Тема 6. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
§ 2. Современная научная картина мира
Экологические проблемы и их решения в экологии
Термин «экология» впервые употребил в 1866 году немецкий естествоиспытатель и философ-позитивист Эрнст Геккель. Это слово имеет греческое происхождение, первая его часть - «ойкос» - означает буквально «дом». То есть природа именно в смысле среды обитания человека и других существ, планета Земля - наш общий дом. Таким образом, экология начала свой путь как естественная наука, что имела прежде всего биологическое и геологическое значение. Но уже с начала XX в. стало очевидным, что эта отрасль естествознания имеет большой потенциал интеграции других конкретных наук, а также чрезвычайно открыта для диалога с философским знанием. Именно экология является одной из тех наук, которые предусматривают наиболее адекватное при-менение прогностических функций и науки, и философии. По этому она может сравниться с социологией.
Почему в течение нескольких последних десятилетий слова «экология», «экологическая ситуация», «экологические проблемы», «экологически чистый» и тому подобное являются часто употребляемыми? Очевидно, это свидетельствует об одном: вопросы, непосредственно связанные с экологией, являются одними из самых актуальных в нашем настоящем. Излишне напоминать, что экологические проблемы, то есть трудности, а порой и катастрофы, возникшие в результате взаимодействия человека с природой, есть, после предотвращения угрозы ядерной войны, первыми из так называемых глобальных проблем, т.е. тех, что касаются всего земного шара (с лат. - «глобус»).
В предыдущем разделе уже говорилось о том, что одной из опасностей абсолютизации праксиса является такое преобразование окружающей действительности, особенно природной среды, которое может иметь необратимые последствия. Изменения в природе, вызванные активной хозяйственной деятельностью человека, имеют название «антропогенные», то есть, в буквальном переводе с греческого языка - порождены человеком. К большому сожалению, подавляющее большинство этих изменений является не только губительными для природы, они еще более опасны для самого человека, а в случае роста их влияния могут стать фатальными для всего человечества. За период 1860-1980 лет, «удваиваясь каждые 27,5 лет, потребление энергии человеком сравнится с энергией солнечной радиации примерно через 345 лет, начиная с 1980 г., или через 320 лет, если считать от 2005 г. Когда это произойдет, что-то делать будет уже поздно - все развитые формы жизни на Земле погибнут. Так что реагировать придется заранее. Одни эксперты считают, что добыча энергии не должен превышать факти-щувати 1 % от солнечной, другие - 0,1 %. В первом случае проявления потепления станут катастрофическими примерно через 140 лет, во втором - через 50. Не исключено, что именно их начало мы и наблюдаем сегодня».
Известное глобальное потепление и изменения климата хорошо знакомые нам за последние два десятка лет. Температурный режим зимних месяцев, что зимние цветения растений и в то же время такие же аномальные похолодания с катастрофическими последствиями, увеличение количества тропических ураганов, значительный рост их силы и территории появления, разрушительные торнадо в Европе - вот неполный перечень последствий глобального потепления, или «парникового эффекта», вызванного ростом в атмосфере доли углекислого газа. Не меньшую опасность представляют обнаруженные в 1989 г. так называемые озоновые дыры - места, где слой озона, который защищает все живое от губительного ультрафиолетового солнечного излучения, был разрушен фторхлороорганічними соединениями, которые используются в промышленности и быту, - фреонами. В крупных городах доля опасных для здоровья человека веществ в воздухе и воде иногда превышает предельно допустимые нормы в десятки раз. 2 декабря и несколько следующих дней 1952 года в Лондоне запомнились как «великий смог»: облако газообразных выбросов от автотранспорта и промышленных предприятий унесла жизни нескольких тысяч людей за причинение несовместимых с жизнью болезней путей дыхания. XX столетие открыло эру техногенных катастроф, трагических случаев, связанных с нарушениями производственного цикла работы транспорта (многочисленные аварии танкеров с нефтью и нефтепродуктами в различных точках планеты), промышленности (аварии на химических заводах в Бхопале, Индия, в 1984 г., Базеле, Швейцария, в 1987 г., загрязнения бассейнов рек Тисы и Дуная в 2000 г.). Кроме гибели тысяч людей, как в Индии, непоправимый ущерб нанесен местным природ-ным комплексам на Аляске, во Франции, на берегах Персидского залива и в других местах. И самой большой из них можно считать авария на Чернобыльской атомной электростанции в ночь с 25 на 26 апреля, в результате которой было загрязнено радиоактивными веществами 12 % территории Украины, а несколько сотен тысяч человек стали переселенцами. Радиационное облучение получили также работники станции и участники ликвидации аварии. По единодушному признанию специалистов, влияние этого события сказался на всей планете. Достаточно заметить, например, что плутоний, искусственный элемент, который неизбежно образуется в любом ядерном реакторе, полностью исчезает путем распада лишь через 241 000 лет.
Природная среда обедняется также из-за добычи исчерпаемых, ограниченных в количествах полезных ископаемых. Растет количество площадей, занятых бывшими карьерами, шахтами, другими местами добычи минералов. Подавляющее большинство этих территорий являются зонами экологического бедствия, а продолжительность жизни местных жителей намного ниже, чем в более благополучных местностях.
