Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС
Планы-конспекты Для школ с русским языком обучения

СТРОЕНИЕ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ

 

УРОК № 78

Тема. Основа слова и окончание переменных слов. Формы слова и однокоренные слова

 

Цель: углубить знания учащихся об основе слова и окончании переменных слов, формы слова и однокоренные слова; добиться усвоения ими языкового материала; учить учащихся определять основу слова и окончание переменных слов, различать формы слова и однокоренные слова; прививать любовь к природе.

Оборудование: учебник.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Вступительное слово учителя.

Мы начинаем изучать новый раздел языкознания «Строение слова». Вы ознакомитесь с составными частями слова, узнаете, какое значение они ему предоставляют, почему называются значимыми. Усвоив эти знания, вы сможете подбирать однокоренные слова и образовывать новые, правильно употреблять и писать слова.

2. Работа по учебнику.

Упражнение 505.

Задание: прочитать. Определить, что в рассказе о дерево показалось самым интересным? Где используют дерево, что из него можно сделать?

3. Работа у доски.

Задачи: провідмінювати слово дерево. Какая часть этого слова будет меняться?

4. Слово учителя.

Изменяемая часть слова называется окончанием. Сказывается .

Окончание может быть нулевым: дождь, гай.

Окончание выражает грамматическое значение слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

5. Работа по учебнику.

Упражнение 507.

6. Слово учителя.

Есть изменяемые и неизменяемые слова. Неизменны слова имеют одну форму и не имеют окончания. Это, как правило, слова иноязычного происхождения и наречия: вчера, всегда, метро, такси, пюре.

Часть слова без окончания называется основой. Основа выражает лексическое значение слова и обозначается так: .

Основа слова может состоять из таких частей: корня - общей части однокоренных слов; слова - часть слова, стоящая перед корнем; суффиксы - части слова, которая стоит после корня.

7. Работа у доски.

Задача: определить окончание и основу в словах: белого, трава, звонок, пишут, красный, весна.

8. Игра «Лишнее слово».

Задача: удалить из группы слов «лишнее слово», обращая внимание на окончания:

а) небо, поля, снег, окно, правда;

б) луч, стекло, вечер, завтрак, печь;

в) госпожа, такси, метро, идея, жюри;

г) сегодня, громко, память, около, наизусть.

9. Работа по учебнику.

Упражнения 509 (устно), 510 (письменно).

10. Работа в тетрадях.

Задача: подобрать к поданным слов однокоренные, выделить корень.

Вареный, вечер, учить, писать, весна, вода, веселый.

11. Распределительный диктант.

Задача I: выписать в один столбик однокоренные слова, а в другую - формы слова.

Ветер, ветерок, вітрюга, ветра, ветреный, ветром, вітрище.

Задача II: группировать однокоренные слова (записаны на доске) и записать их.

Молоко, бессилен, вода, школа, школьный, сильный, молочко, подводный, сила, молочный, надводный, пришкольный.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Беседа.

- Что называется окончанием?

- Для чего служит окончание?

- Какие слова не имеют окончания?

- Что называется основой?

- Чем отличаются однокоренные слова от форм слова?

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник, § 60, упражнение 511.