УРОК № 70. II вариант
Тема. 24 мая — День славянской письменности
Цель: познакомить учащихся со славянским праздником — Днём письменности; повторить и закрепить изученный материал; проверить умение использовать приобретённые знания; воспитывать любовь и уважение к русскому языку.
Ожидаемые результаты: учащиеся применяют полученные знания, различают звуки и буквы; знают звуковое значение букв русского алфавита; проявляют внимательность, наблюдательность.
Оборудование: русский алфавит, карточки с заданиями, буквы греческого алфавита; изображения братьев Кирилла и Мефодия.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний (урок-праздник)
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Слово учителя.
Долгими, извилистыми путями шло развитие письма: от рисунков предметов к буквам, уже ничего не имеющим общего с предметами и обозначающим лишь звуки речи.
Много интересного могла бы нам рассказать история наших букв: как они возникли, кем были изобретены, какой вид имели раньше и как постепенно приобретали привычный нам сегодня вид.
Сегодня мы заглянем на несколько веков назад и узнаем, как всё начиналось.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
- Проверка домашнего задания.
III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
- Слово учителя.
Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке отражён весь мир, вся наша жизнь. Но искусством письма люди владели не всегда.
- Сообщения учащихся.
1 ученик. Вначале появилось картинное письмо (изображение рисунками) — пиктография. Этим видом письма мы иногда пользуемся и сегодня. Так, на вывесках булочной изображён хлеб, овощного магазина — овощи и фрукты, часовой мастерской — часы, оптики — очки. До IX века у славян не было собственных букв. И потому не было письменности. Славяне не могли написать ни книг, ни даже писем друг другу.
Кому же принадлежит заслуга создания славянского книжного языка?
2 ученик. В IX веке в Византии в г. Солунь (ныне г. Салоники в Греции) жили братья Константин (при крещении получил имя Кирилл) и Мефодий. Это были мудрые, образованные люди, хорошо знавшие славянский язык. Они откликнулись на просьбу князя Ростислава прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах.
3 ученик. И вот братья, приехав к славянам, создали славянскую азбуку, которую впоследствии назвали кириллицей. Братья приспособили греческий алфавит для звуков славянского языка. Так что наша азбука — «дочка» греческого алфавита. Многие буквы были взяты из греческого алфавита, поэтому и с виду похожи.
Сравните (таблица изображена на доске):
|
Греческие буквы |
|
Славянские буквы |
А |
|
Аа |
|
Вβ |
|
Вв |
|
Гγ |
|
Гг |
|
Кк |
|
Кк |
|
4 ученик. Всего в славянском алфавите было 38 букв: 24 буквы подобны греческим, а 14 букв созданы по славянской речи. Славянский книжный язык получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные (чехи, словаки), восточные (русские, украинцы, белорусы).
5 ученик. В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно он отмечается в Болгарии. В этот день все жители выходят на улицы. Люди несут в руках огромные буквы. Несут портреты Кирилла и Мефодия, лозунги: «Наука — это солнце».
С 1994 г. в Украине 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. А 9 ноября отмечается День украинской письменности и языка.
- Вопросы учащимся.
— Чем отличается азбука от алфавита?
— Кто создал славянскую книжную речь?
— Что старше: азбука или алфавит?
— Какая русская пословица близка по смыслу болгарской «Наука — это солнце»? («Ученье — свет, неученье — тьма».)
- Слово учителя.
А готовы ли вы, ребята, отправиться на праздник Дня славянской письменности? Знаете ли вы буквы и звуки? Знаете ли в чём их отличие?
Праздник — это всегда подарки. Подарки к сегодняшнему празднику — это ваши правильные ответы. Готовы? Тогда начинаем!
- Лингвистическая разминка.
1. Отгадайте загадки.
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё...
Ответ: алфавит.
Из названий каких двух букв можно приготовить еду?
Ответ: ка-ша, у-ха.
Названия каких двух букв составляют эпоху?
Ответ: эр-а.
В состав каких слов входят названия нот?
Ответ: фа-соль, ми-ля, до-ля, соль.
2. Прочитайте ребусы.
(Ребусы записаны на доске.)
7я, 40а, 100л, 100н, 100г.
Ответ: семья, сорока, стол, стон, стог.
- Игра «Одна буква, марш!»