Что же представляет собой экологическая угроза, состояние, в котором человек, желая сделать свою жизнь лучше, достигла противоположного? «Загрязнение воздуха, рек, морей, уничтожение растительных и животных видов... происходит почти в десять раз быстрее, чем вымирание видов до появления человека». А. М. Ермоленко так определяет сущность проблемы: «Экологический кризис является угрозой бытию (Dasein) не только в Гайдеґґеровому понимании, то есть бытию человека, но и в понимании Г. Йонаса, то есть бытию человечества. Более того, экологический кризис истолковывают как (курсив в оригинале) универсально-онтологическую кризис, угрожающий бытию как таковому, угрожает его сохранности. Ведь только человек имеет мир как целостность, целостность всего бытия. Уничтожая свое окружение, она уничтожает и себя, а уничтожая себя, он тем самым уничтожает и саму эту целостность. Следовательно, экологический кризис приобретает онтологического значения, заставляя нас не только переосмыслить традиционный подход к соотношению сущего и должного, бытия и ценности, традиционных етосів и универсалистской морали, но и задавать себе новые вопросы: может ли природа быть предметом этики, в какой степени она может представляться субъектом этики, распространяются, казалось бы, чисто этические категории: должное, добро, долг., право, свобода, справедливость, солидарность и т. п. и на природу?».
Мы подошли к ответу на вопрос о возможности решения экологической проблемы, ведь эту возможность еще рано ставить под сомнение. Несмотря на имеющийся крайне угрожающий характер, негативные последствия деятельности человека еще не достигли предела необратимости. В таком случае экологическая проблема может и должна решаться, и ее пути методы решения можно разделить на два вида: технологические и мировоззренческо-философские.
Что касается первых, то они вполне сводятся к уже известным нам трансформаций ведения хозяйства, производства и энергообеспечения. Это и переход на более экономное использование минеральных ресурсов, и применение альтернативных, неисчерпаемых источников энергии - ветровой, солнечной и т.д., и такая перестройка потребления, которая уменьшает количество опасных отходов. Речь идет прежде всего об уменьшении выбросов в атмосферу «парниковых газов, особенно диоксида углерода. Выработка у широких кругов людей экологической культуры подводит нас к выяснению сути второго вида решения экологической проблемы, который заключается в определении общих направлений деятельности человека, направленных на улучшение экологического состояния.
По этому через более чем сто лет после создания приобретает актуальность знаменитая «философия общего дела» (рус. «философия общего дела»), разработанная учеником украинского шеллінгіанця Иосифа Міхневича, основоположником русского космизма М. Ф. Федоровим. ее ведущими идеями являются культ предков - отцов, что ведет к необходимости не только их должного почтения, но и возвращение к жизни тех из них, кто из него уже отошел. Речь идет о воскресении мертвых, осуществленное средствами науки и техники. Другой основой конструктивного преобразования природы есть идея регуляции, то есть такого вмешательства человека в окружающую среду, которое дает возможность «превратить слепую, не подобную себе силу со смертельной на живоносну». Общее дело, о котором говорит Федоров, и является единством всех народов мира с целью метеорологической регуляции климата, которая в конце концов направляется «на возвращение жизни отцам, на преобразование небесных тел на жилье и на объединение небесных пространств». Как видим, именно эти соображения не только наметили путь преодоления экологических проблем, что в конце XIX в. только начали осознаваться, но и стали философским основанием возникновения и развития космонавтики.
История науки и философии настолько связаны, что, как нам уже известно, философия, согласно гносеогенною концепцией своего происхождения, мыслится, наряду с наукой, мифом и религией, как одно из ответвлений начального универсального, недифференцированного знания. Предыдущие части этой темы, как и предыдущие темы в целом, подводят нас к мысли, что философия, выступая наиболее общей дисциплиной, дает возможность сделать те выводы, которые не могут быть доступными для отдельных наук. В то же время и наука со времен своего появления, на каждом этапе развития человеческого общества от Древности до современности, на основе полученных ею результатов создает целостный образ мира, упорядоченное по законам логичности, последовательности, объективности обобщения открытий, сделанных отдельными отраслями естествознания. Он имеет название научной картины мира.
Именно научная картина мира делает то, в чем выступают ограниченные отдельные научные дисциплины: физика, химия, биология, география и т.д. В то же время именно физика как наука о природе, что следует из ее названия, является основой создания научной картины мира, которая время от времени видоизменяется от первого своего появления. Это связано с развитием самой науки, уточнением, обновлением тех знаний, которые имеют фундаментальный характер, ибо касаются исходных явлений существования мира. Речь идет о свойствах и особенностях взаимодействия предметов,доступных чувственному восприятию - физических тел, возникновения и существования небесных тел (астрономия), измерения и особенности изменений количественных величин (математика).
Другие науки, имея свои собственные объекты и предметы, как химия, биология, гуманитарные науки, или дополняют физико - математическую группу, будучи на ней основанными, или является средством изучения второй, после природной действительности - мира человека.
Интеграция научного знания находится в диалектическом единстве с его специализацией. Так, XX век ознаменовался не только невиданными до того времени открытиями в известных, традиционных естественных науках, но и образованием значительного количества междисциплинарных наук, например, астрофизики, биохимии, молекулярной биологии, синергетики и т.д. Как пишет современный казахстанский философ и историк науки Б. К. Матюшко, «с первых дней своего возникновения, еще в глубокой древности наука была связана с обобщением эмпирических знаний, их систематизацией, то есть с простейшими формами интеграции и синтеза. И в дальнейшем развитие науки, особенно в период революционных разрушений старых представлений и замены их качественно новыми, характеризуется как процесс постоянной интеграции знания. Без определенного синтеза накопленных знаний наука не могла бы прийти к геліоцентричного мировоззрения М. Коперника, физики И. Ньютона (который любил говорить, что он стоял на плечах гигантов), биологии Ч. Дарвина, химии Д.И. Менделеева, физиологии И. П. Павлова, к современной квантовой механики и достижений астрономии и космонавтики».