Приложение 2
ТЕКСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МОЛЧА
СКРИПКА ДЬЯВОЛА
Фиакр нырял из одной улочки в другую. Возница боялся задавать вопросы. С час назад он спросил, куда везти.
— Куда хочешь...
— Но Вена велика, сударь.
— Я всё сказал.
Увидев несколько золотых монет, упавших рядом с ним на сиденье, возница ошалел и тихонько тронул лошадей: «Ну и дела...».
Колеса застучали по мосту. Весенний Дунай раздался и помутнел. Проехали пристань, шумную толкучку возле оперы. Ездок не обращал на окружающее ни малейшего внимания.
Начинало смеркаться.
— Останови!
Лошади замерли. Откуда-то доносились слабые звуки скрипки. Нервно сжав руки, сидевший сзади прислушался. Потом соскочил на землю.
— Подождёшь меня здесь.
Он шагал мрачным лабиринтом домишек и думал, уж не почудилось ли ему. Да нет! Вот же, здесь!
Полутёмный двор вывел на небольшую пустынную площадь. На брусчатке стоял босоногий мальчишка лет девяти. Скрипка, казавшаяся в детских руках огромной, стонала жалобно и протяжно.
В шапке, лежавшей на камнях, не было ни одной монеты.
— Давно ты стоишь здесь, бамбино?
— Да, сударь.
— Сейчас будет дождь, а улова, я смотрю, пока нет.
— Но я не могу вернуться. Мама больная, а нам нечего есть.
— Дай-ка!
Он взял скрипку, чуть тронул смычком струны, сделал два- три слабых щипка. Потом, выставив вперед правую ногу, тряхнул длинной чёрной гривой и резко взмахнул рукой.
Мальчишка вздрогнул от неожиданных, удивительных по красоте и силе звуков. Он никогда бы не поверил, что его скрипка на такое способна. Мелодия резала воздух. Дома точно расступились. С разных сторон открывались окна.
Вокруг собралась толпа, в шапку стали падать монеты и бумажки.
— Это фантастика,— переговаривались подошедшие.— Волынка для сельской свадьбы, но какие звуки!
— Он, точно он. На такое не способен никто в мире. Только послушай, как плачет в его руках эта жалкая деревяшка!
Худое лицо игравшего побледнело. На фоне впалых щёк волосы казались неестественно чёрными. Люди вокруг давили, сжимались тесным кольцом.
Неожиданно скрипка смолкла. Человек вытер лоб и протянул мальчику скрипку.
— Возьми. Твоей матери мы, кажется, немного помогли.
Растерянный ребёнок смотрел то на скрипку, то на заваленную деньгами шапку и боялся пошевелиться.
— Что же это? — бормотал мальчик.— Неужели всё мне?
— Бери, бери. Такое случается раз в жизни,— потрепал его по плечу какой-то старик.
— Но кто это, за кого благодарить Господа?
— Ты не знаешь его? Запомни: на твоей скрипке играл сам Паганини...
(356 сл.) (По А. Романову)
Вопросы к тексту
1. В каком городе происходят события?
А В Берлине;
√Б в Вене;
В в Амстердаме.
2. Почему ездок потребовал остановить фиакр?
√А Он услышал звуки скрипки;
Б устал от быстрой езды;
В хотел рассмотреть красивое здание.
3. Почему мальчик со скрипкой не уходил, несмотря на непогоду?
А Ему некуда было идти;
Б он любил дождь;
√В он не мог вернуться к больной матери без денег.
4. Что заставило мальчика вздрогнуть, когда незнакомец заиграл?
√А Неожиданные, удивительные по красоте и силе звуки;
Б незнакомец играл слишком громко;
В скрипка издавала резкие, неприятные звуки.
5. Кто заставил плакать скрипку мальчика?
А Неизвестный музыкант;
√Б великий Паганини;
В случайный прохожий.
6. Определите стиль текста.
А Разговорный;
Б научно-популярный;
√В художественный.
БЕЛАЯ ШУБКА
В ту зиму снег ещё не выпадал. Реки и озёра давно льдом покрылись, а снега всё нет и нет.
Зимний лес без снега казался хмурым. Все листья с деревьев давно опали, перелётные птицы улетели на юг, только холодный ветер посвистывает среди голых обледенелых сучьев.
Шёл я как-то с ребятами по лесу, возвращались мы из соседней деревни. Вышли на лесную поляну. Вдруг видим — посреди поляны над большим кустом вороны кружат. Каркают, летают вокруг него. Наверное, думаю, они там какую-то еду себе нашли.
Стали ближе подходить. Заметили нас вороны — в сторону отлетели, по деревьям расселись.
Подошли мы к кусту, смотрим — что-то под ним белеет.
Раздвинул я ветки, гляжу — заяц, белый-белый, как снег, забился под самый куст, прижался к земле, лежит не шевелясь. Кругом всё серое — и земля, и опавшие листья, а заяц среди них так и белеет.
Вот почему он воронам на глаза попался — оделся в белую шубку, а снега-то нет, значит, и спрятаться ему, белому, негде. Дайка попробуем его живьём поймать!
Просунул я руку под ветки, тихонько, осторожно, да сразу цап его за уши — и вытащил из-под куста!
Бьётся заяц в руках, вырваться хочет. Только смотрим — одна ножка у него как-то странно болтается. Тронули её, а она переломана! Значит, сильно его вороны потрепали. Не приди мы вовремя, пожалуй, и совсем бы забили.
Принёс я зайца домой. Папа достал из аптечки бинт, вату, забинтовали мы зайцу сломанную ножку и посадили в ящик. Мама положила туда сена, моркови, мисочку с водой поставила. Так у нас зайка и остался жить. Целый месяц прожил. Ножка у него совсем срослась, он даже из ящика выскакивать начал и меня вовсе не боялся. Выскочит, побегает по комнате, а как зайдёт ко мне кто-нибудь из ребят, под кровать спрячется.
Пока заяц у нас дома жил, и снег выпал, белый, пушистый, как зайкина шубка. В нём зайцу легко спрятаться.
— Ну, теперь можно его и обратно в лес выпустить,— сказал нам однажды папа.
Так мы и сделали — отнесли зайца в ближайший лесок, попрощались с ним да и выпустили на волю.
Утро было тихое, накануне ночью насыпало много снегу. Лес сделался белый, мохнатый.
В один миг наш зайка в заснеженных кустах исчез.
Вот когда ему белая шубка пригодилась!
(356 сл.) (Г. Скребицкий)
Вопросы к тексту
1. Что насторожило ребят на лесной поляне?
√А Вороны, кружащие над большим кустом;
Б какие-то пронзительные звуки;
В яркая вспышка света.
2. Почему вороны заметили зайца?
А Он бежал по открытой местности;
√Б его белая шубка выделялась на фоне серой земли;
В заяц разорил воронье гнездо.
3. Почему заяц не мог убежать от ворон?
А Птиц было слишком много;
Б заяц выбился из сил;
√В у него была переломана ножка.
4. Как долго заяц жил в доме своих спасителей?
А Неделю;
√Б месяц;
В всю зиму.
5. Почему зайца выпустили в лес, когда зажила ножка?
√А Выпал снег;
Б заяц скучал по лесу;
В заяц стал портить мебель в доме.
6. Определите стиль текста.
А Разговорный;
Б научно-популярный;
√В художественный.