ВАЖНЕЙШИЕ СУДОХОДНЫЕ КАНАЛЫ
Международные каналы, сокращая мировые
морские пути, играют важную роль в морском судоходстве и мировой
торговли, через них идут большие потоки судов и грузов. Международные каналы
могут иметь также большое военно-стратегическое значение (например, Суэцкий,
Панамский, Кильский).
Суэцкий канал - это судоходный
безшлюзовий морской канал на северо-востоке Египта, соединяющий Красное море
со Средиземным морем. Этот канал - кратчайший водный путь между портами
Атлантического и Индийского океанов (на 8-5 тыс. км короче путь вокруг
Африки). Зона Суэцкого канала считается условной границей между Африкой и Азией.
Суэцкий канал был официально открыт для судоходства в 1869 г.
Длина Суэцкого канала
|
161 км
|
Ширина по дну
|
120-150 г
|
Глубина
|
45-60 м
|
Скорость прохода судов через канал
|
11 - 12 часов
|
Входные порты - Порт-Саид (с Фуадом) с
стороны Средиземного моря; Суэц (с Тауфіком) со стороны Красного моря. Для поставки
канала речной водой из Нила прорыт так называемый пресноводный канал Исмаилия.
Географическое положение канала в центре международных морских коммуникаций,
связывают нефтедобывающие страны Ближнего и Среднего Востока с Западной Европой и
обеспечивают ее связи с Азией, Австралией и Восточной Африкой, обусловило
высокая степень загруженности Суэцкого канала.
Год
|
Количество судов
|
Общий тоннаж
|
1870
|
486 судов
|
0,4 млн т
|
1913
|
5,1 тыс.
|
20 млн т
|
1966
|
21,25 тыс.
|
274,3 млн т
|
Более 70 % перевозок составляют нефть
и нефтепродукты. За эксплуатацию канала Египет получил в 1966 г. 95 млн
египетских фунтов. По тоннажу перевозимых грузов Суэцкий канал до
1967 г. стоял на первом месте среди всех международных каналов. На него
приходилось ок. 15 % мировых перевозок грузов и свыше 20 % перевозок нефти
и нефтепродуктов. В 1983 г. канал был реконструирован. В наше время через
Суэцкий канал ежегодно проходит ок. 30 тыс. судов.
Панамский канал. В середине XIX в.
Великобритания и США оспаривали право на постройку канала. Франция,
воспользовавшись их противоречиями, начала строительство в 1879 p., но в связи с крахом французской
компании право на сооружение Панамского канала в 1901 г. перешло к США.
Панамский канал - искусственный водный путь на территории Панамы и Центральной
Америки, перетинаючий Панамский перешеек в его наиболее низкой части и
связывающий Атлантический и Тихий океаны. Панамский канал долго считался одним из
важнейших транспортных водных путей международного значения. Он и сейчас
проходит в пределах особой зоны под юрисдикцией США. В 1904 г. военное
министерство США начало строительство канала. Первое судно прошло через
Панамский канал в 1914 p., но официально открытие состоялось в 1920 p., после чего канал фактически вступил в
строя.
Длина Панамского канала
|
81,6 км
|
Гарантийная глубина на шлюзах
|
12,5 м
|
Ширина
|
150 м
|
Скорость прохода судов через канал
|
7-8 ч, минимум - 4 ч
|
У атлантического входа в Панамский
канал расположены порты Кристобаль и Колон, у тихоокеанского - Бальбоа и
Панама. На Панамском канале есть 6 ступеней (по три на каждом шлюзе) парных
шлюзов. Проводка судов через шлюзы осуществляется специальными электровозами.
Средняя пропускная способность Панамского канала - 36 судов, максимальная - 48
судов в сутки. Панамский канал лишил судна необходимости идти через
Магелланов пролив или вокруг мыса Горн и в корне изменил направление ряда
важнейших морских путей. Наибольшее значение Панамский канал имеет для
связей восточного и западного побережий США (и Канады), расстояние между которыми
сократилось в 2,5-3 раза, между восточными побережьями США и Дальнего Востока, а
также между странами Латинской Америки. В 1971 г. через Панамский канал прошло
15,3 тыс. судов, общим тоннажем 121 млн т из Атлантического в Тихий океан, и
69 млн т из Тихого в Атлантический. Из них более 70 % приходится на грузы,
отправляются из США или идут в порты США. Пропускная способность Панамского
канала уже почти исчерпана.
К тому же через его шлюзы не могут пройти
суда водоизмещением более 40 тыс. т - большие пассажирские лайнеры,
супертанкеры и новейшие авианосцы.
Нильский канал - канал в Германии,
соединяет Балтийское и Северное моря, проходит от Нильской бухты до устья р.
Эльба, пересекая п-ов Ютландия. Открытый в 1895 г. Длина 98,7 км, глубина
11,3 м, ширина 104 м, имеет две пары головных шлюзов.