Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Методика обучения украинского языка

10.2. Формы и содержание внеклассной работы

Формы внеклассной работы в школе разнообразны: одни из них проводятся постоянно с постоянным составом учащихся их называют систематическими. К таким формам относятся выпуск стенгазет, подготовка устных журналов, языковых радиопередач, заседание языкового кружка, работа в системе Малой академии наук (МАН).

До эпизодических форм относятся олимпиады, неделя украинского языка, языковые ранки (вечера), экскурсии в библиотеки, музеев, редакций, конкурсы, выставки, языковые олимпиады, презентации лингвистической литературы, международный детский конкурс с украинского языка имени Петра Яцика, защити работ в системе Малой академии наук.

Эти меры могут проводиться как самостоятельные виды внеклассной работы под руководством учителя словесника и привлеченного им актива учащихся, а могут организовываться кружком, который таким образом популяризирует свою работу. Своеобразной чертой эпизодических форм внеклассной работы являются массовость, однако более глубокими и эффективными, конечно, есть те, где работа происходит систематически на протяжении длительного периода времени.

Одним из распространенных видов внеклассной работы является Неделя украинского языка и литературы, что происходит как заранее подготовленный праздник, пробуждающий интерес к украинского языка и литературы и имеет значительное влияние на учеников. Ученики каждого класса выпускают стенгазету или бюллетень: "Мир общения", "Занимательная грамматика", "Жемчужины народной речи", "Не бойтесь заглядывать в словарь..." и т.д. Неделю должен проводиться с учетом возрастных особенностей школьников и их пожеланий.

Приведем для образца примерный план проведения Недели украинского языка.

Понедельник

1. Открытие Недели.

2. Лингвистический парад. Выступления учащихся 5-8 классов.

3. Выставка лучших тетрадей с украинского языка, произведений, стихов.

4. Конкурс стенгазет.

5. Подведение итогов первого дня.

Вторник 1. Проведение во всех классах первого урока "Язык - душа народа".

Среда 1. Проведение олимпиад с украинского языка ( 5-11 кл.) и литературы ( 9-11 кл.).

Четверг 1. Конкурс чтецов (по возрастным группам) "Мово рідна, слово рідне..."

6. Подведение итогов конкурса.

Пятница 1. Лингвистический брейн-ринг для учащихся 5-7 классов.

7. Проведение конкурсных диктантов с украинского языка для учеников 8-11 классов.

Суббота 1. Подведение итогов Недели, награждение победителей.

8. Языковой вечер для старшеклассников.

Традиционной формой внеклассной работы с украинского языка является вечер (утро), посвящается определенной теме, например, "Язык - душа народа". "Сначала было Слово...", "Краски родного слова", " великолепная наука - языкознание", "Афоризмы - жемчужины народной мудрости", "Что означает твое имя" и т.д. К содержанию вечера (утра) включаются доклады и сообщения учащихся, выразительное чтение поэтических и прозаических произведений, игры, викторины, инсценировки, готовятся выставки литературы, плакаты, стенгазеты. Вечер (утро) - это итог длительной предварительной подготовки: разработки сценария, изучение стихов и т.д.

Наиболее распространенными формами систематической вне классной работы являются языковые кружки. Планы работы таких кружков составляются учителями-словесниками с учетом личных интересов, возрастных особенностей, способностей учащихся. Большое значение на заседаниях языкового кружка имеет информация, помещенная до школьного учебника, что способствует расширению кругозора учащихся, совершенствованию языковой, коммуникативной компетенций.

Олимпиада с украинского языка - одна из форм внеклассной и внешкольной работы учащихся, проводится с целью развития познавательных интересов, творческих способностей учащихся, а также для выяснения круга их интересов, выявления детей, которые имеют высокий уровень знаний, для участия в районных (городских) олимпиадах и для организации индивидуальной работы с ними. Своеобразной чертой этой формы внеклассной работы является широкий охват учащихся и дух соревнования. Результаты олимпиады дают возможность учителям-словесникам увидеть результаты своего труда, критически оценить свою работу.

Олимпиада проходит в несколько этапов. Первый - в классе, победители принимают участие в общешкольной олимпиаде, победители школьного - в районной, а победители районного - в областной. Победители областных олимпиад принимают участие в соревнованиях Всеукраинской олимпиады юных филологов.

