География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА

МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

Трубопроводный транспорт - вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых продуктов по трубопроводам. Трубопроводный транспорт составляет 11 % от объема мирового грузооборота. Современное развитие трубопроводного транспорта был подготовлен достижениями в металлургии и машиностроении, а также потребностями хозяйства в транспортировке жидких и газообразных продуктов. Создание широкой сети трубопроводов позволило более эффективно перемещать природный газ, нефть и нефтепродукты на большие расстояния без промежуточных процессов их перегрузки, что имеет место на других видах транспорта (кроме контейнерного). Важная особенность трубопроводного транспорта - непрерывность его функционирования. Это обеспечивается трубопроводами большого диаметра обычно до 1420, а в будущем до 1620 и даже 2200 мм и давлением до 75 и более атмосфер. Трубопроводный транспорт все больше специализируется на перемещении отдельных видов продукции: жидких (от нефти и нефтепродуктов до молока), газообразных (природный и попутный газы, аммиак, этан, этилен), твердых (уголь, зерно). Они перемещаются на различные расстояния - от нескольких километров до нескольких тысяч километров. Конечные пункты поставки разные: нефти - нефтеперерабатывающие заводы; природного газа, аммиака, этана, этилена - химические предприятия; угля и мазута - чаще всего электростанции. У других видов продукции - массовые потребители (природный газ для коммунального и особенно бытового потребления, нефтепродукты - бензин, керосин т.п.). Поэтому кроме магистральных трубопроводов является и разветвленная сеть розвідна трубопроводов. Преимущество трубопроводного транспорта - возможность прокладки его магистралей в условиях различного рельефа, через большие водные пространства, в том числе моря, в условиях вечной мерзлоты. Газопроводный транспорт использует для хранения добытого газа природные или искусственные подземные пустоты. Создание газо - и нефтепроводов приводит к определенным экологическим проблемам (разрыв труб и выброс нефти и газа, нарушение естественного покрова при прокладке труб, в северных районах при наземных трассах трубопроводов - препятствия для миграции животных). Суммарная протяженность только магистральных нефте - и газопроводов в мире приближается к 2 млн км, то есть почти вдвое превышает длину железных дорог и отличие от последних продолжает увеличиваться. По длине нефте - и газопроводов лидируют Северная Америка и Восточная Европа, далеко опережая Западную Европу и другие регионы мира. Самая длинная сеть трубопроводов сооружена в США, которые первыми развернули их создания. В СССР, который уступал США по протяженности газо- и нефтепроводов, их строительство началось позже, и были использованы трубы большего диаметра. Назад в СССР объемы работы трубопроводного транспорта (в 1990 г. - 58 % в мире) превосходили подобные в США. Крупнейшим нефтепроводом Восточной Европы нефтепровод «Дружба». Это целая система международных трубопроводов общей протяженностью 5,5 тыс. км. В Северной Америке самые длинные нефтепроводы Редуотер - Порт-Кредит (4,8 тыс. км) и Эдмонтон - Монреаль (3,2 тыс. км).