7 КЛАСС
Тема 1. Образное содержание музыки
Урок 8
Тема урока. Особенности музыкальных образов. Повторение изученных песен. Музыкальная викторина
Мeтa урока: определить уровень приобретенных знаний, умений и навыков по данной теме; развивать у детей ладо-тональный слух и музыкальный вкус; вызвать интерес к музыке, обогащать эмоциональный мир детей.
Тип урока: урок - игра.
Оборудование: магнитофон, фортепиано, аудио-записи, портреты композиторов.
Ход урока
И. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
Игра „Меломан”.
Условия игры: в игре принимают участие 5 команд и учитель.
Игра проводится в 5 туров.
И -„ Биографический”
II - „ Музыковедческий”
III - „Теоретический”
IV - „ Вокальный”
V - „Эрудит”.
И тур „Биографический”.
Задача тура состоит из 5-ти предложений определить, о каком композиторе идет речь, и поднять соответствующую цифру (портреты композиторов расположены на доске под соответствующими номерами).
Зачитываю предложения:
1. Творчество композитора формировалась под влиянием идей Французской революции.
2. Тематика большинства его произведений - борьба добра и зла.
3. Об одном из своих произведений сказал: „Так судьба стучится в дверь”. - (Л. ван Бетховен).
1. Его наставником был Клод Дебюсси.
2. В своих произведениях развивал принципы импрессионизма.
3. В музыке был поборником правды и красоты. (Морис Равель).
1. Большое место в его творчестве занимает вокальная музыка.
2. На его могиле высечены слова: „Смерть похоронила здесь большой с а еще большие надежды”.
3. Это один из первых композиторов-романтиков. (Франц Шуберт).
1. Основатель украинской классической музыки.
2. Написал 3 детских оперы на сюжеты сказок.
3. Основал музыкально-драматическую школу в Киеве. (М. Лысенко).
II тур „Музыковедческий”.
Демонстрирую фрагменты музыкальных произведений, а ученики согласно списка доске поднимают номер произведения.
1. Ф. Шуберт. Баллада„Лесной царь”.
2. Ф. Лист. „Рапсодия”.
3. Л. ван Бетховен. Увертюра „Эгмонт”.
4. М. Равель. „Болеро”.
5. К. Сен-Санс. „Лебедь”.
6. Б. Фильц. „Закарпатские картинки”.
III тур „Теоретический”.
Заполнить кроссворд: дается ключевое слово (образ), а учащиеся называют известные слова, объясняют ее значение и записывают в кроссворд.
IV тур „Вокальный".
Выполнить одну из изученных песен, опознав ее по ритмическим рисунком, мотивом песни.
1. „Баллада о мальвах".
2. „Улыбайтесь".
3. „Украино".
4. „Музыка".
V тур „Эрудит”.
Ответить на вопросы:
1. Сколько музыкальных образов изображен в балладе Шуберта „Лесной царь”? (Три: лесной царь, отец и сын).
2. Для чего Бетховен использовал в увертюре „Еґмонт” старинный французский танец сарабанду? (Чтобы воссоздать образ испанских завоевателей).
3. Что положено в основу „Рапсодии” Листа? (Народные песни и танцы).
4. Музыкальные образы народа изображены в „Болеро” М. Равеля? (Испанского).
5. С помощью каких элементов музыкального языка К. Сен-Санс создал музыкальный образ произведения „Лебедь”).
6. С помощью каких элементов создается образное содержание музыки? (Ритм, темп, мелодия, метр, динамика).
Подведение итогов. Определяются победители каждого тура, которые набрали больше всего баллов и оцениваются.