной
информации?
II. Изучение
нового материала.
1. Беседа.
- Как мы познаем мир?
- Что является основой восприятия мира?
2. Ощущение (Рассказ учителя).
а) Ощущение - это отражение
отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственных действий на
сенсорные системы. Ощущения - начальный этап восприятия.
б) Заполнение схемы.
в) Когда же возникают ощущения?
- Когда есть предмет или явление, что можно
ощутить.
- Когда есть действие предмета или явления на
рецепторы сенсорных систем.
- Когда возникает раздражение.
- Когда возбуждение передается через
ведущие пути до участка коры больших полушарий.
- Когда происходит преобразование
физиологического процесса на психическое.
Человек может сказать, который это
предмет, тогда, когда собирает все свойства предмета, которые одновременно действуют на
несколько анализаторов.
г) Анализ таблицы «Средние значения
абсолютных порогов возникновения ощущений для разных органов чувств человека»
Орган чувств
|
Значение абсолютного порога
ощущений, которое представлено в виде условий, приводящих к возникновению едва
заметного ощущения данного качества
|
|
Зрение
|
Способность воспринимать ясной темной
ночью пламя свечи на растояния до 48 км от глаза
|
Слух
|
Способность воспринимать тиканье наручных
часов в полной тишине на расстоянии до 6 м
|
Вкус
|
Ощущение присутствия одной чайной
ложки сахара в растворе, содержащем 8 л воды
|
Запах
|
Ощущение наличия одной капли
духов в помещении из шести комнат
|
Прикосновение
|
Ощущение движения воздуха от падения
крыла мухи на поверхность кожи с расстояния 1 см
|
3. Восприятие. (Групповое обучение)
Работа в творческих группах.
Задания для групп
Группа №1.
Что такое восприятие?
Как оно осуществляется?
Группа №2.
Дайте характеристику свойствам
восприятие.
Группа №3.
Виды восприятия
Группа №4
Восприятие пространства, движения, времени.
Презентации творческих групп.
Группа №1. Что такое восприятие? Как
оно осуществляется?
Познание человеком окружающей среды
начинается с ощущений. Ощущения формируются под влиянием нервных импульсов,
поступающие в мозг от анализаторов. В ощущениях отражаются отдельные
свойства предметов и явлений. В коре большого мозга они анализируются,
объединяются. Предмет воспринимается целостно.
Восприятие - психофизиологический
процесс, направленный на отражение в мозгу человека предметов окружающего мира в
другу, а не отдельных их качеств.
Следовательно, на состоянии восприятия разрозненные
ощущения приобретают целостности. Например, с большим количества звуков мы
выделяем человеческую речь.
Группа №2. Свойства восприятия.
1. Активность. Человек активно
воспринимает то, что ее окружает; активно перерабатывает информацию, используя
прошлый опыт.
2. Целостность восприятия. Образы
предметов отражаются целостно в совокупности многих качеств и характеристик.
3. Избирательность восприятия.
Способность человека воспринимать лишь те предметы, которые имеют для нее наибольшее
интерес. На анализаторы человека действуют много раздражителей, которые она воспринимает, но
четкость и осознанность восприятия есть лишь у некоторых.
Ощущаем ли мы тикание настенных
часов? Так. Но обращаем на него внимание? Нет.
Группа №3. Виды восприятия.
Восприятие бывает:
- Организованное (наблюдение).
- Неорганизованное.
Организованное восприятие имеет свои
характеристики. Оно бывает: целое напрямлене, планомерное, систематическое, успешно
подготовленное или нет. Наблюдение требует ведения записей (например,
фенологические наблюдения).
Группа №4. Восприятие пространства, движения,
времени.
В зависимости от форм отражения сознания
восприятие делится:
III. Закрепление знаний учащихся.
Решение задач.
1. Французский спелеолог М. Сифр 63
дни провел в пещере, на глубине 135 метров, без часов. Через 1000 час
ему казалось, что прошло всего 25 суток. А когда опыт закончился, он сказал:
«Если бы я знал, что конец близок, я бы съел помидоры и фрукты». Вид
восприятие не сработал у спелеолога и почему? (Восприятие времени. Не было с чем
сравнивать).
2. Если вам скучно во время просмотра
кинофильма, как вы будете воспринимать время? (Восприятие времени зависит от психического
самочувствие человека. А потому в этом случае время будет тянуться долго).
3. Женщины для того, чтобы казаться
стройнее, одевают наряды с продольными полосками. Почему? (Это иллюзорное
восприятия).
4. В цирке есть профессия иллюзиониста.
Почему она так называется? (Потому что трюки, которые делает иллюзионист, ложные).
5. Есть такое понятие как сенсорный
голод, или депривіація. Где можно его почувствовать? (В космосе).
IV. Домашнее задание.
Изучить соответствующую тему с
учебника.