Психологическая подсистема системы национальной безопасности
Психологическая составляющая (подсистема) системы национальной безопасности выражается совокупностью индивидуально-психологических, социально-психологических, политико-психологических, религиозно-психологических, морально-психологических, этнопсихологические и других факторов, которые осуществляют определенное влияние на социальную психику народа (как государственно-политическую нацию), предопределяя появление определенного психического состояния отдельного гражданина и социально-психологического состояния общества в целом.
Психологическая подсистема системы национальной безопасности содержит следующие компоненты:
• психическое здоровье отдельных граждан;
• психическое здоровье отдельных социальных групп;
• информационно-психологическое;
• социально-психологический;
• морально-психологический;
• политико-психологический;
• этнопсихологический;
• индивидуально-психологический;
• властно-психологический и др.
Кратко рассмотрим их. Психическое здоровье отдельных граждан и социальных групп существенно влияют на национальную безопасность. В психологических словарях психическое здоровье чаще всего определяют как «состояние душевного благополучия, для которого характерно отсутствие болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности». Собственно это определение психического здоровья вполне согласуется с определением здоровья, которое сформулировали эксперты Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье - состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
В целом психическое здоровье изучает такая наука, как психогигиена. Том X. Менг в статье «Психогигиена и всемирный год психического здоровья - вчера, сегодня, завтра» по случаю Международного года психического здоровья по договоренности между Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и Всемирной федерацией психического здоровья (ВФПЗ), определяет психогігієну как «науку и практику, которая направлена на сохранение психического здоровья каждого отдельного человека и общества в целом».
Немецкий исследователь К. Гехт раскрывает ее шире: «Под психогігієною мы понимаем профилактическую охрану психического здоровья человека путем создания оптимальных условий функционирования мозга и определенного развития психических свойств личности, улучшение условий труда и жизни, установления многосторонних межличностных отношений, а также из-за повышения сопротивления психики человека вредным воздействиям окружающей среды».
В свою очередь, российский исследователь Л. В. Куликов, поддерживая в целом определение психического здоровья ВОЗ, акцентирует внимание на том, что его (психическое здоровье) «невозможно определить без учета общественных и групповых норм и ценностей, многих других явлений духовной жизни человека (определенного общества, конкретного исторического периода)».
Известный психолог Запада А. Маслоу рассматривает психическое здоровье как следствие полной удовлетворенности. Согласно его взглядам, здоровый человек - это счастливый человек, который живет в гармонии сама с собой, не ощущает внутреннего расстройства и др. Психически здоровым людям, согласно А. Маслоу, присущие, в частности: способность любить и быть любимыми, отсутствие подозрительности; отказ от всех средств внутренней защиты, безграничное доверие в любовных отношениях, взаимная забота и ответственность, внутренняя гармония, жизнерадостность и др.
По мнению С. Д. Максименко, психическое здоровье нужно понимать как аспект здоровья в целом, который отмечает на этапе душевного комфорта, отсутствия патологических психических проявлений и способности к эффективной деятельности и саморегуляции в соответствии с собственными (от рефлексованих) целей и интересов человека.
Психическое здоровье человека - это наличие в ее психике активных и пассивных зависимых паттернов, которые постоянно генерируют положительный психоэнергетическое потенциал, который обеспечивает осознанное позитивное восприятие окружающего мира, гармонию с ним и с собой, личностный оптимизм и удовольствие от жизни.
Когда речь идет о психическом здоровье человека, то имеем в виду таких людей, у которых нет патологии, а психические отклонения или отсутствуют, что, фактически, является идеальным результатом, или имеют ненормативное (но не аномальный, ненормальный) характер. Поэтому психическое здоровье человека в целом может быть отличным, хорошим, удовлетворительным и плохим.
Критериями психического здоровья человека является:
адекватный возрасту уровень зрелости познавательной, эмоционально-чувственной и волевой сфер личности;
• способность управлять своим поведением;
• способность выбирать жизненные цели и разумно планировать их достижение;
• личностный и социальный оптимизм;
• удовольствие от деятельности, личной и общественной жизни, общения, созерцания картин природы;
• понимание прекрасного, комического и трагического;
• соответствие субъективных образов объектов, которые отображаются, а характера реакции - внешним раздражителям;
• стабильный позитивный настрой;
• адаптивность в микросоциальных отношениях;
• ощущение счастья и т.д.
