Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Киевской Руси политическая мысль - Киевское княжество, которое возникло в среднем течении Днепра на рубеже VIII - IX вв., стало политическим центром огромной империи - Русского (Киевского) государства восточных славян - предков украинцев. В IX - XII вв. в Киевской Руси сформировалось феодальное общество. Начали развиваться государство и право, политические взгляды, наука, литература, философия и т.д. Важную роль в этом процессе, как и во всей жизни, играло христианство, что способствовало развитию духовной жизни, экономических и культурных связей Киевской Руси с Византией и другими европейскими странами. Основными общественно-политическими идеями в Киевской Руси были взгляды на происхождение государства, княжеской власти, правовое регулирование общественных отношений, отношения между церковью и государством, проблемы единства и суверенности политической власти, объединения разрозненных удельных княжеств вокруг великого Киевского князя, самостоятельности и независимости Руси и др.

В Х-ХІІ вв. появились первые литературные произведения: "Слово", "Поучение", "Проповеди". Один из древнейших документов русской письменности, в котором сделана попытка обосновать идеи объединения удельных княжеств вокруг престола великого Киевского князя, - "Слово о законе и благодати" (XI в.) киевского митрополита Илариона. Автор этого произведения выступил против рабского положения общества, за мир и согласие между народами, которые все равны между собой, за политическую самостоятельность Киевской Руси и призвал подчиняться благодати, то есть евангельским истинам, что отменяют рабство, превозносят свободу человека, делают церковь верной служанкой государства и религии. Иларион четко выражает свои симпатии к монархии как формы государственного правления: здесь власть сосредотачивается в руках одного правителя, а единовластие является залогом территориальной единства и силы государства. При этом желательно, чтобы власть концентрировалась в руках мудрого правителя, который бы помнил, что несет ответственность за подданных перед Богом; осуществлял власть на основе закона и справедливости, а не произвола; был милостив к подданным.

Общественно-политическими идеями были полны и летописи. В "Повести временных лет" (XII в.) монаха Киево-Печерской лавры Нестора подаются сведения о деятельности князей, борьбу с внешними врагами, народные восстания в Киевской Руси. Одним из важнейших вопросов политического характера в "Повести..." есть проблема равенства Киевской Руси с другими европейскими государствами. Большую ценность представляет "Русская правда" Ярослава Мудрого (1019 - 1054), сына Владимира Великого, крестителя Киевской Руси - первый отечественный свод законов, который служил становлению и соблюдению соответствующего порядка в обществе. Законы Ярослава высоко ценили человеческую жизнь, честь, осуждали воров и убийц. Главными целями сожительство их личная безопасность и неотъемлемость собственности. "Русская правда" регулировала также имущественные отношения между людьми, отношения между родителями и детьми. Введенные ими законы длительное время регулировали общественные отношения в Киевской Руси и, как считается, кое в чем были более гуманными, чем современное законодательство. В "Правде Ярославичей", составленной уже после смерти Ярослава в 1072 г. в Вышгороде, по мнению Михаила Грушевского, была отражена юридическая практика, которая выкристаллизовалась еще при жизни великого князя. Он был настоящим проводником просвещения в государстве.

Талантливым светским писателем в Киевской Руси был внук Ярослава Мудрого князь Владимир Мономах (1053-1125), который оставил потомкам один из величайших литературных произведений - "Поучение детям" (XII в.). Автор предостерегал своих сыновей князей не только не чинить самим, но и запретить "служивым" творить беззаконие. Князь как государственный муж является носителем закона и законности. На этом основывается его деятельность, в этом сила его княжеской власти. Мономах поучал, что князь должен быть для своих подчиненных не только справедливым по закону, но и гуманным, милосердным, а поэтому он должен обязать и своих "служивых отроков" придерживаться закона, требований милосердие, чтобы они не злодіяли, не обижали людей, потому что это подрывает авторитет государства, князя и самих "служивых". Иначе их ждет проклятие народа и небесное наказание. Автор "Поучения" отмечал, что князь как военачальник должен обладать военной ситуацией, хорошо знать военное дело. Великий князь призывает своих сыновей быть мужественными во всех случаях жизни, не бояться смерти, если речь идет о правду и справедливость. Следовательно, наряду с моральными мыслями в "Поучении" содержались практические наставления об управлении государством и руководства подданными, ведения войны, самоотверженного труда. Политическое содержание произведения Мономаха заключается в идее единения земли Русской. Умер Владимир Мономах, дожив до 72 лет, 19 мая 1125 г. и был похоронен в Святой Софии Киевской. Больше князей такого уровня в Киевской Руси не было.

Важное значение в развитии государственно-политической мысли в Киевской Руси "Слово о полку Игореве" (XII в.). В частности, здесь проводится идея политического объединения русских земель и прекращения междоусобной борьбы. Рассказывая о походе новгород-северского князя Игоря в 1185 г. в половецкая степь и его военное поражение, неизвестный автор "Слова..." в поэтической форме делает попытку сформулировать ряд обобщающих выводов. Главная вина Игоря и причина его поражения заключается в том, что тот пошел на половцев "себе славы искать", а не защищать интересы всего государства. То же делают и другие князья, заботясь лишь о свои уделы, а не о государстве в целом. Эти мотивы определяли идейную направленность "Слова". Тому времени Киевская Русь испытывала каждый раз ощутимее нападений половцев, татар, немцев - крестоносцев, которые ее существенно функцию. В процессе осознание большой опасности внешней нашествия и необходимости объединения всех сил для борьбы с ней сформировалась идея единства русских земель.

Политологический энциклопедический словарь: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. - К., 1997; Две Руси. - М„ 2004.

Ф. Рудич