Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политология в вопросах и ответах

74 Что такое политическая модернизация? Каковы ее особенности в Украине?

 

Модернизация - это особая форма цивилизационного процесса, что заключается в переходе от традиционного, аграрного общества к модерному.

Это понятие начали использовать с 50-х годов XX в. для характеристики процессов в странах, осуществляющих переход к индустриальному общества через совершенствование экономической инфраструктуры. Современные ученые понимают модернизацию как процесс обретения менее развитыми странами (обществами) ряда признаков, характерных для более развитых стран (обществ).

Концепция модернизации разрабатывается в двух вариантах - «социологии развития» (Т. Парсонс, Ш. Ейзенштадт, Д. Лернер, В. Мур, У. Ростоу) и «политологии развития» (Г. Алмонд, С. Верба, Л. Биндер, С. Хантингтон). Сторонники политологического подхода рассматривают процесс модернизации как преобразования во всех компонентах социальной системы - экономике, праве, политике, культуре, образовании и т.д. Процесс модернизации охватывает, прежде всего, совершенствование политических структур и механизмов социально-политического развития и предусматривает:

упорядочение геополитического пространства через образование национальных или федеративных государств, централизацию и децентрализацию власти;

способность государства к структурным изменениям во всех сферах общественной жизни с сохранением стабильности и внутренней консолидации общества;

привлечение широких масс к участию в политическом процессе и установление политической демократии;

совершенствование социально-политических механизмов и движителей модернизации - роли и функций государства, структуры и взаимодействия институтов, деятельности социальных субъектов обновления - элиты, политических лидеров;

• политическую социализацию личности, направленную на расширение ее политического участия, и т.д.

Процесс модернизации проходит несколько стадий: осознание цели, консолидацию, ориентированную на модернизацию элиты, трансформацию, интеграцию общества на новых началах. Обязательным условием осуществления этого процесса является регионализация и обеспечения эффективности власти.

Характерной особенностью политической модернизации является дифференциация политической структуры, или институционализация, которая предусматривает формирование разветвленной сети социально-экономических, политических и других институтов современного общества, призванных обеспечить стабильность и социальный порядок в государстве. Именно поэтому модернизационная направленность политических партий и групп определяется тем, может ли партия структурировать политическую жизнь и интегрировать в общество.

Украина вместе со всем миром вошла в третье тысячелетие. Как и на всем геополитическом пространстве бывшего Советского Союза и Восточной Европы, в ней происходят динамические эволюционно-революционные сдвиги в общественно-политической системе. Важным показателем состоятельности политики воспринимать изменения, инновации, гибко реагировать на потребности времени является политическая модернизация.

Каковы же главные тенденции развития современного общества должны учитывать политические силы, стремящиеся реформировать украинское общество?

Во-первых, одной из современных тенденций является гуманизация общества, то есть постепенное возвращение к ценностям гуманизма на принципиально новой основе. Сейчас в развитых странах наблюдается небывалое сближение материального и духовного движителей человеческого развития. Внедрение новой технологической структуры производства, автоматизированных систем, электроники, информатики обусловили принципиальные изменения в характере общественного производства. Постиндустриальное производство меняет ориентацию в сторону удовлетворения индивидуальных потребностей потребителя, формированию средних и малых экономических структур. Наряду с этим утверждается новый тип работника, ведь доминирующей постепенно становится интеллектуальный, творческий труд человека. Это, в свою очередь, способствует преодолению индустриальных форм отчуждения человека, ведет к признанию человеческой личности основным богатством общества.

Во-вторых, в условиях постіндустріалізації развилась тенденция к максимальному использованию научных достижений и значительного повышения уровня образования, причем не только возрастает ее роль, но и меняются содержание, формы и методы. Теоретические знания и уровень образования являются источником инноваций, в том числе совершенствования социального и политико - правового пространства. Все это связано не только с изменением характера производства, но и с ростом степени зависимости общества от фундаментальных социально-гуманитарных научных исследований и политики по их реализации.

Сейчас образование становится непрерывным процессом, который сопровождает человека на протяжении всей жизни, обеспечивая постоянное обновление и пополнение знаний и умений. Вузькофахова ориентация в приобретении знаний меняется широкой гуманитаризацией образования. Переход к принципиально новых тенденций в развитии образования начался прежде всего в развитых странах вследствие кризиса системы приобретения знаний, ориентированной на предыдущую социально-политическую структуру общества. Однако качественные изменения в общественном развитии повлекли неадекватность предварительных знаний и навыков новым обстоятельствам, обнаружили функциональную неграмотность и профессиональная некомпетентность, снижение эффективности производства в большинстве стран мира, в том числе и в Украине.

Гуманизация образования -- процесс объективный, который в условиях изменения характера общества призван формировать в сознании людей, прежде всего молодых, характеристики, отвечающие требованиям времени. К ним, учитывая опыт современного «гуманитарного ренессанса» на постсоветском пространстве, относятся:

1) культура выбора и умение достигать общественного согласия, которые исключают саму возможность негативного толкования тех или иных культур, народов, традиций;

2) преодоление разрыва в развитии элитарной и массовой культуры через сближение фундаментальной науки и образования, совершенствование творческого потенциала и культуры отдельной личности;

3) отход от идеологического диктата и догматизма в сфере образования и формирование в молодежной среде принципов и критериев гуманизма;

4) налаживание и совершенствование системных связей естественно-научной, технической и гуманитарной составляющих в системе образования, преодоления технократизму через ориентацию на точные науки и технологию в сочетании с использованием мировоззренческого знания;

5) отражение в учебном процессе гуманистического осмысления результатов человеческой деятельности в историческом прошлом и настоящем;

6) осознание того, что в современных условиях квалифицированное выполнение специальных действий и обязанностей не может быть единственным мерилом образования, что она должна стать неотъемлемой частью многогранной системы формирования человека в социально-духовном пространстве демократизации и плюрализма, сочетание профессионализма и нравственных критериев человеческого бытия, диалектического взаимосвязи гуманитарной и негуманітарної сфер.

В-третьих, одним из проявлений гуманизма является также процесс дестатизації общества, отход от схемы доминирования государства и правящей элиты в сфере регулирования всех общественных отношений. В последние десятилетия XX в. цивилизация оказалась в переходном состоянии от государственно-правового моноцентризма к поливариантных форм существования, которые охватывают:

• возрастание роли региональных органов и местного самоуправления;

появление большого количества малочисленных партий, общественных движений и организаций;

распыление общественных интересов и возникновения вследствие хаоса переходного периода различных негативных явлений, в том числе рост преступности, наркомании, коррупции, теневых структур.

Все это требует сохранения сильного государства, однако сильной не своим давлением на подчиненных, законопослушных граждан, а строгим ограничением государственных структур законом, правовыми пределами, уровнем реальной защиты жизни личности, ее прав, собственности и интересов. А для этого государство должно адаптироваться к новым условиям, уйти от шаблонизации государственных, межгосударственных и межрегиональных форм и методов правового и политического регулирования.

В-четвертых, наряду с указанными процессами важную роль в формировании постсовременного общества играет его информатизация, о которой подробнее пойдет речь в ответе на следующий вопрос.

И наконец, в-пятых, одним из доминирующих в условиях формирования постсовременного общества можно также считать процесс индивидуализации, в центре которого находится человек как главный объект и субъект модернизационного процесса в его современном понимании.