Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Козельский Яков Павлович (1728, или 1726, или 1729 - после 1795) - украинский и российский философ, правовед, просветитель - демократ, ученый - энциклопедист. 1744 - 1750 гг. - учился в семинарии при Киевской академии, затем два года в гимназии при Российской академии наук в Санкт-Петербурге, откуда в 1752 г. был переведен в состав студентов Академического университета; 175 - 1766 гг. - на военной службе; 1766 - 1770 гг. - секретарь Сената; 1770 - 1778 гг. - член Малороссийской коллегии в Глухове, с 1791 г. - статский советник, инспектор гимназии для "чужеземных единоверцев" при Санкт-Петербургском артиллерийском и инженерном шляхетском корпусах.

К. - последователь французского сенсуализма, сторонник идей школы естественного права и теории общественного договора. Политическим идеалом К. было демократическое общество, основанное на частной собственности, заработанной собственным трудом. Ученый разделял общую философию на теоретическую (логику и метафизику) и практическую, или материальную (юриспруденцию и политику). Юриспруденция - это "знание всех возможных прав или правностей", а политика - это "наука, которая вводит праведные намерения участников (политиков) в действо". К. различал право и закон, юриспруденцию как знание права, легіспруденцію - как знание законов. Делил право на естественное, "установленное в самой природе человека"; общественное, "установленное для спокойной жизни и постоянного благополучия граждан"; всемирное, или "право народов", то есть международное право. Естественные права индивида для него - это право человека на любовь к ближнему, право людей быть любыми, право человека удовлетворять потребности в пище, то есть все права, которые не являются полезными и не наносят вред другим, но необходимые для поддержания жизни человека. В то же время ученый называет права индивида божественными, ибо они создаются самим Богом, и вечными, ибо они не могут быть отторженным ни в прошлом, ни в будущем, и необходимыми, ибо без них человек обречен на страдания, и объективными, поскольку они зависят не от человека, а от Бога. К. выступает против экономического неравенства людей, против крепостничества как грубого нарушения естественных прав человека, за регламентацию крепостного труда, за справедливость в налогообложении, за укрепление трудовой собственности. Законы государства должны соответствовать не только естественному праву, но и принципиальным положением общественного договора. Ученый противопоставлял естественное право людей Русской абсолютной монархии, ее несправедливым законам, признавал естественное право на самозащиту со стороны угнетенных, защищал право народов на мир. Одним из первых в императорской России К. поднял знамя борьбы за свободу печати. Он даже довольно резко критиковал Вольтера за пренебрежительное отношение к английских мещан, которые увлекались чтением газет. Такая надменность, по мнению ученого, была вызвана тем, что Вольтер присвоил себе "привилегии на политику", а также тем, что "любовь этого несовершенного политика к високорозумності преодолела в нем любовь к человечеству". Выдающийся просветитель - гуманист понимает право или правність как синоним справедливости. Следует отметить, что такое теоретическое обоснование широкого круга прав и свобод человека было осуществлено украинским мыслителем по 20 и более лет до появления американской и французской конституций, до обнародования французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и американского Билля о правах 1791 г.

Свои основные правовые и политические идеи К. изложил в трудах периода 1765-1793 pp., а именно: "Философические предложения, сочиненные надворным советником и правительственного сената секретарем Я. Козельским в Санкт-Петербурге" (1768); "Рассуждения двух индейцев Калана и Ибрагима о человеческом познании" (1788); "Предисловие и перевод Истории датской, сочиненной г-ном Голбергом" (1765-1766); "Предисловие к переводу книги Мозера "Государь и министр" (1766); "Статья о философии и частях ее из французской энциклопедии" (1770); "История славетных государей и великих генералов с рассуждениями о их поступках и делах, собранная Шофиным из сочинений Роллена, Кревиера и др.".

Антология мировой политической мысли / Рук. проекта Г. Ю. Семигин; Ред.-сост. Л. Н. Алисова, Д. Т. Жовтун. - М„ 1997. - Т. 1; Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. - М., 1995.

О. Бабкина