Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Раздел 7

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ

Питирім Сорокин

(1889 - 1968)

«Какой бы глубокой не была современная кризис - а она является более глубокой, чем думает большинство людей, - после тяжелого переходного периода просматривается не бездна смерти, а горная вершина жизни, с которой открываются новые горизонты созидания и обновленный вид небес»

Российско-американский философ, социолог и культуролог Питирім Сорокин родился в с. Турья Яренського уезда Вологодской области в простой, но достаточно обеспеченной семье: его отец был патент «золотых, серебряных и чеканных дел мастера»; мать - зирянка по происхождению - умерла, когда мальчику было всего три года. Горе побудило отца до пьянства и побоев детей. В одиннадцать лет Питирім вместе со старшим братом сбежал из дома. Братья занимались ремеслом, реставрацией церквей, разнообразным промыслом, который позволял выжить и не более.

Существует легенда о том, что грамоте Питирім научился на базаре, где один из купцов (за рубль) показал ему буквы, и он сразу овладел письмом и чтением. Конечно, это - сплетни: грамоте Парня научил отец, о котором у него навсегда остались теплые воспоминания. Будущий философ получил довольно приличное начальное образование. Правдой является и то, что из простого крестьянского парня Сорокин сделал быстрый, головокружительный прыжок в университетского профессора. Последнее говорит о незаурядные способности и талант этого известного и почитаемого миром ученого.

П. Сорокин поступает в Психоневрологический институт в Петербурге; через год переходит на обучение к юридического факультета Петербургского университета. Он слушал лекции ученых с мировым именем, в частности, М. М. Ковалевского и Е. В. де-Роберти. Заметив незаурядные способности юноши, М. М. Ковалевськиіі предложил ему должность своего секретаря. Несколько лет П. Сорокин работал под непосредственным руководством выдающегося социолога. Расположение М. М. Ковалевского, который к тому же был руководителем влиятельной масонской организации, обеспечила Сорокину быстрый рост в науке и политике. После Февральской революции 1917 г. Сорокин становится секретарем О. Керенского (который также был масоном); работает редактором эсеровской газеты «Воля народа»; ведет борьбу против революционеров большевистского типа.

Характерно, что П. Сорокин один из первых заметил, распознал те социальные угрозы, которые нес большевизм русской революции: 1) понимание народом революции как вседозволенности; 2) разрушительная деятельность большевиков; 3) нерешительность, бездеятельность Временного правительства. «Эти люди, я убежден, - писал он о большевиках, - предвещают ужасные вещи. Если бы я был правительством, я бы арестовал их без колебаний. Если это необходимо - я бы казнил их, чтобы остановить ужасную катастрофу, в которую они планируют опустить страну».

Победа большевизма приводит к аресту П. Сорокина. 57 дней он провел в Петропавловской крепости вместе с бывшими министрами Временного правительства. Освобождение не сломило характера молодого эсера. Он продолжает борьбу, и снова попадает в тюрьму. Как свидетельствуют документы, от казни он был спасен благодаря зреченню по своей партийной принадлежности, отказом от борьбы за содействием М. М. Ковалевского и по личному согласию В. Ленина.

С 1920 г. П. Сорокин работал профессором Петербургского университета, вільнодумствує, публикует язвительные относительно существующего режима заметки социолога. Инакомыслие в те времена каралось. Именно поэтому в 1922 г. П.сорокин вместе с группой вольнодумцев (Г. Бердяевым, С. Булгаковым, М. Кондратьевым и др.) был выслан из России и эмигрировал в США, где основал социологическую школу. Он написал несколько десятков книг, которые известны всему миру, но в бывшем СССР не публиковались. Среди работ П. Сорокина дореволюционного периода можно назвать такие, как «Преступление и кара, подвиг и награда»; «Проблема социального равенства»; «Л.Н. Толстой как философ». После высылки П. Сорокин написал: «The sociology of revolution»; «Social mobiluty»; «Society, culture and personality»; «Social and cultural dinamics»; «Sociological theories of today» и др.

В России в 1920 г. в Петербурге вышел двухтомник под названием «Система социологии», в 1992 г. в Москве - «Человек. Цивилизация. Общество».

Вклад П. Сорокина в развитие философской мысли определяется введением и интерпретацией как определенной исторической реальности понятие «типа культуры» - целостной системы, меняется эволюционным путем, постепенно исчерпывая собственные жизненные потенции; созданием оригинальной концепции «флуктації культур» - соціодинаміки культуры как закономерного диалектического процесса; исследованиями таких социальных явлений, как «социальная стратификация» и «социальная мобильность», многими другими сюжетами, еще недостаточно изученными и оцененными современниками.

Рассказывают, что в семидесятилетнему возрасте П. Сорокина (как президента Американской ассоциации социологов) посетила делегация ученых - социологов бывшего СССР. Руководитель делегации обратился к нему со словами: «...мы в России помним и знаем вас как крупного социолога...» На это обращение П. Сорокин с присущим ему юмором ответил: «ошибаетесь, уважаемый, я - не «крупный» социолог, - но самый крупный; таких в мире только двое: я и Тойнби...»

П. Сорокин рассматривает исторические законы как проявление человеческой природы, а человека как главную и необходимую предпосылку истории. Любое изменение исторического процесса, любой шаг вперед или назад, пишет П. Сорокин, с делом чести человека и без нее не осуществляется. Человек всегда была единственным творцом своей истории.

В основе исторической концепции П. Сорокина - тезис о приоритете системы ценностей, значущостей, чистых культурных систем, Носителями которых являются индивиды и социальные институты. Исторический процесс является циклическим флуктуацією типов культуры, каждый из которых индивидуально неповторимая система ценностей. Исследователь выделяет три типа культуры: чувственный (sensate) - преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности; ідеаціональний (ideacional). Где доминирует рациональное мышление; идеалистический (idealistic), Что базируется на интуитивном познании (и деятельности). Каждая система культуры воплощается в праве, философию, искусство, мораль, структуру общественных отношений, которые изменяются путем кризисов, революций, войн, социальных катастроф.

В учении П. Сорокина о флуктуацію типов культуры есть нечто мистическое, надуманное, слишком затеоретизоване. В объяснении конкретного типа культуры как системы взаимодействия индивидов и социальных групп на основе определенных социокультурных ценностей, а также в обосновании теорий социальной мобильности и социальной стратификации реализма научности гораздо больше.