Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Раздел 7

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ

Современная философская картина мира состоит из множества относительно самостоятельных, взаимно соприкасающихся линий - оригинальных учений, которые хотя и претендуют на всеобъемлющее видение мира, в частности, социума как целостной системы, все же предстают лишь как характеристики его с той или другой стороны. Например, марксизм рассматривает социум со стороны экономических факторов и политических перипетиях развития: технократизм - со стороны функционирования техники и технологии: религиозно-мистические учения - со стороны реализации в социуме главной, по их мнению, побудительной силы его функционирования - идеи Бога. Сторонники каждой из этих линий достигли определенных успехов в объяснении общественной жизни людей, однако не воспроизвели его в гармоничной целостности.

Системное представление о человеке, его природный, социальный и духовный мир может дать только объединенное социально-философское знание, что складывается благодаря сочетанию достижений, полученных в лоне каждого из существующих направлений. Оригинальные учения следует рассматривать как волокна, из которых коллективный человеческий интеллект имеет соткать оригинальное полотно - целостную социально-философскую картину социума как многогранной, противоречивой и вместе с тем целостной системы, развивающейся.

Следуя курсом развития человеческого интеллекта и повторяя его достояние в наиболее общем виде, каждый индивид осуществляет собственное, индивидуально неповторимое теоретическое воспроизведение социума, то есть вышивает социально-философское полотно собственным узором. В нем реализуются индивидуальный жизненный опыт личности, субъективное восприятие объективно существующих социальных реалий, общественных потребностей и интересов, опыта и культуры.

Перед кратким обзором главных направлений пост классической социальной философии обратим внимание на некоторые общие особенности ее развития. Они обусловлены спецификой исторического времени, социально-экономическим, политическим и загальнокультурним динамизмом суток, историческими перипетиями, выпавшими на ее долю. Обобщенный обзор XX столетия с высоты «птичьего полета» выделяет в нем ряд событий, величие которых не могла не сказаться на мир обзорно-философской інтелектуалістиці человечества.

Первое и главное событие, которое, по выражению Дж. Рида, «потрясла мир», состоялась в октябре 1917 года в России. Правда, перед ней была Первая мировая война. Однако октябрь 1917 года радикально изменил мировоззрению ориентиры человечества и сказался на мировой философии. Большевистская власть - диктатура пролетариата - сначала в России, а впоследствии и в других странах трех континентов заставила мыслящую элиту цивилизации пересмотреть фундаментальные основы своих философских построений. Впоследствии - голодомор 1933 года, жестокие репрессии 1937 года, Вторая мировая война, бурный взлет науки, техники, технологии, предметно-практический прикосновение человека к Космосу, прогресс западных индустриальных государств, культур и народов, кризис социалистической идеи, гонка вооружений, Чернобыльская катастрофа. И все это в течение каких-то 70-80 лет!

Современная социальная философия стоит на пороге осмысления тех исторических реалий, которые сформировались в результате перечисленных и других метаморфоз. Она не имеет готовых решений, однозначной ориентации, общепризнанного интеллектуального лидера и находится скорее в поисках, чем на стадии завершения концептуальных построений. Ситуация поиска диктует стиль отношения к методологически різнозасадових (часто противоположных) концепций. Основания его - толерантность, взвешенность, спокойно-умеренное восприятие любых, даже бессмысленных, философских конструкций. Ведь если новая реальность не находит рационального объяснения в рамках «логического мышления», человечество, по выражению А. Швейцера, вынужденное искать «обходные пути», мобилизовать духовные резервы, привлекать любые интеллектуальные средства.

Хоть как это не парадоксально, но факт: осмысливая реалии общественной жизни, социальная философия XX века ищет (и находит) новые концептуальные идеи в інтелектуалістиці второй половины XIX и начала XX столетия, то есть в историческом времени, который Х. Ортега-и-Гассет обозначил, как «анти философский время». Оставляя интерпретацию и оценку этого факта на будущее, отметим: классиками современной социальной философии является мыслители, творчество которых вызревала и достигла мирового значения в расцвет «анти философского времени». Старейшим среди них является Карл Маркс, самым молодым - Питирим Сорокин, посередине - Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм.

Каждый из указанных социальных философов рассматривал социум в целом со своей точки зрения, достиг фундаментализма и почти всегда «попадал впросак», как только «превышал полномочия» выводов, характерных только для этой предметности. Мировая философская мысль не отрицает экономическое учение К. Маркса, рассуждения Е. Дюркгейма о закономерностях развития и функционирования духовности, социально-стратифікаційну концепцию П. Сорокина и учение М. Вебера о культурно-бытовые формы социальности. Однако мировая философская мысль согласен не со всем, что вышло из-под пера этих известных мыслителей. Более того, переосмысливая классические учения, она идет дальше, приближается к социально-жизненных реалий, предлагает человечеству обоснование новых ориентаций и ценностей.

Еще одной общей чертой современной социальной философии является почти единодушное стремление каждого направления, школы или мыслителя к построению теории вне классового, здеполітизованого и здеідеологізованого сорта. Это стремление к все общего, всечеловеческого. Открытая или скрытая апологетика того или иного социально-политического устройства, идеологического уклада, культурного достояния уступает не предвзятом теоретическому анализу проблемы. Угроза глобальной мировой катастрофы возвращает мыслящую элиту цивилизации к «благоговение перед жизнью» (А. Швейцер), к поискам все обще приемлемых решений, нового мышления, морали и культуры. Конфронтационные теоретические модели социокультурной динамики сегодня «не в моде». Наконец, человечество глубоко постигло гуманистический, животворный смысл идей «социального согласия» (Конфуций), «вечного мира» (И. Кант) и «рационализации социума» (Г. Вебер) и, пожалуй, сделает невозможным (по крайней мере в теории) социальную конфронтацию или конфликт на классовых, национальных, религиозных, расовых или любых других «идейных» началах.

Современная философия предстает как философское размышление над исторической судьбой человечества, перспективами развития мировой цивилизации, ее общечеловеческими принципами. Казалось бы, коллективный интеллект человечества давно был способен создать адекватную теорию функционирования и развития социума, как например, Платон построил теорию «идеального государства». Однако поиск продолжается и сегодня. Более того, ему не видно края. Адекватное воспроизведение той социальной реальности, в которой мы живем и работаем, и сегодня предстает как так же актуальная проблема, как и две тысячи лет назад. Разумеется, настоящее знание об обществе является более обсяговим, глубоким и основательным, чем раньше. Оно содержит наиболее характерные и наиболее значимые интеллектуальные достижения предыдущих эпох, обогащенные практическим опытом человеческой жизнедеятельности и разворачивается в пространстве и времени как множественное знание, лишенное однобічностей и крайностей, хотя даже и состоит из них.