(Можно объединить учащихся в команды с условием, кто быстрее выполнит задание.)
1. Из каждого слова выньте по одной букве, чтобы получилось новое слово.
Образец: горсть — гость.
Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.
2. Добавьте к каждому слову по букве, чтобы получилось новое слово.
Образец: роза — гроза.
Рубка (трубка), дар (удар), стол (ствол), клад (склад), лапа (лампа), шар (шарф), усы (бусы), укус (уксус).
3. Замените одну согласную букву другой, чтобы получилось новое слово.
Образец: ногти — когти.
Булка (белка), лапка (шапка), зубы (губы), киска (миска), галка (палка), орёл (брёл), норка (корка), клин (блин), тоска (доска).
- Игра «Перевёртыши».
1. Прочитайте предложения. как вы думаете, что это за предложения? Прочтите их справа налево.
(У учащихся на партах карточки с предложениями.)
А роза упала на лапу Азора. |
|
Около Миши молоко. |
|
Аргентина манит негра. |
|
Рвал дед лавр. |
2. Придумайте несколько предложений со словами-«перевёртышами».
3. Прочтите слово в обратном порядке, произнося звуки так, чтобы получилось новое слово.
Из слова лён — цифра (ноль); из слова лай — дерево (ель); из слова люк — большой кулёк (куль); из слова ток — домашнее животное (кот); из слова шёл — неправда (ложь).
- Вопросы учащимся.
— Посмотрите ещё раз на наш алфавит: какие буквы в нём выполняют двойную роль? (Буквы е, ё, ю, я, ь.)
— Укажите двойную роль букв е, ё, ю, я.
— Какие две роли играет ь?
- Игра «Кто больше?»
1. За заданное количество времени запишите как можно больше слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают: I вариант — два звука; II вариант — один звук и мягкость предыдущего согласного.
2. Придумайте пары слов, различающиеся только наличием ь, но обозначающие совершенно разные предметы или действия.
Образец: ель — ел, конь — кон, быль — был, кровь — кров, мель — мел.
- Задания учащимся.
1. В предложении двумя чертами подчеркните буквы е, ё, ю, я, обозначающие два звука, одной чертой — один звук.
Юра принёс друзьям рулет с яблоками и мёдом.
2. Перепишите с карточки в тетрадь слова, вставив, где нужно, ь и ъ разделительные знаки.
В..езд, сем..я, объявление, друз..я, Тат..яна, об..яснение, вороб..и, лист..я, с..едобный, колос..я, необ..ятный, сер..ёзный, бар..ер, руж..ё, журчан..е.
- Слово учителя с элементами беседы.
Вспомните выражение «Стоять фертом». Что это значит? Какая буква так называлась в славянской азбуке? Обратили ли вы внимание на то, что эта буква нам сегодня почти не встречалась? Действительно, буква ф встречается крайне редко, там где о встречается 90 раз, ф встретится всего два. Но тем не менее у неё своя роль. Это буква-переводчица. Без неё не обойтись, когда пишем слова иностранного происхождения: кофе, фонарь, лифт, фамилия, финиш.
- Игра «Кто больше?»
Запишите как можно больше слов, начинающихся на букву ф. (Можно соревноваться по рядам или по группам.)
- Слово учителя.
Есть в нашем алфавите очень скромные буквы. Почему скромные? Послушайте стихотворение об одной из них:
«Ы» на вид весьма сурова,
Но характером скромна:
Никогда в начале слова
Не становится она.
Но не ты, не мы, не вы
Не обходимся без «Ы».
(С. Михалков)
- Игра «Кто больше?»
Подберите как можно больше существительных единственного числа, включающих букву ы.
- Слово учителя с элементами беседы.
Знание алфавита понадобится нам прежде всего при работе с разными словарями.
— С какими словарями вы познакомились в этом учебном году?
Наш праздник подходит к концу. У каждого из вас может быть любимая буква, однако, как мы убедились сегодня, все буквы важны и нужны.
- Творческая работа.
Выберите любую букву нашего алфавита и напишите ей небольшое письмо-благодарность за то, что эта буква есть.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить изученный материал.
V. ИТОГ УРОКА
- Зачитывание творческих работ нескольких учеников.
- Вопрос учащимся.
— Как возник праздник — День славянской письменности?