В целом безопасность - это состояние позитивного функционирования и развития социальных, экономических, технических, экологических и биологических систем, который делает невозможным угрозы для устойчивого развития общества, государства, экономики и личности, а также их зависимость от других государств или отдельных человеческих группировок.
Одновременно следует отметить, что международную, государственную и социальную безопасность можно объяснить с точки зрения теории социальных конфликтов; а организационную и личностную безопасность - руководствуясь частности теорией социально-психологической компетентности личности.
Безопасность составляет совокупность условий и факторов, обеспечивающих нормальное функционирование и развитие человека и общества.
Под национальной безопасностью понимают систему мероприятий, направленных на предотвращение и ликвидацию угроз для устойчивого развития личности, общества, экономики и государства.
Национальная безопасность состоит из внешней и внутренней безопасности.
Внешняя безопасность имеет два уровня: загальнопланетарний (глобальный) и межгосударственный. Внешняя безопасность зависит от экологического, военного, радиационного, эпидемиологического, криминального, природного, культурно-нравственной и информационно-психологического факторов.
Внутренняя безопасность связана с угрозами экономического характера, например, превращение рынка в уголовно-монопольный, а также угрозами военного переворота, утечки информации, совершения террористических актов, возникновения чрезвычайных событий социального, политического, психологического, природного, биологического и технического происхождения, несоблюдение Конституции и прав человека.
Обеспечение системы национальной безопасности осуществляется на различных уровнях: международном, государственном, региональном, организационном и личностном.
В зависимости от источника происхождения выделяют следующие типы угроз:
• природные (наводнения, землетрясения, бураны, цунами и др.);
• эпидемиологические (эпидемии);
• техногенные (катастрофы, взрывы, пожары и др.);
• политические;
• социальные;
• экономические;
• психологические.
Центральными понятиями теории безопасности является понятие «угроза», «опасность», «вред», «ущерб», «риск» и др. Иногда эти понятия употребляют как синонимы, иногда - как совершенно разные явления.
ОПАСНОСТЬ - это совокупность условий и факторов, которые вызывают нарушение нормального функционирования и развития человека или общества.
Процесс воздействия опасности на ту или иную систему имеет определенную структуру. Структура этого процесса совпадает со структурой любого действия можно выделить статический и динамический аспекты процесса воздействия опасности. Статический аспект содержит: источник (субъект) опасности; объект, которому угрожает опасность; средство, которым источник опасности воздействует на объект опасности. Динамический аспект содержит: цель, которую ставит источник опасности объекта; процесс самого воздействия источника опасности на объект; результат этого воздействия.
I. По источнику опасности все опасности можно классифицировать по:
• сферам возникновения;
• скоростью развития (нарастания) опасности;
• зарядом деструктивности, заложенным в опасности.
II. Относительно объекта опасности все виды опасности можно классифицировать по:
• рефлексией;
• восприятием;
• степенью информированности об опасности;
• способностью устранить опасность;
• степенью подготовленности к реакции на опасность;
• степенью осознания объектом возможных последствий в результате воздействия этой опасности;
• степенью угрозы объекта;
• изучением объектом опасностей, которые ему угрожают.
III. Относительно средств воздействия опасности их можно классифицировать по:
• структурной организацией;
• возможностью противодействия этим средствам.
IV. Относительно цели, которая содержится в источнике опасности, все опасности можно классифицировать по:
• наличием цели;
• направленностью цели;
• количеством объектов, на которые направлено действие источника опасности.
V. Относительно процесса воздействия опасности на объект, все опасности можно классифицировать по:
• способу воздействия на объект;
• время воздействия на объект.
VI. По результату воздействия опасности на объект, все опасности можно классифицировать по степени допустимого воздействия опасности на объект.
Однако важно учитывать, что в зависимости от подхода к толкованию этих дефиниций, их содержание значительно отличаться. В частности, с правовой точки зрения опасность понимают по-своему, с психологической - иначе. В общем, есть объективное и субъективное толкование этого явления.
Уровень опасности может быть высоким, средним и низким. Критериями каждого из этих уровней является степень социальной напряженности, дезорганизации, конфликтности и др.
Часто возникновению конфликтов вызывает сама власть, которая выполняет разнообразные функции. Власть - это социальный институт. Как социальный институт в различных типах государств власть выполняет разнообразные функции: за тоталитарного режима - одни, при демократическом - другие. Однако власть - это способность и возможность психологически воздействовать на деятельность, поведение людей с помощью определенных средств: воли, авторитета, права, насилия. В властных отношениях должно быть не менее двух субъектов, которыми могут быть отдельные лица или «коллективное лицо» (партия, организация, комитет, совет и др.).
