Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 7. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

 

§ 1. Особенности научного познания

Ценность науки, ее достоинства и недостатки

 

Следовательно, вопрос о ценности науки приобрело особое значение в рамках самой науки, в очагах ученых и методологов науки. Одним из первых, кто сосредоточил внимание на этом вопросе, был австрийский философ науки П. Фейєрабенд.

Какова же ценность науки? Прежде всего, науке мы обязаны невероятными открытиями, которые улучшают нашу повседневную жизнь и совершенствуют наш человеческий дух. Но дает ли это основания считать науку наиболее ценным знанием среди всех знаний, которыми владеет человечество? Фейєрабенд отвечает на этот вопрос отрицательно. Ведь мифы, религии, магические учения и философские теории тоже в свое время привели к невероятных открытий и так же улучшили нашу повседневную жизнь и совершенствовали человеческий дух. Вспомним хотя бы, скольким открытием мы обязаны мифам. Именно благодаря мифам человечество научилось сохранять огонь, вывел новые сорта растений и виды животных, мифы способствовали открытию основных фактов астрономии и географии, благодаря мифам была создана медицинская теория, которую сегодня мы называем «альтернативной медициной».

 

Действительно наука ценнее, чем философия Аристотеля, или учение о дао? А может наука является одним из многих «мифов», возникший при определенных исторических условий, или одним из способов бытия-в-мире, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки? В любом случае о достоинствах и преимуществах науки способен рассуждать каждый, что же касается недостатков науки, то их можно свести сегодня к таким.

Институциональная авторитарность науки. Парадокс заключается в том, что наука в демократическом обществе является наименее демократическим институтом. Во-первых, она не оставляет свободы выбора для других форм и способов знания, вытесняя их из системы образования как «ненаучные» и «ложны». Физика, химия, астрономия, история должны изучаться и их нельзя заменить натуральной магией, алхимией, астрологией, мифологией. Во-вторых, если государство и церковь, государство и миф, государство и магия четко отделены друг от друга, то государство и наука неразрывно связаны между собой. На развитие науки тратят огромные средства. Это можно понять с экономической и утилитарной точек зрения, но с моральной и ценностной это остается непонятным и никак не связано с принципом свободного исследования истины.

Наука уменьшает мировоззренческую и гуманистическую ценность знания, вытесняя и обесценивая сам субъект познания, то есть человека. Человек как бы выводится за пределы познания. Результатом является нарушение единства знания и самосознания, познания и самопознания. При этом исчезает единое научное поле знания. Процесс дифференциации наук приводит к «вавилонского перемешивание языков» науки, ученые различных отраслей знания перестают понимать друг друга. Вследствие этих процессов теряется единственный цепь науки и ценностная иерархия научных идей. Какие из наук являются более важными и их необходимо изучать в первую очередь? А которые должен изучать узкий круг специалистов?

Все эти вопросы останутся нерешенными, пока общее здание науки будет расколотой на две части: на науки о природе, которые до сих пор остаются синонимом собственно науки, возникшей на почве естествознания в XVII в., и на науки о духе (науки о человеке), которые в весьма относительном смысле имеют сегодня статус наук.