На нарушение психического здоровья влияет ряд факторов. Среди них - длительное воздействие отрицательных эмоций, что генерирует негативную психоенергію.
Негативным фактором также является духовная, социальная, эмоциональная и физическая депривация. На психическое здоровье людей в обществе негативно влияет чрезмерная материализация социальной жизни, которая требует большой затраты времени, а также отказ от духовных ценностей в пользу материальных.
Отсутствие духовного (духовная депривация) и положительного эмоционального нагрузки на психику человека (эмоциональная депривация) обусловливает постепенное увеличение негативного психоэнергетического потенциала, который сформировался в результате действия негативных эмоций (через конфликты, ссоры, неудачи, разочарования, страхи, бездуховность, утрату близких, несправедливость, негативизм, отсутствие перспективы, неудовлетворенности своим положением в обществе и т.п.). Это негативное психоэнергетическое потенциал вызывает психические расстройства, нервные срывы, депрессивные состояния и др., что снижает психическое здоровье человека.
Важным фактором, который влияет на психическое здоровье граждан, является социальная справедливость или несправедливость. Несправедливость, как негативное внешнее психическое, порождает страдание, отчаяние, злость, разочарование, а также способствует развитию агрессивности, нетерпимости, конфликтности. Она разрушает личностный и социальный оптимизм, вызывает длительные негативные чувства и настроение, формирует негативные установки, что снижает психическое здоровье человека.
Социальный оптимизм как фактор психического здоровья граждан, заключается в том, что он генерирует положительную психоенергію. Его основой является вера в будущее - это то психическое, которое генерирует положительную психоенергію. Без него невозможно изменить общество, наладить эффективное производство, одно слово, творить во имя процветания государства, нации, общества, лучшей судьбы каждого человека.
Социально-психологический фактор связан с общественной действительностью, влияние которой на социальную психику прежде всего определяет социально-психические состояния общества и его социально-психическую атмосферу.
В главных общественных факторов, которые определяют психическое здоровье граждан, относятся:
• социальные и политические конфликты и нестабильность;
• наличие работы или безработицы;
• позиция и содержательная направленность средств массовой информации (СМИ);
• социальная бедность;
• длительное воздействие отрицательных эмоций;
• духовная, социальная, эмоциональная и физическая депривация;
• социальная справедливость или несправедливость;
• правовая защищенность или незащищенность;
• социальный оптимизм;
• соотношение материальных и духовных потребностей в обществе;
• религия;
• социальная деградация;
• социально-психическое единство общества и др.
Под влиянием этих факторов происходят изменения в социальной психике народа (общества).
Социальная психика народа - это многоуровневое, багатосистемне целостное независимое от индивида образования, которое обеспечивает его общую жизнедеятельность посредством единого мироощущения, мировосприятия, миропонимания и мировосприятия, сформированных на основе реализации единого смысла общности. Социальная психика - это особый внутренний мир человеческого сообщества. Она - особое внешнее общее психическое, в котором интегрированы отражается вся совокупность социально-психологических явлений, которые имеются в определенном человеческом сообществе (социальной группе, обществе и др.), а также психическое прошлого.
Социальная психика - это психоэнергетическое потенциал большой силы, который влияет на индивидуальные психики членов группы, направляя их на реализацию смысла общности жизнедеятельности.
В целом социальная психика народа - это особое внешнее психическое, что существует вне индивидом, но однозначно становится «присутствовать» в индивидуальной психике в процессе национальной жизнедеятельности.
Это внешнее психическое содержит не только способность отражать социальную действительность, но и смысло-, историко - и идейно-стимулирующие аспекты, а также паттерны, которые содержат информацию о нации, государственность, характер протекания социальных, экономических, политических и духовных процессов, о противоборстве в мире, национальные интересы и др.
Итак, социальная психика народа - это сложное, многоуровневое, системное, целостное сущее образование, которое проявляется как интегрированная взаимодействие ментально-психического, духовно-перцептивного, психокомунікативного, эмоционально-чувственного и побудительно-волевого, а одновременно является основой, движущей и управляющей силой национальной жизнедеятельности и развития. В ней отражены интегрированную единство функционирования всей совокупности социально-психологических явлений, процессов, понятий, значений, смыслов, верований, традиций, обычаев, стереотипов, ценностных ориентаций, установок и прочего, что влияет на поведение и деятельность народа (этноса) и его социально-психическое состояние.