Общественные законы - законы сотрудничества и взаимовлияния чувств, желаний и представлений людей, которые вступили в общественной взаимодействия. Однако любое сотрудничество-это действия людей, которые имеют определенную направленность и допускают определенную силу, а именно - власть. Власть рождается с самим общественным процессом, потому что он является одним из необходимых условий ее функционирования. Власть является силой косвенным, но в то же время ее саму порождают общественные силы.
Общество в целом и конкретные сообщества в частности не могут нормально функционировать без обеспечения их безопасности. Общественная стабильность, национальное согласие, социальное сотрудничество и партнерство между групповое взаимодействие, межэтническое общение невозможно без существования такого социального института, как безопасность.
При этом ее прежде всего следует рассматривать как социальную ценность, как социально-психологическое состояние, а не как определенный орган.
Безопасность является условием личностного роста, самоактуализации «Я». Ее отсутствие вызывает деформацию человека: травмирование «Я», искажение самооценки, сужение круга общения, духовного и культурного обнищания. Безопасность каждой личности нужно обеспечивать в первую очередь. При этом государство обязано в лице соответствующего органа быть защитником интересов нации и человека. Право должно быть гарантом таких условий, то есть должно обеспечивать соблюдение прав человека. В то же время история дает немало примеров вырождения государства в свою противоположность, когда она из средства безопасности превращается в главный источник опасности для общества и его членов.
Общественную систему безопасности творят и осуществляют члены общества, их объединения, партии, движения, фонды. То есть они составляют совокупность общественных, негосударственных структур, действующих в различных сферах безопасности в любых масштабах - от государства к отдельной личности.
Возникновение многочисленных структур, ориентированных на безопасность, происходит, как правило, стихийно и спонтанно и нередко является реакцией людей на реальное или вероятное возникновение угрозы, опасности их уклада жизни, потребностям или интересам. Следовательно, осознанно или подсознательно, общество будто включает дополнительные общественные механизмы своей защиты, пытается страховать себя от еще больших бед.
Особенно жизненно важное значение приобретают общественные механизмы защиты в условиях, когда властные структуры, которые должны обеспечивать безопасность граждан, общества и государства, оказываются недееспособными или действуют вопреки их интересам. Если к власти приходят лица, которые соответствуют ожиданиям народа, то они могут рассчитывать на поддержку общественных сил безопасности. В критических ситуациях такая поддержка может иметь даже большее значение, чем традиционная опора на государственные структуры безопасности (армию, правоохранительные органы и др.).
Главное, что объединяет участников общественной системы безопасности, а также последнюю с государственной системой безопасности, - сущность конечных целей социального обслуживания общества. Именно это обеспечивает условия для нормальной жизни людей, их потребности в безопасности, т.е. в надежной защите от всего, что ставит под удар их жизнь и здоровье, материальную обеспеченность, духовные ценности, уверенность в своем будущем. При этом речь идет об удовлетворении потребностей в безопасности с помощью социально-позитивных способов и средств, а не за принадлежность к общественно опасных форм объединения людей: структур организованной преступности, шовинистических партий и др.
Общественная безопасность связана с социальной стабильностью общества и экономики, эффективной социальной политикой, разветвленной сетью социальных служб в различных сферах.
Задача общественной системы безопасности:
• защита жизненного пространства общества;
• контроль над властью;
• контроль за информационными потоками и влиянием;
• защита от духовной агрессии;
• защита от преступности;
• общественная экспертиза всех государственных и общественных проектов на предмет их соответствия общественным, личным, государственным целям, идеалам, ценностям, интересам.
Но прежде всего назначение общественной безопасности - в защите общества, человека от злоупотреблений власти, от самоуправства, самодурства и не профессионализма, национального предательства чиновников, социальных и природных бедствий, межгосударственных и гражданских войн. Наличие и одновременное функционирование общественной и государственной систем безопасности создают ту необходимую равновесие, которая способна сохранить и общество, и государство от развала, от скатывания к авторитаризму, тоталитаризму, диктатуре, от потрясений и бедствий, революций, контрреволюций, переворотов и путчей, от порабощения и потери национальных ресурсов.
Собственно психологическая составляющая (подсистема) системы национальной безопасности является важной. Однако на нее почему-то обращают мало внимания. Однако она, во-первых, так или иначе присутствует в каждой составляющей всей системы национальной безопасности, поскольку каждая из них является специфическим психическим с определенным, позитивным или негативным, психоэнергетическим потенциалом.