Для проведения олимпиады создается оргкомитет. К нему, как правило, входят заместители директора, руководители школьных методических объединений, учителя-словесники. С целью подготовки заданий, проверки и оценки работ участников создается жюри. Возглавляет жюри чаще всего руководитель методобъединения, к состав могут входить учителя украинского языка и литературы, преподаватели в ВУЗАХ, которые работают в школе, старшеклассники (для проведения олимпиад в младших классах), студенты, которые проходят практику. Состав оргкомитета, жюри утверждается директором школы. Председатель оргкомитета распределяет обязанности между членами. Самым ответственным этапом подготовки является составление заданий для олимпиады. Рассмотрим требования к ним.

□ количество заданий может варьироваться от 4 до 7.

□ располагаются задачи в порядке нарастания трудностей.

Первые одно-два задания должны быть доступны всем учащимся, поскольку в школьной олимпиаде принимают участие все желающие. Ученик, который не выполнил ни одного задания, теряет уверенность в своих силах, а иногда и интерес к предмету. Следующие 2-3 задачи повышенной сложности. Их должна выполнить половина участников. Олимпиада - своеобразное филологическое испытание заключается в выполнении учащимися ряда творческих заданий повышенной сложности, требующих широкой эрудиции, сообразительности, развитого языкового чутья. Поэтому последние одно-два задания сложные, выполнить их могут только единицы (это задача уровня районной (городской) олимпиады).

Задания должны касаться различных разделов школьного курса украинского языка, но, как правило, они строятся на материале, который изучается в течение текущего года. Важно, чтобы вопросы и задания не повторяли тех формулировок, используются в школе, а по возможности давались в интересной форме, требовали от учащихся размышлений, сопоставлений, обобщений.

Окончательный вариант задач желательно обсудить на заседании методоб'єднаппя, требуют обсуждения и критерии оценивания.

В школьной олимпиаде принимают участие все желающие.

Продолжительность олимпиады: 5-6 классы - 1-1,5 часа; 7-8 классы - 1,5 часа; 9-11 классы 2-3 часа.

Каждому участнику желательно предоставить отдельный стол. Член жюри знакомит участников со содержанием заданий, критериями оценивания, сообщает о регламенте. Задача могут выполняться учащимися в любом порядке. За несколько минут до Окончания работы член жюри предупреждает об окончании олимпиады. Ученики начинают сдавать работы. После небольшого перерыва один из членов жюри проводит в классе разбор задач. Откладывать это нецелесообразно.

С целью содействия утверждению государственного статуса украинского языка, подъема его престижа среди ученической и студенческой молодежи, воспитание уважительного отношение к культуре и традициям украинского народа с 2001 года проводится Международный детский конкурс украинского языка имени Петра Яцыка, в котором принимают участие учащиеся 1-11 классов школ. Конкурс призван поощрить учеников не просто знать государственный язык, но и общаться на нем везде: в семье, в школе, па улице с друзьями. Конкурс проходит в четыре этапа: первый - в учебных заведениях, второй - в районах, третий - областной, четвертый - общенациональный.

В учебных заведениях задачи конкурса готовят учителя словесники. Своеобразие задач этого конкурса заключается в том, что, кроме традиционных письменных, обязательными являются устные задания. Готовя задание, учителя должны помнить, что по содержанию конкурс принципиально отличается от предметной олимпиады. Это творческое соревнование, призванное выявить не только уровень знаний по украинского языка, но и знание языковых тонкостей, диалектных особенностей (прежде всего в региональных этапах конкурса), мировоззренческую позицию конкурсанта, в частности, в языковых вопросах. Характер задач обязательно должно быть творческим.

Распространенным видом внеклассной работы является презентация - торжественное представление лингвистической литературы. Как правило, на это мероприятие приглашают автора или авторский коллектив, представителей издательства, в котором вышла книга.

Экскурсия - коллективная поездка, посещение музеев, промышленных предприятий, достопримечательностей, путешествие на исторические объекты с целью посетить, осмотреть. Этот вид внеклассной работы приобрел большое значение как форма и метод учебно-воспитательной работы в школе, в деятельности культурно-образовательных учреждений. Словесники организуют экскурсии в музеи писателей, краеведческих музеев, проводят уроки-экскурсии за фотоальбомами, экскурсии в природу и т.д. Экскурсии способствуют обогащению жизненных впечатлений учащихся, развитию умения наблюдать, изучать и точно выражать свои впечатления по поводу увиденного.

