СТРОЕНИЕ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ
УРОК № 78
Тема. Основа слова и окончание переменных слов. Формы слова и однокоренные слова
Цель: углубить знания учащихся об основе слова и окончании переменных слов, формы слова и однокоренные слова; добиться усвоения ими языкового материала; учить учащихся определять основу слова и окончание переменных слов, различать формы слова и однокоренные слова; прививать любовь к природе.
Оборудование: учебник.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Вступительное слово учителя.
Мы начинаем изучать новый раздел языкознания «Строение слова». Вы ознакомитесь с составными частями слова, узнаете, какое значение они ему предоставляют, почему называются значимыми. Усвоив эти знания, вы сможете подбирать однокоренные слова и образовывать новые, правильно употреблять и писать слова.
2. Работа по учебнику.
Упражнение 505.
Задание: прочитать. Определить, что в рассказе о дерево показалось самым интересным? Где используют дерево, что из него можно сделать?
3. Работа у доски.
Задачи: провідмінювати слово дерево. Какая часть этого слова будет меняться?
4. Слово учителя.
Изменяемая часть слова называется окончанием. Сказывается .
Окончание может быть нулевым: дождь, гай.
Окончание выражает грамматическое значение слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
5. Работа по учебнику.
Упражнение 507.
6. Слово учителя.
Есть изменяемые и неизменяемые слова. Неизменны слова имеют одну форму и не имеют окончания. Это, как правило, слова иноязычного происхождения и наречия: вчера, всегда, метро, такси, пюре.
Часть слова без окончания называется основой. Основа выражает лексическое значение слова и обозначается так: .
Основа слова может состоять из таких частей: корня - общей части однокоренных слов; слова - часть слова, стоящая перед корнем; суффиксы - части слова, которая стоит после корня.
7. Работа у доски.
Задача: определить окончание и основу в словах: белого, трава, звонок, пишут, красный, весна.
8. Игра «Лишнее слово».
Задача: удалить из группы слов «лишнее слово», обращая внимание на окончания:
а) небо, поля, снег, окно, правда;
б) луч, стекло, вечер, завтрак, печь;
в) госпожа, такси, метро, идея, жюри;
г) сегодня, громко, память, около, наизусть.
9. Работа по учебнику.
Упражнения 509 (устно), 510 (письменно).
10. Работа в тетрадях.
Задача: подобрать к поданным слов однокоренные, выделить корень.
Вареный, вечер, учить, писать, весна, вода, веселый.
11. Распределительный диктант.
Задача I: выписать в один столбик однокоренные слова, а в другую - формы слова.
Ветер, ветерок, вітрюга, ветра, ветреный, ветром, вітрище.
Задача II: группировать однокоренные слова (записаны на доске) и записать их.
Молоко, бессилен, вода, школа, школьный, сильный, молочко, подводный, сила, молочный, надводный, пришкольный.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Беседа.
- Что называется окончанием?
- Для чего служит окончание?
- Какие слова не имеют окончания?
- Что называется основой?
- Чем отличаются однокоренные слова от форм слова?
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник, § 60, упражнение 511.