Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Мандат (от лат. mandatum - поручение) - поручение, предоставленное полномочия быть представителем. Термин может использоваться как определение правоотношений, связанных с представительством, или непосредственно как название документа, подтверждающий указанные полномочия.

Выделяют несколько видов мандатов, которые различаются системой правоотношений и зависимости выбранной лица от избирателей. В частности, императивный М. и свободный М.

Императивный М. предполагает прямую зависимость депутата от избирателей, выполнение приказов, возможность отзыва, а по сути представительство не всего народа (всего круга избирателей), а только округа, от которого баллотировался кандидат в депутаты и победил. Императивный М. был характерен для эпохи феодализма и сословного представительства, когда по сути и по форме предусматривалось представительство не народа, а определенного состояния. Также императивный М. был характерен для политической системы советского образца (СССР и стран социалистического лагеря), формально депутаты представляли весь народ, но согласно доктрине господствующей идеологии народ как таковой был вершителем прямого управления, носителем самых высоких прав и полномочий, поэтому сохранялось право отзывать депутатов как "слуг народа". Наличие императивного М. может быть формальным, сугубо правовым статусом в случае маловероятности и формального существования института отзыва депутатов. Вместе с тем императивный М. предусматривает функцию депутатов не столько как законодателей и законодателей, сколько как исполнителей хозяйственных нужд округа. Другими словами, до политического статуса депутата прилагается хозяйственная функция. Последнее более естественно для функций депутатов местных советов и местного самоуправления. Формально, по условиям императивного М. возможен правовой казус, когда группы избирателей дадут наказы своим депутатам, которые будут противоречить друг другу и выполнения одного сделает невозможным исполнение другое. В такой ситуации неизвестно, по какому принципу или критерию выбрать приказ для исполнения и на основании чего не выполнять другой. Для полноценного функционирования императивного М. необходима высокая политическая сознательность и организованность избирателей, при отсутствии которых фактически теряется суть такого Г. Также возможно существование опасности использования института отзыва депутата как политической технологии борьбы оппонентов с избранным депутатом, что превратит ситуацию на кампанию по отзыву, а следовательно, на своеобразную политический кризис, что тоже будет подменять сущность принципа императивного М.

Свободное М. регламентирует статус депутата как представителя всего народа, делает независимым от воли отдельных избирателей в период действия мандата. Вместе с тем такой статус не означает полного отсутствия зависимости депутата от избирателей. Она может быть в виде механизма политической ответственности, когда при публичной (прозрачной) деятельности депутата на следующих выборах избиратели могут ориентироваться при голосовании на результаты предыдущей деятельности. В случае пропорциональной системы распределения мандатов и, соответственно, голосование за партии и их блоки потенциально исчезает возможность императивного М. и де-факто возникает (функционирует) свободный Г.

Юридическая энциклопедия: В 6 т. / Редкол.: Ю. С. Шемшученко (отв. ред.) и др. - К., 1998. - Т. 3.

Г. Балабан