Общество может находиться в одном из трех состояний:
• социально-психологической стабильности;
• социально-психологического напряжения;
• социального психоза.
Каждое из этих состояний может иметь три уровня выражения: низкий, средний и высокий.
Безусловно, состояние социально-психологического напряжения, тем больше состояние социального психоза, негативно влияют на психическое здоровье граждан.
Динамическими элементами социально-психологического состояния общества являются: социальное взаимодействие; социальная агрессивность; социальные чувства; социальное настроение; социальный оптимизм; социальное самочувствие; социальные ценностные ориентации; отношение к власти; социальная совесть.
Что способствует формированию такого состояния? Прежде всего это возникновение негативных социально-психологических явлений или разрушительной психологии, которая сформировалась в Украине.
Под разрушительной психологией следует понимать соответствующие стиль мышления, общественное (коллективное) сознание и самосознание, установки, ценностные ориентации, стереотипы и другие образования различных этнических обществ, политических партий, организаций и отдельных индивидов, которые способствуют формированию негативных социально-психологических, политико-психологических, морально-психологических и психологических явлений, разрушающих социально-психологическое единство народа (общества), дезорганизуют функционирование его социальной психики и способствуют возникновению негативных социально-психологических состояний.
Одновременно разрушается социально-психологическая единство государственно-политической нации (народа, общества).
Различные этнические общности, социальные группы и отдельных индивидов объединяет в одно целое - государственно-политическую нацию - не общая территория, даже не общая экономика, а смысл общности, на основе которого через изменения в социальной психике народа формируется его социально-политическое единство. Она является производной от функционирования всей социальной психики народа и выражает специфическое психическое с сильной положительной психоенергією.
Социально-психологическое единство народа можно выразить через ее составляющие, а именно соціоінтеріоризаційну, духовно-перцептивну, морально-перцептивну, политически-інтеріоризаційну, эмоционально-чувственном и рационально-волевую.
Поэтому сегодня как никогда актуальным является вопрос воспитания нации, то есть формирование ее социально-психологической единства, в которую входят прежде всего духовно-психологическая, эмоционально-чувственная, побудительно-волевая (в том числе политическая) и психокомунікативна составляющие.
Такое воспитание возможно через формирование национального сознания и самосознания, национальных чувств, национальной воли, национальной гордости и достоинства, национального патриотизма.
Национальное сознание отражает способность нации и ее представителей до адекватного отражения окружающего мира, национального пространства и времени, смыслов жизнедеятельности, других этнических общностей, наций и народов, их идей, интересов, стремлений и смыслов, определения связей и зависимостей между национальными и социальными планетарными и общественными процессами, к выработке на основе этого отношение к ним, а также к созданию своего будущего, в том числе независимости, государственности.
Функции национального сознания заключаются в формировании национальных целей и задач жизнедеятельности, в предварительно осмысленной построении стратегии и тактики своих действий, предвидении их результатов и последствий, в выработке отношение нации к социальных событий и фактов, в регулировании своего поведения и деятельности. В ней можно выделить политическую, правовую, религиозную, моральную и другие составляющие.
Морально-психологический компонент отражает моральные принципы функционирования общества как мотивацию поведения и деятельности его членов, различных социальных групп, в том числе политических партий и блоков.
Политически-психологический компонент отражает влияние на социальную психику отдельных сообществ и народа, а также индивидуальные психики граждан, как специфического внешнего психического с положительным или отрицательным психоэнергетическим потенциалом.
В Украине насчитывается уже более юл политических партий, большую часть из которых создана под «лидеров» для удовлетворения их собственных потребностей и лоббирование клановых интересов. Более чем 95 процентов из них не имеют необходимой социальной базы и своего электората. Между ними идет борьба не столько за завоевание политического имиджа и власти, как за завоевание экономического пространства в Украине и обогащения.
Этнопсихологический компонент отражает психологический характер взаимодействия этнических общностей в обществе.
Религиозно-психологический компонент отражает влияние деятельности межконфессиональных отношений как специфического психического на социальную психику народа.
