Урок 79
Тема. Местоимения 1-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами
Цель: ознакомить с системой спряжения, падежными формами местоимений 1-го лица, учить определять их роль в предложении, формировать навык раздельного написания местоимений с существительными; развивать умение употреблять местоимения в речи в нужной форме; воспитывать аккуратность выполнения записей в тетрадях.
Оборудование: карточки индивидуального опроса.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
1. Работа с упражнением 44
2. Карточки индивидуального опроса
Карточка 1
Спиши. Укажи лицо местоимений.
Невысокая у нас полка -
На полку слезла кошка,
Увидела помазок,
Взяла его за челку.
Стала везде им крутить,
На все стороны катить,
Закатила невесть где,
Не найдет его нигде.
(М. Пидгирянка)
Карточка 2
Спиши. Найди местоимения определи их лицо.
Простудились утята:
- Кхе-ках!
Отнесу я их до дома на руках,
Буду хорошо ухаживать изо дня в день.
Поправляйтесь, каченяточка, мне.
Напитка я вас тепленьким молочком.
Накормлю и накрою полотенцем.
А когда вам станет совсем горячо -
Налякається простуда и убежит.
(Н. Стефурак)
Карточка 3
Спиши. Подчеркни местоимения 1-го лица одной линией, 2-й лица - двумя линиями, 3-й - волнистой линией.
Далеко от нас восточные границы страны. Я пошел к палатке, и гусята побежали за мной, каждый раз поднимая крик, когда я от них отдалялся. Мы решили заночевать над рекой. Не знаю, когда мы уснули, но утром нас разбудили кулики и чайки. Они увидели на острых колючках с десяток жуков и гусениц. Молнии пролетали ему над головой, громы катились по его спине и разбивались о нее на денежки. Ведет тропинка Татьянку и все ей показывает. Ты для всех, и все для тебя.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
- Выберите местоимения 1-го лица.
Ты, он, меня, я нас, тебе нами, мной, оно, на нас, мы, мне.
- А почему вы решили, что местоимения меня, нас, нами, мной, на нас, мне принадлежат к 1-го лица?
III. Объявление темы и цели урока
- Сегодня мы узнаем, как изменяются местоимения 1-го лица и какие формы имеют местоимения я и мы.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Коллективная работа
Учитель предлагает детям просклонять местоимения 1-го лица. Один ученик (по желанию) работает на доске.
- Что интересного заметили?
- Как определить падеж местоимения?
- Прочитайте правило на с. 28. Есть ли там что-то новое для нас?
2. Комментируемое выполнения упражнения 49
V. Закрепление и систематизация знаний
1. Работа в парах (за упражнением 47)
- В форме какого падежа местоимение в предложении является подлежащим?
- А какую роль выполняют в предложении местоимения в косвенных падежах?
2. Самостоятельная работа (за упражнением 48)
- Как определить падеж местоимения?
3. Развитие связной речи
- Прочитайте текст упражнения 46.
- Продолжите устно рассказ капли.
- Давайте поиграем в игру «Кто больше?». Будем искать в тексте местоимения 1-го лица. Победит тот, кто найдет все местоимения 1-го лица, определит их число и падеж.
- Найдите местоимения с предлогами, объясните их правописание.
VI. Итог урока
1. Беседа
- Выполнить устно упражнение 60.
- Докажите свою правоту.
- Почему местоимения мной, нас, меня, нами, нам принадлежат к 1-го лица?
- А что мы узнали о правописании местоимений с предлогами?
2. Комментарий к домашнему заданию
VII. Домашнее задание
Правила на с. 28, 29; упражнение 51.