Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 4 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 79

Тема. Местоимения 1-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами

 

Цель: ознакомить с системой спряжения, падежными формами местоимений 1-го лица, учить определять их роль в предложении, формировать навык раздельного написания местоимений с существительными; развивать умение употреблять местоимения в речи в нужной форме; воспитывать аккуратность выполнения записей в тетрадях.

Оборудование: карточки индивидуального опроса.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

1. Работа с упражнением 44

2. Карточки индивидуального опроса

Карточка 1

Спиши. Укажи лицо местоимений.

Невысокая у нас полка -

На полку слезла кошка,

Увидела помазок,

Взяла его за челку.

Стала везде им крутить,

На все стороны катить,

Закатила невесть где,

Не найдет его нигде.

(М. Пидгирянка)

Карточка 2

Спиши. Найди местоимения определи их лицо.

Простудились утята:

- Кхе-ках!

Отнесу я их до дома на руках,

Буду хорошо ухаживать изо дня в день.

Поправляйтесь, каченяточка, мне.

Напитка я вас тепленьким молочком.

Накормлю и накрою полотенцем.

А когда вам станет совсем горячо -

Налякається простуда и убежит.

(Н. Стефурак)

Карточка 3

Спиши. Подчеркни местоимения 1-го лица одной линией, 2-й лица - двумя линиями, 3-й - волнистой линией.

Далеко от нас восточные границы страны. Я пошел к палатке, и гусята побежали за мной, каждый раз поднимая крик, когда я от них отдалялся. Мы решили заночевать над рекой. Не знаю, когда мы уснули, но утром нас разбудили кулики и чайки. Они увидели на острых колючках с десяток жуков и гусениц. Молнии пролетали ему над головой, громы катились по его спине и разбивались о нее на денежки. Ведет тропинка Татьянку и все ей показывает. Ты для всех, и все для тебя.

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

- Выберите местоимения 1-го лица.

Ты, он, меня, я нас, тебе нами, мной, оно, на нас, мы, мне.

- А почему вы решили, что местоимения меня, нас, нами, мной, на нас, мне принадлежат к 1-го лица?

 

III. Объявление темы и цели урока

- Сегодня мы узнаем, как изменяются местоимения 1-го лица и какие формы имеют местоимения я и мы.

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Коллективная работа

Учитель предлагает детям просклонять местоимения 1-го лица. Один ученик (по желанию) работает на доске.

- Что интересного заметили?

- Как определить падеж местоимения?

- Прочитайте правило на с. 28. Есть ли там что-то новое для нас?

2. Комментируемое выполнения упражнения 49

 

V. Закрепление и систематизация знаний

1. Работа в парах (за упражнением 47)

- В форме какого падежа местоимение в предложении является подлежащим?

- А какую роль выполняют в предложении местоимения в косвенных падежах?

2. Самостоятельная работа (за упражнением 48)

- Как определить падеж местоимения?

3. Развитие связной речи

- Прочитайте текст упражнения 46.

- Продолжите устно рассказ капли.

- Давайте поиграем в игру «Кто больше?». Будем искать в тексте местоимения 1-го лица. Победит тот, кто найдет все местоимения 1-го лица, определит их число и падеж.

- Найдите местоимения с предлогами, объясните их правописание.

 

VI. Итог урока

1. Беседа

- Выполнить устно упражнение 60.

- Докажите свою правоту.

- Почему местоимения мной, нас, меня, нами, нам принадлежат к 1-го лица?

- А что мы узнали о правописании местоимений с предлогами?

2. Комментарий к домашнему заданию

 

VII. Домашнее задание

Правила на с. 28, 29; упражнение 51.