Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Кирилло-Мефодиевское общество (братство) - первая в Украине тайная организация политического толка, возникшая в декабре 1845 - январе 1846 г. в Киеве и просуществовала до марта 1847 г. Социальной базой общества стала різночинна интеллигенция, которая была тесно связана с Харьковским и Киевским университетами. Его учредителями были: историк М. Костомаров, писатель П. Кулиш, профессор М. Гулак, этнограф А. Маркович, учитель В. Белозерский. К К.-М. т. около стоял Т. Шевченко, народный философ, поэт, хотя членом его не был. Всех их объединяла "всеслов'янська идея - идея славянского возрождения и объединения всех славянских народов, возникла в результате стремления к национальному освобождению своей Родины Украины. К.-М. т. основные идеологические принципы сформулировало в "Законе Божьем" (Книге бытия украинского народа), а пути и средства достижения цели - в "Уставе славянского общества св. Кирилла и Мефодия". В политической доктрине общества разрабатывались такие определяющие политические идеи: создание сильной федерации славянских республик; ликвидация самодержавия и крепостного права; устранение религиозной дискриминации и национального гнета; формирование условий для развития национальной культуры, образования, языка. На политических взглядах членов К.-М. т. сказалась программа Общества Объединенных Славян. Йроте было и новое, а именно: идея мессианизма украинского народа. "Голос Украины, - писал М. Костомаров, звал всю Славянщину на свободу и братство, разошелся по миру славянском... И встанет Слов'янщина... и Украина будет непідлеглою Речью Посполитой в Союзе Слов'янськім..."

Обществом определялась конечная цель создание славянской демократической федерации во главе с Украиной и столицей в Киеве на началах справедливости, равенства, свободы, братства. В состав федерации должны были войти Украина, Россия, Польша, Чехия, Сербия, Болгария. Объединение славянских народов рассматривалось не как слияние с потерей национальных особенностей, а как союз славянских демократических государств - республик, основывающаяся на федеративных началах. Объединившись, "каждое славянское племя будет иметь свою самостоятельность..., народное управление и соблюдение равенства сограждан". Принцип христианской религии определялся как основа общественно-государственного устройства, то есть "управление", а также законодательства, права собственности и образования всех славян. В республиках предусматривались равноправие всех вероисповеданий, обязательность обучения народа, отмену крепостного права и телесных наказаний и т.п. Высшая законодательная власть передавалась двухпалатному сейму, исполнительная - президенту. В "Книге бытия украинского народа" которая зовется еще "Автобиографией", автором которой является М. Костомаров, дается характеристика внутренней структуры федеративной республики: "Во всех частях федерации предусматривались одинаковые основные законы и права, равенство веса, меры, монеты, отсутствие таможен и свобода торговли, всеобщее уничтожение крепостного права и рабства в любом виде, единая центральная власть, заведующая сношениями вне союза, войском и флотом, но определенная автономия каждой части по внутренним учреждениям, внутреннему управлению, судопроизводству и образования". Реализацию этой программы К.-М. т. планировало исключительно путем реформ, мирной пропаганды, воспитания молодежи, литературной деятельности. Отдельную позицию по этому вопросу занимал Т. Шевченко. Бескомпромиссно осуждая феодально - крепостническую систему и самодержавный строй, Т. Шевченко выступал за революционные методы, включая свержение царизма, то есть за социальную революцию.

Значение К.-М. т. состоит в том, что, во-первых, оно показало первую попытку интеллигенции перейти от культурного к политическому этапу национального развития; во-вторых, положило начало национально-политическое мышление украинцев; в-третьих, привлекло внимание царизма к потенциальной опасности каждый раз высшей их национального сознания; в-четвертых, дало толчок к развертыванию целенаправленной политической борьбе украинской интеллигенции с самодержавием за освобождение украинского народа и обретения национальной независимости.

Костомаров М. И. Закон Божий (Книга бытия украинского народа) / Сост. И. И. Глызь. - К., 1991; Кирило-Мефодіївське товариство: У 3 т. (АН УССР, Археогр. комис., Ин-т истории, Центр, гос. истор. арх.) / Редкол.: П. С. Сохань (глав. ред.) и др. - К., 1990.

О. Антонюк