Методы государственного управления. Способы властного воздействия государственных органов
на пронеси общественного и государствного развития, на деятельность
государственных структур и конкретных должностных лиц. М.д.у. непосредственно связанные
с практической реализацией государственной власти, ее управляющим воздействием на объекты
государственного управления согласно интересов и воли государства, с обеспечением
реализации целей и функций государственного управления, поскольку в них содержатся механизмы
установление взаимоотношений между субъектом и объектом государственного управления,
реализации компетенции субъектов государственного управления в соответствии с их
властно-управленческих полномочий. В механизмах государственного управления важное
значение придается методам, которые стимулируют, активизируют и направляют на
достижение поставленных целей. Среди таких методов можно выделить
морально-этические, социально-политические, экономические и административные.
Морально-этические методы основаны на обращении к достоинству, чести и совести человека.
их задача заключается в формировании положительной психологической обстановки,
благоприятной для решения поставленных задач. Например, награды, знаки отличия,
поощрения. Социально-политические методы влияют на соответствующие интересы людей
и их группировок, их статус в обществе, возможности самореализации.
Например, создание условий для служебной карьеры. Экономические методы обусловлены
ролью экономических интересов в жизни общества и соответственно в управленческих
процессах. Они используют различные экономические инструменты воздействия.
Например, финансовые, фискальные, разрешительные и т.д. Административные методы
определяют поведение и деятельность людей. Они относятся к жестким средств
влияния. Например, распоряжения, приказы, указания, инструкции, контроль за
выполнением. М.д.у. независимо от применения в конкретной сфере общественной
жизнь можно причислить к прямого административного и косвенного регулирующего
воздействия со стороны органов государственной власти на соответствующие объекты управления. К
первой группе относятся методы правового регулирования, убеждения, принуждения,
публичного администрирования, государственного контроля и т.д. Ко второй - воспитание,
демократизации управления, размещения государственных заказов, налогообложения,
определения таможенной стоимости товара и т.д. Среди методов первой группы: метод
правового регулирования, с помощью которого государство через свои органы влияет на
общественные отношения, позволяя их участникам совершать действия правового характера,
предоставляя им соответствующие права и налагая на них определенные обязанности, а также дает
возможности выбора вариантов поведения в пределах, установленных правовыми нормами;
метод
убеждение, преобладает в государственном управлении, поскольку он требует авторитета
власти, создания определенных условий, социального климата, наличия весомых
аргументов, вследствие чего усиливается мотивация должностного поведения; метод
принуждение используется, когда возникает угроза государственной целостности,
осуществляются преступные деяния и т.д. Государственное строительство, формирование и
функционирования государственных и муниципальных властных структур, правовое образование и
остальное, что касается укрепления государства и его институтов, достигается за
помощью метода публичного администрирования, под которым понимается совокупность
средств влияния государства на его граждан с целью реализации функций государственного
управления. Применение метода публичного администрирования позволяет
обеспечивать устойчивость общественных институтов, активизирует сферы экономического,
политической, духовной жизни общества, создает условия и гарантии для
частного администрирования. Методом государственного контроля обеспечивается
соблюдение законов и других правовых актов принимаемых государственными органами.