Содержание внеклассной работы
Основным содержанием внеклассной работы являются:
□ усвоения
общих сведений о языке, актуальных вопросов лексикологии, фразеологии,
грамматики, стилистики, риторики и т.д.;
□ ознакомление
с лексикографічними, энциклопедическими, справочными изданиями;
□ ознакомление
с этимологическими сведениями;
□ обработка
лингвистического материала, отражающего современное состояние языка;
□ изучение
сведений по культуре речи.
С целью формирования у школьников мировоззренческих представлений о развитии языка и
общества можно использовать научно-популярную литературу о возникновении
письменности, деятельность Кирилла и Мефодия, о летописцев, о монастыре
(Киево-Печерская лавра), которые стали очагами культуры и т.д.
Сведения о значении и происхождении многих слов и выражений обогатят представление
учащихся о языке как живое явление, помогут понять диалектику языка, вызовут
интерес к познанию определенных лингвистических явлений, способствовать выработке у учащихся
сознательного отношения к использованию в речи богатств украинского языка.
Ученики лучше поймут сложные лингвистические процессы в развитии языка, если
учитель на конкретном интересном материале сможет показать источники этих процессов,
их отражение в языковых фактах, особенно переходного характера, например,
рождение новых слов, возникновение фразеологизмов, переход одних грамматических
разрядов в другие и т.д.
Так, ученик понимает, что в словосочетании золотые часы прилагательное золотой
относительный, ибо означает вещество, из которого изготовлен предмет. В строках тихие ...
глаза твои золотые... (В. Сосюра) прилагательное использован как качественный не только на
обозначения цвета, но и с оценочным значением, что позволило мастеру слова
грамматическими средствами выразительности передать свое восхищение.
Сейчас вновь возникает интерес к проблеме "человек науки". Рассматривая
персоналии в системе личностных, внутренне научных и обще-социальных
связей, необходимо познакомить учащихся с биографиями и научной деятельности
многих выдающихся ученых: и. Огиенко, Б.гринченко, Ю.Шереха и др. Такие
особистіші качества, как целеустремленность, преданность науке, трудолюбие,
разносторонность интересов могут дать молодежи пищу для размышлений над собственным
жизнью.
Богатства языка, кропотливую исследовательскую работу ученых можно показать через работу с
разнообразными словарями. Задача учителя состоит в том, чтобы на учить
школьников пользоваться словарями, выполняя различные поисковые задачи. Это
способствовать обогащению словарного запаса учащихся и развитию их связной
речи (составление тематических виде словариков, небольшие сообщения об этимологии
слов, происхождение фразеологизмов, стилистический эксперимент и т.д.).
Важную роль в формировании языковой личности играет лінгвокраєзнавство, которое
дает возможность объединить лингвистическую теорию с повседневной ученической
практикой, привлечь к учебно-воспитательного процесса культурно-образовательные учреждения
населенного пункта, в котором проживают ученики. Так, например, обращение к
топонимических названий, что является одним из важнейших путей изучения истории родного
края, расширение кругозора учащихся, углубление их интеллекта, помогут
глубже усвоить на уроках украинского языка темы "имена Существительные собственные и
общие названия", "Словообразование".
Топонимы почти никогда не бывают случайными, поэтому их называют летописью
Земли. Топонимия - явление языковое, что находится в постоянном развитии, очень
тесно связано с историей, географией. Названия городов и деревень, гор и долин
отражают материальную и духовную культуру народа.
Для сбора материала могут быть использованы различные справочники, планы,
карты, материалы исторических и краеведческих музеев, беседы со старожилами и т.д.
Обрабатывая собранный материал, дети знакомятся с принципами номинации,
источниками образования топонимов, спецификой создания названий населенных пунктов,
улиц, площадей, переулков и т.п.
Анализируя с учащимися семантике мотивирующих основ, следует выделить топонимы
ономастичного происхождения, где мотивирующим основой выступают собственные названия
(Ивановна, Варваровка, Глафірівка, Петровка и т.д. - от имен лиц, Валуйки,
Полтавское, Новоахтирівка и др. - от названий других населенных пунктов;
Воскресенское, Преображенское, Покровское, Першозванівка, Троицкое, Христово и
др. - названия, связанные с церквями и религиозными праздниками), а также топонимы
апелятивного происхождения, где мотивирующим основой выступают общие названия,
характеризующие географические особенности края, характер рельефа, флоры (ул.
Садовая, Вишневая, Степная, Мергельная, Меловая), называют объекты, расположенные
на этой улице (ул. Клубная, Школьная, Музейная, Театральная, Галерейная, пров.
Интернатский, Заводской) и т.п.
Отбор топонимического материала для изучения на заседаниях кружка можно ограничить
не территориально, а тематически (названия улиц, площадей, населенных пунктов,
увековечивают имена выдающихся украинцев).
О богатство и выразительность украинского языка ярко и убедительно говорили
отечественные и зарубежные писатели. Много таких высказываний приводятся в
школьных учебниках. Отбор соответствующего материала, создание альбомов, выпуск
лингвистических газет, подготовка и проведение предметных недель, устных журналов,
языковых радиопередач и т.п., в которых говорится о величии, красоте украинского языка,
пробуждают в учащихся чувство гордости за свой язык, интерес и желание овладеть
ее. Задача учителя состоит в том, чтобы учащиеся самостоятельно убедились в
объективности этих оценок.
Работа с разнообразными лексикографічними изданиями поможет ученику увидеть
богатство лексического и фразеологічного состава украинского языка, способность слова
иметь не одно, а несколько значений, развитую синонимику, деривационные возможности
украинского слова и многое другое.