Языковая викторина - вид внеклассной работы, познавательная игра, содержащая элемент соревнования; проводится преимущественно на кружковых занятиях, на вечерах украинской языка. Во время викторины учащимся предлагается ряд вопросов, подготовленных заранее и, как правило, интересных. Уровень сложности вопросов должен быть высоким, они рассчитаны на сообразительность, эрудированность учащихся, их глубокие знания по предмету. В последнее время под влиянием телевидения викторины приобретают признаков телеигр" Что? Где? Когда?", "Слабый цепочка", "Брейн-ринг" и т.д. Викторина - форма соревнования, ее участники набирают баллы, победители награждаются.

Школа стремится как можно лучше подготовить своих выпускников к будущему обучение в высших заведениях образования, ознакомить их с умениями и навыками научной труда в избранной области. С элементами методики ведения лингвистических исследований учащиеся знакомятся при подготовке докладов, рефератов, что предусмотрено действующими программами.

С целью подготовки учащейся молодежи к активной деятельности в области науки и техники, качественного обновления содержания, форм и методов внешкольного образования, поиска и создание условий для поддержки талантливой молодежи, удовлетворения потребностей детей и подростков в профессиональном и общественном самоопределении, привлечения учащейся молодежи к систематической научно-исследовательской, экспериментальной деятельности организована деятельность территориальных отделений Малой академии наук Украины (МАН). К научной работе привлекаются способные старшеклассники по желанию.

Цель работы МАН заключается в органичном дополнении языкового образования учащихся, выработке общенаучных и частных (языковых, речевых) умений и навыков. С цели вытекают познавательные задачи:

1. Ознакомить учащихся с важнейшими сведениями о украинское языкознание, его развитие, традиции, современное состояние, историю развития украинского языка.

2. Углубить знания учащихся по украинского языка сведениями, не предусмотренные действующими программам для средней школы.

3. Ознакомить учащихся с основными методами научного исследования в языкознании, выработать умение и навыки пользоваться этими методами, в частности собирать и обрабатывать языковой материал, анализировать устная и письменная речь разных стилей и жанров и т.д. 4. Научить учащихся свободно пользоваться всеми богатствами выразительных средств украинского языка, излагать свои мысли в устной и письменной форме, отстаивать свои научные взгляды. 5 Совершенствовать культуромовні, стилистические, риторические, правописные умения и навыки.

6. Активизировать умственные способности учащихся, их волевую сферу, способствовать осознанию мотивации научно-исследовательской деятельности, формировать положительные эмоции.

7. Прививать навыки самостоятельной работы с научной литературой, словарями, справочниками.

Учеником выбирается тема исследования, в процессе выполнения которого он расширяет свои знания путем углубленного изучения одной из тем школьного курса украинской языка, приобретает умений самостоятельного ведения научной работы. Приведем ориентировочную тематику ученических научных работ:

1. Стилистическое использования (языковых единиц) в произведениях (писателей, в частности писателей-земляков).

2. Сопоставимый анализ произведений-оригиналов и переводов.

3. Анализ использования (языковых единиц) в современном вещании.

4. Особенности языка рекламы.

5. Особенности информационного вещания.

6. Анализ текста в лінгвокраїнознавчому аспекте.

7. Социолингвистические исследования языковых явлений.

Профильные секции работают по специально разработанным программам, содержание которых отражает методологические, научно-теоретические основы современной лингвистики. Программа предусматривает привлечение учащихся к работе, направленной на развитие научного мышления (анализа, критики, моделирование, прогнозирование и т.д.), на формирование собственной позиции исследователя - члена МАН. Этому способствуют индивидуальные, коллективные (групповые, фронтальные) формы обучения, а также внедрение семинаров, научных дискуссий, диспутов, конференций, защит и обсуждение рефератов.

Итогом работы учащихся-членов МАН есть конкурсы-защиты научно-исследовательских работ, закладывающих основы создания будущей научной элиты Украины. В конкурсе-защите оценивается личное участие членов МАН.