Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Стилистика украинского языка

Стилистика предложений с однородными членами

 

Члены предложения, которые выполняют одинаковую синтаксическую функцию (определенного главного или второстепенного члена предложения), находятся в тех же синтаксических отношениях с каким другим членом предложения и сочетаются между собой сочинительным связью, называют однородными членами предложения . Они (нередко в сочетании с обобщающим словом или сочетаниям слов) разворачивают предложение синтаксически, своеобразно обогащают его семантически. На этой основе предложения модифицируется стилистически, функционально.

Объем однородного ряда, его количественное проявление и лексико-грамматическая сущность регулируются определенной коммуникативной потребностью. Каждая из структур предложений с однородными членами имеет свою неповторимую индивидуальную сущность, весомую стилистически, потому что ею что-нибудь активизируется во всем составе предложения, логически выделяется, приобретает определенную особого веса, звучание.

Даже в простых осложненных предложениях, представленных только двумя однородными членами, соединены сочинительным союзом или только интонацией, от изменения порядка членов предложение меняется их стилистика: Проходят дни и ночи; Проходят дни, ночи; Дни и ночи проходят; Дни, ночи проходят. Во всех четырех предложениях однородность двочленна, связь между однородными подлежащими или сполучниковий безсполучниковий, но каждый из вариантов предложения отличается акцентом и восприятием однородных подлежащих. Синтаксическая однородность является одновременно и семантически-смысловой однородностью: Синее море волновалось и кипело на берегу пеной (Г. Коцюбинский), сравн.: Синее море волновалось на берегу пеной. Синее море кипело на берегу пеной. Однородностью обеспечивается экономичность выражения, ибо два предложения будто объединились в одном; двумя глаголами - присудками при одном подлежащем в этих предложениях акцентируется на двух разных действиях, оба однородные присудки вирізненні значеннєво, также и эмоционально, экспрессивно, то есть стилистически. В предложении По горячему небу ползли длинные и серые, как паутина, облака (М. Коцюбинский) двумя однородными согласованными определениями привлекается внимание к двух признаков изображаемого явления природы - облака, и это в предложении коммуникативно самое существенное, за что и выделяется логично, усугубляется сравнением как паутина. Почти то же самое прослеживается и в предложениях с двумя однородными членами, которые соединены только интонацией - без сочинительного союза: Дрожат, летят обольстительные звуки (Г. Чупринка); Мы все живем, работаем друг для друга (Из газеты).

Наличие в предложении двух однородных членов - это только элементарный проявление однородности, следовательно, и начальная звено ее формирования, минимальная форма однородности. И все же, как утверждает О. Пономарев, «однородность возникла на высшей ступени развития человеческого сознания, человеческого познания. Сначала происходило накопление, затем подбор составляющих одного ряда. После отбора человек начал классифицировать отобранное».

Чем больше в предложении однородных членов, тем полнее в нем однотипна расчлененность высказываемой мысли, тем она шире и богаче, тем полнее охватываются ею определенные реалии жизни.

Особенно выразительным является компактное употребление в тексте семантически и синтаксически разнотипных однородных членов предложения. Таким употреблением однородности обеспечивается неповторимый лад мышления и речи, потому что при этом накапливается одноплановість некоторых элементов висловлюваного, внимание слушателя (читателя) определенным образом привлекается к однотипных реалий - лиц, явлений, действий, признаков, обстоятельств, ситуаций. Этому способствует и сама интонация однородности, которая всегда в определенной степени контрастирует с неоднородной речевой интонацией: Образно говоря, деньги... - не идеальный раб. Понимаете? Это раб, который все знает, все умеет, все может. Он молчаливый, покорный, бесстыдный, верный. Мы хронические, наследственные рабовладельцы... да, Да, моя дорога, и Пужарелі, Дюртеї, и я, и вы, и даже ваш Бернар, даже ваш черный святой Кюре, все. Это сидит в нашей крови, в нашей натуре, переданном нам через тысячелетия (В. Винниченко).

Однородный ряд формируется лишь одномерными по определенному признаку членами предложения. Нет однородности в таком логично ошибочном, следовательно, и стилистически неудачном предложении, как Вокруг озера росли деревья и ивы: родовое понятие дерева семантически не сочетается с видовым понятием ивы. Алогичность несовместима с однородностью, следовательно, также с стилістичністю. Логически ошибочна, за что и неоднородной в одной из своих частей есть и такая фраза - предложение: Все более слаженно и перспективно начинают работать учебные заведения, школы, институты, университеты, а также внешкольные учреждения и детские сады - выделенные сочетания слов являются родовыми понятиями, все остальные - видовые понятия.

Однородность присуща всем стилям языка. Однако в литературно-художественном стиле она часто приобретает тропеїчного звучание, воспринимается метафорически - как средство художественного выражения. В то же время в художественных текстах может прослеживаться в определенной степени оправдано, даже поднадоевший употребление однородных членов предложения: Захряс майдан... захряс холмами, повозками, лошадьми, коровами, овцами, волами, телятами, горшками, мисками, курами, шерстью, мешками, хмелем, смушки, материей, сапогами, конфетами, пряниками, квасом, пивом, русской горькой, гребенками, косами, шкурами, ремнем, чугунами, пенькой, платками, полотном, дегтем, дранчаками, рубашками, юбками, коврами, щетиной, скобками, рогами, шайками, воском, медом, патокой, воблой, селедкой, ходами, яйцами, запасками, плахтами, пирогами, салом, мясом, колбасой, жареной рыбой, ряднами, сундуками, гвоздиками, молотками, свиньями, торговцами, цыганами, барышники, людьми, детьми и слепцами (Остап Вишня).Надмірне употребление глаголов не динамізус высказывания, течения мысли, воспринимается тягостно, сводит к минимуму художественность написанного: И все шевелится, дышит, курит, кричит, ругается, мычит, мычит, ржет, ігікає, ремигає, зевает, кувікає, крестится, божится, матерится, заприсягається, пахнет, воняет, воняет, кудкудахкає, клохчет, курит друг друга по рукам, играет на гармонии, на скрипке, причитает, пьет квас, ест тарань, одригує, икает, «будькає», лузгает семечки и крутится на карусели. (Остап Вишня). Большой количеством однородных членов предложения создается чувство комичности, которое основывается на определенной логической немотивированности, даже стилистической надокучливості.