Сейчас наблюдаем такой рост бездуховности, что приближает нас к границе, где действует принцип: «Человек человеку - волк». Люди теряют человечность, достоинство, нравственность, доброту, честь, совесть и даже Бога в своей душе. Усиливаются обман, недоверие, злоба, зависть, лицемерие, равнодушие к судьбе ближнего: ребенка, инвалида, пенсионера, безработного, отверженного и т.п.
Бездуховность привела к тому, что для многих граждан деньги стали единственным «богом», которому они поклоняются и молятся. Для них деньги - это смысл, это их вера, их стиль жизни и мышления. Деньги любой ценой, деньги в обмен на честь, веру, совесть и даже жизнь других.
Религия может быть и положительным, и отрицательным фактором влияния на психическое здоровье граждан и национальную безопасность. Но сегодня в Украине, например, больше имеющийся, по нашему мнению, традиционный подход к вере в Бога, чем смысловой, потому что она (вера) не вросла в человеческие сердца и души - Божьи заповеди еще не стали сущностью действий и поступков тех, кто истинно верует, живет с Богом в сердце.
Властно-психологический компонент отражает влияние, которое осуществляет власть на людей, заменяя их психические параметры как: ценностные ориентации, морально-психологические установки, самосознание и сознание и др.
Если говорить о власти как о нормальном социальный институт, то основной его функцией является обеспечение прав и свобод личности и в целом национальной безопасности страны.
Есть мировые стандарты, правовые критерии которого определяют «норму» власти, а именно:
• разделение функций;
• выборность;
• верховенство закона;
• возможность партии (коалиции, блока), которая победила на выборах в условиях многопартийной системы, формировать правительство и реализовывать программу, за которую проголосовало большинство;
• контроль со стороны парламента за исполнением бюджета;
• обеспечение прав и свобод личности;
• наличие легальной оппозиции и др.
Существуют также моральные, организационно-управленческие, социальные, экономические критерии власти, в частности качество благосостояния, образования, продолжительность жизни народа.
Однако власть как абсолютно нормальный социальный институт практически не существует. В условиях социального неравенства всегда возникают осложнения, отношения зависимости, принуждения, насилия, совершаемых с помощью силы и средств, которые подчинены власти. Но это обстоятельство не всегда показывает деформацию власти, поскольку выполнение ею своих функций зачастую связано с оправданным принуждением.
Деформация власти означает невыполнение применительно к ее компетенции различных функций или выполнения дисфункций.
Выделяют такие признаки деформации власти:
• узурпация, отсутствие выборности, разделения функций между исполнительной и представительной властями, самоуправления на муниципальном уровне и другие аналогичные обстоятельства;
• наличие двойных стандартов, преследование оппозиции, инакомыслия, лжи, отсутствие открытости, нарушения прав и свобод личности, обеспечения национальной безопасности, ошибки стратегического характера, которые вызывают катастрофические последствия;
Деформированная власть функционирует на определенном психологическом основании, в частности на безнаказанности, бесконтрольности, двойной морали, низкой самосознания чиновников, низкой государственной дисциплине, взяточничестве, чувстве временности при власти, бездуховности и др.
Дисциплина - одна из крупнейших, которую не все еще, к сожалению, осознали, человеческая ценность, достижением которой гордятся народы, страны, партии, большие и малые организации, отдельные коллективы и отдельные личности.
Настоящая дисциплина - это сквозная составляющая цивилизации, человеческой культуры, демократичности общества. Благосостояние и процветание народа, его экономический подъем, культура, экология, гуманность, обороноспособность, защищенность личности, свобода - все это опирается на хорошую дисциплину, которая пронизывает все политические, экономические, социальные и духовные структуры сверху вниз.
Информационно-психологический компонент характеризует влияние информации как внешнего психического на индивидуальную психику каждого гражданина и социальную психику сообществ и выражается в том, что любая информация - это специфическое психическое, которое позитивно, нейтрально или негативно влияет на индивидуальные психики отдельных граждан и социальную психику общества в целом.
Сегодня войны можно вести и без применения военной силы, то есть психологическим и информационно-психологическим способом. Попытки внедрения информационного тоталитаризма (экспансионизма) связанные с борьбой за расширение сфер контроля с помощью средств массовой информации. При этом речь идет не просто о контроль и учет общественного мнения, но и, главным образом, о массовое манипулирование, создание автоматически конформной личности. В связи с этим возникает проблема создания информационно-психологической безопасности личности и общества, включая телевизионное насилие.
