Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКАЯ РЕЧЬ. ПОДГОТОВКА К ВНО
СТРОЕНИЕ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Тексты для диктантов

* * *

Казалось, дальше плыть некуда.

Спереди Днепр языков остановился в неожиданной заливе, окруженный справа, слева и просто зелено-желтыми передосінніми берегами. Но пароход вдруг обратил, и длинная, спокойная полоса реки протянулась дальше до едва заметных пагорбків на горизонте.

Степан стоял круг поручня на палубе, невольно ныряя глазами в ту даль, и мерные удары лопастей пароходного колеса, глухие капитану слова круг рупора отбирали мощь в его мыслей. Они тоже останавливались в той туманной дали, где незаметно исчезала река, словно горизонт составлял последнюю черту его стремлений. Парень медленно глянул по более близких берегах и немного смутился - на повороте справа возникло деревня, скрытая до тех пор за лукой. Августовское солнце стирало грязь с белых хаток, мережило черные пути, преследовали в поле и исчезали где-то, посинівши, как река. И казалось, тот пропавший путь, соединившись с небом в безбрежной равнине, второй отраслью возвращался снова к селу, неся ему ввібраний пространство. А третий путь, скатившись к реке, брал до села свежину Днепра. Оно пришло среди солнечного дня, и тайна была в этом сне среди стихий, что питали его своей мощью. Здесь, при берегу, село казалось удельным произведением пространств, волшебным цветком земли, неба и воды.

Его село, то, что Степан бросил, тоже стояла на берегу, и сейчас он бессознательно искал родства между своим и этим селом, что случайно случилось на большом пути. И радостно чувствовал, что эта родство есть и что в эти дома, как и в свои покинутые, он зашел бы хозяином. С сожалением смотрел, как оно тает, одсуваючись за каждым движением машин, и вот прядь гадкого дыма спрятало его совсем. Тогда Степан вздохнул. Может, это было уже последнее село, он увидел перед городом.

Он чувствовал в душе своей невнятное волнение и млость, словно оставил в своем селе и по всем, что видел, не только прошлое, но и надежды. Закрыв глаза, он поддался печали, баюкает душу.

(294 сл.) По В. Пидмогильным

* * *

Иду спуском от глухенький пристани до крайнеба, что вон оно, вероятно, близко уже, стоит между днепровскими кручами, как в гигантских воротах, торжественно святое перед ночью, и на нем - тоненькая сиреневая підківчина месяца молодого с однісінькою зарей в паре, тоже сиреневой.

Смеркается.

На седой от росы траве по долу пасутся лошади. Двое. Один белой, второй карей масти. То леснику. Вон и дом его видно под байрачком над обрывом, и просторное подворье с возом сена возле сарая. А посреди сарая костер горит и над ним котелок - ужин варится.

Мне слышно, как лошади похрумують молодой травой, медленно, благодарно лакомятся.

- Здравствуйте, кони! - зову к ним негромко.

Они поднимают головы от паши, долго смотрят на меня, и глаза у них добрые, месячные, как в всякого трудящегося скота.

Идти мне далеко. Однако не беда. Зато набачуся и начуюся.

Увижу тропы и протопи весенние, как ветви от ствола, простягатимуться от дороги во все стороны - до деревень, хуторов, к Днепру и ложбинок при нем, где рыбаки режут лещиновые удилища на удочки, дети дергают квасець на борщ, а молодежь ищет ландыши или сирень, самый близ древних печищ на кручах и между утесами.

Буду слышать песни, потому сегодня воскресенье, то уже же кто-то споет, хоть сам, хоть вместе...

Потом будут озерца и озерцята, поросшие аиром. Я натраплятиму на них в молочно-голубой дымке неожиданно и обходитиму кружка. Озерца те будут говорить о себе еще тогда, когда я их не увижу: шелеснуть в лепесі крылья, крякнете испуганная утка и засюрчить просто на месяц, на свет.

(243 сл.) По Гр. Тютюнником

Тестовые задания для самоконтроля

1. Носителем лексического значения является основа:

а) да;

б) нет.

2. Значимыми частями слова являются:

а) звук, слог, окончание, корень;

б) ударение, состав, суффикс, приставку;

в) корень, суффикс, приставку, окончание;

г) корень, суффикс, приставка, основа.