Усилению однородности способствуют союзы, которыми сочетаются однородные элементы. Стилистически объективной может считаться такая закономерность: чем больше сполучниковий ряд, чем больше однотипных союзов в предложении с однородными членами или также чем словесно розгалуженіші союзы (не однословные), тем более выразительно и эмоционально ощутимее выражается с их помощью значения однородности - как на основе связующего ряда, так и на основе связи протиставно-сопоставительного или разделительного: Вокруг раскинулись мыло Красочные мелкие берега, Домочки, и садики, и люди, Стада, и луга, и луга (Леся Украинка); Ребята, чтобы не мешать в доме, учились или в сарае, или в садике, или где-то еще (Г. Коцюбинский); то сад виднеется, огород, поле (Панас Мирный).

Определенно усиливается значение однородных членов, которые сочетаются попарно: Жизнь - это река, в которой попутно и повально течет прошлое и теперішність, добро и зло, правда и кривда (И. Федорив).

При относящихся к существительному однородных членах предложения в центр внимания слушателя (читателя) попадает определенное сочетание чем-то близких между собой лиц или однотипных по какому-либо признаку предметов. Например, при наличии однородных прилагательных в пределах одного предложение внимание сконцентровується на наименованиях различных качеств человека или предмета, а наличие в предложении глагольной однородности наполняет его содержание очевидной эффективностью, динамикой, энергией движения.

Художественный текст с определенного сгустка разнотипных однородных и неоднородных членов также может быть обозначен и некоторым стилистическим своеобразием, в частности описательностью, тональной равенством, определенной словесной переобтяженістю, даже заметной отрешенностью от художественной образности и выразительности: На широком облоні, па бориславской и бонській толоке собирались грозные тучи: се ропники сходились на большую виробницьку совет. Все интересные на новую, доселе неслыханную появление; все полные надежды и какого тайного страха; все согласны с роз'яренню и ненавистью на своих угнетателей. С юмором или шепотом, большими или меньшими кучками с верхнего и нижнего конца или с середины Борислава плыли-напливали они. Черные зароплені кахтани, лейбики, сираки и гуни, такие же рубашки, переперезані то ремнями, то шнурками, то лыком, бледные, пожелтевшие и позеленевшие лица, потрепанные и зароплені шапки, шляпы... (И. Франко).

Неоспоримым является также участие синтаксической однородности в создании поэтической ритмики выражения: А я плачу, летом трачу, Его выгляжу (Т. Шевченко). Римованими однородными явлениями может создаваться один из доминирующих эффектов стиля народной думы: Брать! Будем жить, вино пить, Янычара бить, А курени коврами, Бархатом крыть (Т. Шевченко); Старший брат тее зачуває, Словами говорит, Уже мелкими слезами поливает(Род. творчество).

Предложения с однородностью и обобщающим словом, несмотря на свою вроде бы структурную обременительность, могут восприниматься и вполне поэтично, оригинально: Есть мир над нами высоко такой: Без бур, без тутч, без хуг, без гроз, без града, Что в летний день приносит житам измену, Что в глаза бьет цветков, как будто кий (Б.-И. Антонин).

С участием однородности или на ее основе могут также создаваться следующие стилистические фигуры поэтического вещание:

а) аллитерация, создаваемая повторением определенной согласной фонемы.: Плыли облака, словно жемчужины... (П. Тычина); Прибежали тени - грустные минуты (П. Тычина);

б) эпифора - повторение одинаковых звукосочетаний, слов с целью усиления выразительности и мелодичности высказывания: Шевченко улица зеленая. Напоминает его слова, Что сойдутся племена земли - Семья большая и новая (М. Рыльский);

в) амплификация - художественное нагромождение однородных синонимов, эпитетов, сравнений, антонімічних слов для усиления характеристики определенных лиц, явлений:

Настороженная, немного испуганная. Пригорталась целая - горячая, гибкая, тріпотлива (В. Самчук);

г) градация - художественный прием, фигура, которая заключается в постепенном нагнетании определенных средств выразительности, в переходе от одной к другой, от низшей степени к высшей или наоборот: Так, видимо, и во времена Бояна Квітчалася пора весенняя, И накрапали молодежи дожди, И облака надвигались с Тараще, И ястребы на горизонт углибали. И звонко отзывались цимбалы, И в пролісах озера голубые Всматривались в небесную удивительную ясность... Все как тогда. А где же она, современность? Она в самом главном: в тебе (В. Мисик).

Итак, семантико - синтаксическая однородность в предложении, отличаясь в нем интонационно, всегда по-особому раскрывает смысл предложения. Однородностью создается своеобразная логическая и эмоциональная сущность предложения, а на этой основе и такая же его стилистическая, функциональная неповторимость, индивидуальность, которая никогда не бывает адекватной со стилистикой предложений всех других структурных разновидностей.