Известно, что на психологическую составляющую влияет позиция и содержательная направленность средств массовой информации (СМИ). К сожалению, государство часто не осуществляет контроля за их влиянием на социальную психику общества и отдельных человеческих сообществ, а также на индивидуальную психику каждого гражданина. Сейчас есть все основания утверждать, что, например, в Украине в целом не учитывают характера влияния СМИ на настроение, эмоциональные состояния, активность и установки граждан, особенно молодежи.
Средствами воздействия на социальные психики человеческих сообществ и индивидуальные психики граждан есть тон информации о различных аспектах жизни в стране, соотношение позитивной и негативной информации, оценка социальной и экономической ситуации, интерпретация действий центральной и местных органов власти, сообщения об успехах или неудачах в различных сферах жизни страны, полярность эмоционального сопровождения, выбор контекста сообщений и др.
Одну и ту же информацию можно подать по-разному, получая диаметрально противоположные эмоциональные эффекты и психологические последствия. Понятно, что сейчас важнейшим средством массовой информации является телевидение, которое обладает мощным потенциалом воздействия на социальные психики человеческих сообществ и индивидуальные психики граждан.
Определенным образом построена и подана информация осуществляет психологическое воздействие. Различные формы (реклама, клипы, высказывания, цитаты, умозаключения, интервью и т.д.), усиленные яркостью, эмоциональностью, образностью, и навязчиво предлагаемые, не дают возможности образной и эмоциональной памяти освободиться от них, поскольку они, как правило, не вплетаются в структуру интеллекта в обычной для переработки форме, их коды не совпадают с кодами того психического, что есть в психике. Как следствие, эта информация становится известной степени таким психическим, потенциал которого оказывает влияние на другое психическое, - имеющиеся в психике активные и пассивные зависимые паттерны (АПЗП). В этом случае воспринята информация в различных формах превращается в психике на активные независимые паттерны (АНП), которые генерируют психоенергію определенной полярности. Она может быть и положительной, и отрицательной, дестабилизирующей, разрушительной.
Например, числовую информацию, цитаты из речей политиков и многое другое можно сопровождать разным комментарием, образным оформлением, музыкой, клипами, кінозамальовками т.д. Из высказываний политиков, их интервью, реплик, отдельных фраз рядовых граждан и даже прохожих для телерепортажей часто отбирают для показа (редко идет прямой эфир) одни и отвергают другие. Такие высказывания, отобранные по определенному принципу или тенденцией, можно подавать как мнение или позицию отдельных слоев населения или народа в целом.
Телевидение может использовать нужное количество повторов, что с психологической точки зрения имеет сильный суггестивный эффект. Аргументация в случае такого внушения не обязательна, поскольку часто не дотягивается рационального. В подсознание легче проникают простые тезисы.
Когда выдвигают тезис «факты говорят сами за себя», то это правильно только наполовину, поскольку, с одной стороны, факт есть психическим, которое осуществляет непосредственное влияние на социальные и индивидуальные психики, а с другой - он существует лишь в описании и трактовке людей. А люди, объясняя определенный факт, интерпретируют его в зависимости от своих потребностей, интеллектуального уровня развития, экономической, религиозной или этнической позиции.
Негативное влияние на психическое здоровье оказывает также реклама. Ее психоенергія проникает в подсознание, где осуществляет разрушительное воздействие на психическое, которое имеет противоположную (положительную) полярность, но одинаковый код.
Например, рекламные клипы спиртных напитков, сигарет, других товаров или услуг, у которых есть картины обнаженных или полуобнаженных женщин, интимных частей их тела, эротики, эротического мимики и пантоміміки, поданные хорошо в наглядно-образном, динамичном, дискретно-временном и эмоционально окрашенном виде, часто вызывают ассоциации наслаждения от употребления спиртных напитков, курения, эротики и секса и др. На этой основе они глубже проникают в образную и эмоциональную память, на уровень подсознания и становятся психическим, которое разрушает ранее образованные положительные образы и эмоции, стимулирует к употреблению спиртных напитков, курения, наркомании, легкой, беззаботной и веселой жизни, до желания неразборчивого секса, насилия и т.д. А это, в свою очередь, приводит к тому, что молодежь почти вся курит, постоянно употребляет спиртные напитки, а наслаждение и секс считает чуть ли не смыслом жизни. Вследствие этого также рушатся семьи, остаются без присмотра дети, растет безответственность и т.д.