3. В каком ряду приведены только однокоренные слова:

а) разный, разноцветный, разного, разница, вырезанный, потрошитель;

б) нести, принесенный, выносить, носовой, вынес, чушь;

в) чемоданов, вылезать, лаз, перелез, лозы, лажу;

г) гнать, гонять, гонки, гнать, погонять, пахнуть?

4. Выберите строку, в которой правильно определенный префикс до слов: ...дорогой, премудрый, пр...милый:

а) пишется префикс пре-, означает увеличенную степень проявления признака;

б) пишется приставка при-, употребляется со значением неполноты действия;

в) пишется приставка при- употребляется со значением приближения к предмету;

г) пишется приставка при- старославянского происхождения.

5. Выберите строку, в каком из представленных вариантов во всех словах пишется приставка с-

а) ...жить, ...фотографировать, ...вить, ...преодолевать, ...целить;

б) ...хвалить, копать..., ...шить, ...чистить, сыпать...;

в) ...прятать, ...смеркаться, ...писать, ...тискать, ...делать;

г) ...копать, ...утверждать, ...формировать, ..клонить, ...держать.

6. В какой строке во всех словах во время словообразование с помощью суффикса -ск(ий) происходит изменение конечных согласных основы:

а) ткач, Прага, Бахмач, Воронеж, Кременчуг;

б) Буг, Кагарлык, латыш, интеллигент, Черкассы;

в) узбек, Запорожье, Острог, Золотоноша, пропагандист;

г) Рига, киргиз, баск, Череповец, турист?

7. Выберите правильный вариант. Как меняется группа согласных в словах воск, песок, лесок при образовании существительных с суффиксом -ин(а):

а) на [к];

б) на [шч] - щ;

в) на [сч];

г) на [ск]?

8. В какой строке при создании названий территорий с помощью суффикса -ин- допущена орфографическая ошибка:

а) Донецкая, Киевская, Ивано-Франковская, Хмельниччина;

б) Галичина, Николаевщина, Ровенщина, Житомирщина, Словачина;

в) Турция, Донецкая область, Кировоград, Чернівеччина, Волынь;

г) Цолтавщина, Черкасская, Уманщина, Херсонщина, Днепропетровщина?

9. В какой строке все слова написано правильно:

а) разволновался, бесчесний, открытие, преждевременный, межконтинентальный;

б) бескорыстный, возвеличить, поддержка, расшатать, представитель;

в) подписка, бескрайний, черезплічник, роспитати, отряхнуть;

г) піттрусити, расписать, обсушить, чересседельник, безгрешен?

10. В какой строке все слова пишутся с приставкой при-:

а) пр...горок, пр...ярок, пр...красивый, пр. днепровский, пр...пограничный;

б) пр...свыше, пр...зирство, пр...строение, пр...мудрый, пр...-манящий;

в) пр...звисько, пр...рва, пр...свыше;

г) пр...город, пр...пізнілий, пр...писан, пр...освященство, пр...мудрость?

11. Определите, каким способом образованы слова: подберезовик, по-нашему, розкричатися, замечтать себя.

а) приставочным;

б) суфіксальним;

в) суфіксально-приставочным;

г) составлением слов.

12. В какой строке слова образованы слиянием словосочетаний:

а) жизнерадостный, оруженосец, стенгазета, профтехучилище, облисполком;

б) огнетушитель, белоцерковский, мореплаватель, сизокрилий, кинотеатр;

в) чистотел, водовоз, нефтепровод, районо, учком;

г) вечнозеленый, долгоиграющий, вышеуказанный, местообитание, малопонятный?

13. В какой строке все слова пишутся слитно:

а) авто/сервис, водо/гин, грузо/оборот, гос/учреждение, электро/энергия;

б) легко/атлет, премьер/министр, сорви/председатель, пол/озера, полу/фабрикат;

в) верба/лозы, стоп/кран, трехсот/летия, трудо/день, тепло/обмен;

г) учитель/историк, вице/консул, пяти/этажный, затулы/ветер, метео/служба?

14. Найдите предложение, в котором допущена орфографическая ошибка.

а) Накануне Зеленого воскресенья, в субботу, называется клечальным, обязательно украшались все хозяйственные постройки.

б) Душистая, певучая, благозвучный, полна музыки и цветочных благовоний-сколькими эпитетами сопровождаются определения украинского языка.

в) Если бы те птицы имели человеческую речь, они бы сегодня поведали маленькой девочке о ее прекрасную землю.

г) Ночь прозрачная, бесшумна, тепла; будто бархатом окутывает человека это мягкое степное воздуха.