Итак, психологическая составляющая является важным компонентом системы национальной безопасности любого государства.
Контрольные вопросы:
• Что понимают под национальной безопасностью?
• Какие угрозы влияют на степень безопасности?
• Чем отличаются между собой национальная безопасность, социальная безопасность и личностная безопасность?
• В чем проявляется психологическая составляющая (подсистема) системы национальной безопасности?
• Охарактеризуйте компоненты психологической составляющей национальной безопасности, в частности Украины.
• Каким образом психическое здоровье отдельных граждан и социальных групп влияет на национальную безопасность?
• Какие факторы разрушают социальную психику народа, вызывая его негативные социально-психологические состояния? Как это влияет на национальную безопасность?
• Охарактеризуйте влияние на национальную безопасность информационно-психологического компонента.
• Влияют ли действия власти на психологию поведения граждан и социальных групп? Как это происходит?
Литература:
Андрусенко В. А. Социальный страх. - Свердловск, 1991.
Андрусяк В. Права человека в системе идеологических ценностей // Студии политического центра «Генезис».-№ 1.- 1996.
Берстнев Г. Ы. Самосознание личности в аспекте языка // Вопр. языкознания. - №1. - 2001.-С. 60-84.
Бойко В. В., Ковалев А. Г., Парфенов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983.
Варій М. И. Основы социальной психологии воинского коллектива. Монография. - Львов: Сполом, 2000.
Варій М. И. Социальная психика нации / Научная монография. - Львов: Сполом, 2002. Василюк С. Коррумпированная Фемида // Перестройка государства. - № 4. - 1997. Васькович И. Правосознание и ее влияние на менталитет украинского народа // Право Украины,- №6,- 1998.
Вичев В. Мораль и социальная психика. - М.: Прогресс, 1978. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. - М., 1999 - С. 305.
Годика Ю. М. Государственно-правовая конфликтология как важное направление научных исследований // Вестник Академии Правовых наук Украины. - № 6. - 1996. Головаха Е. Ы. Социальное безумие: история, теория и современная практика. - К., 1994. Кричевский Г. Л., Дубовская В. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. -М.: Изд. МГУ,1991.
Лихачев С. Д. Концептосферы русского языка // Изв. РАН. Сер. лит. и язык. - М., 1988. - С. 258 - 280.
Личность. Общение. Групповые процессы. Современные теории и практические исследования // Сборн. научн. трудов. - М., 1991.
Лобанова А. С. Групповой эгоизм в сфере отношений коллективной и кооперативной форм собственности. - К., 1994.
Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - Кострома, 1988.
Мельник М. И. Политическая активность личности в системе национальной безопасности Украины. - М„ 1992. Милош Ч. Порабощенный разум // Вселенная. - № 7-10.
Мигаль С. М. Популизм в политической жизни общества. - Одесса, 1997.
Околешникова А. П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга II
Автореф. канд. психол. наук. - МГУ. - 1988.
Петровсий А. В., Шпалинский В. В, Социальная психология коллектива: Учеб. пос. - М.: Просвещение, 1978.
Розанов А., Шарапо А. Безопасность: подходы Запада. - Минск: Універсітэцкае, 1994. - 124 с.
Социальная и военная психология / Под ред. Н.Ф. Феденков. - М.: ВПА, 1990. Танчер В. Между ностальгией и надеждой // Перестройка государства. - № 5,6. - 1998. Унамуно М. де. О трагическом чувстве жизни у людей и народов // Вопр. филос. - № 10. - 1991.
Фещенко П. И. Лицо в контексте взаимодействия политики и религии. - К., 1997.
Шкляр Л. Есть. Этнонациональные факторы формирования государства: политологический анализ. - К., 1996.
• обладает только ему присущей системой психических и соціопсихічних свойств и качеств.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей. Именно они создают ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, которые образуют ее своеобразие и неповторимость, отличие от других людей.