Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Стилистика украинского языка

Стилистика возгласов

 

Междометия не относятся ни к полнозначных слов, ни к служебным, потому что отличаются от них существенно - и своим особым значением, и грамматически, прежде всего синтаксически, а следовательно, и стилистически. Своеобразие возгласов больше заключается в том, что ими, на отличие от полнозначных слов, ничего (ни людей, ни существ, ни животных, ни предметов или действий, ни качества, ни количества) не называют.

Возгласы - особые, морфологически неизменяемые слова, которые выражают чувства, эмоции, волеизъявления человека. Возгласами выражают удовлетворение или недовольство чем-то, призыв и т.п.: Ах, никого я так не люблю, как ветер-порывы ветра (П. Тычина); Гай! Гай! Море край, Ревы, скалы ломай (Т. Шевченко); Цыц! Пусть говорит сердце; Га? Что такое? Уже опять какое-то наваждение? Цур-тэк! Щезай; О, мамочка вам будет очень рада (Леся Украинка). Одним возгласом при различных речевых ситуаций передается неодинаковое чувства, душевное переживания, эмоциональность человека: ...Не жаль мне, что молодой сгиба, А увы - о, февраль сожалению, пропаду зря (Леся Украинка) - чувство сожаления; О, чего это ты такой сердитый? (Г. Тютюнник) - удивление; Скоро уже должен прийти почтальон... О! идет (М. Коцюбинский) - удовлетворение от того, что ожидаемое сбылось; А далеко Кривушина? - О, далековато... более сорока слоев (Марко Вовчок) - согласие с чем, в подтверждение чего; О, за это молодец! - похвалит отец (А. Головко) - удовлетворение или радость за поведение сына; О, сколько будет вас, таких хороших дней, как то было некогда (В. Сосюра) - усиливается выразительность высказывания, его патетичность, то есть его очевидная страстность, возвышенность, взволнованность. Крик о может выполнять и немало других стилистических функций. Письменный описание, изображения и воспроизведения передаваемого им может быть только приблизительным, а конкретно крик воспринимается только в устной речи. Однако и в устном, и в писемному речи разные лица тот же возглас (в той же конкретной речевой ситуации) нередко воспринимают индивидуально. Еще больше разногласий появляется тогда, когда различные говорящие определяют (в той же конкретной речевой ситуации) стилистическую функцию одного вигука. Например, на вопрос Украина нравится? (О. Гончар) репликой О! иностранец передает свое восхищение увиденным и услышанным. Это также «підказується» интонацией и благосклонным жестом иностранца. По словам российского языковеда А. Германовича, «каждый легко может убедиться, как трудно, энергично тупнувши ногой, сказать приветливо "здравствуйте" или, махнув безнадежно рукой, произнести восторженно "ах"». Так разные интонации и сопроводительные жесты всегда функционально подчеркивают, конкретизируют каждый синтаксически использован возглас. Возгласы объективно зависимы от интонации, мимики и жестов, которые в свою очередь могут проявляться в них богаче и яснее, чем в словах других частей речи. Когда, например, при чтении не воспроизводятся естественные для вигука интонации и соответствующие жестово-мимические движения говорящего, то возглас теряет выразительность и функциональность. На экспрессивно-модальные значения междометий и вигукових сочетаний слов в их писемному проявлении указывают, в частности, автору слова, ремарки (в текстах драмы), разделительные знаки: Я летчиком буду... Как Петр... - Ага! - хихикает Корней (О. Гончар); О-ох! - с льготой вздохнул Макар Иванович; э-Э! - скептически протянула Аника (Г. Коцюбинский); Ой, горенько! Что же теперь будет?.. - спрашивали сквозь слезы мужчин женщины (Панас Мирный). Такие модальные и эмоциональные значение междометий, как страх, боль, угроза, сомнение, нерешительность, колебания, недоверие, двусмысленный намек, возмущение, досада, упрек, недовольство, гнев, ирония, насмешка, злорадство, удивление, восхищение и т.п., каждый раз конкретизируются обстановкой разговора, фонемним составом возгласов, мимико-жестикуляционными средствами, интонацией: Эх! - сказал Прохор, - не понимаешь ты, Никаноре (И. Микитенко) - короткое энергичное Эх! выражает легкий упрек; Глянь, где вода! - Ого-го! Далековато (А. Гончар) - удивление с нотками недовольства; Эва! Не вихоплюйся, сынок, с неразумным словом, потому назад неловко возвращаться (Г. Коцюбинский) - предостережение с оттенком осуждения.

В предложениях Где же Виталик? Хм!.. (О. Гончар); Гм, - не по плану сделала? (И. Микитенко); Где же ты найдешь работу? - И увижу. Все равно где. - Хм... Вот что. А может, придешь завтра (И. Микитенко) междометие представляет собой носовой звук разной долготы, который неизменно сопровождается неодинаковым жестом: Хм!... выражает беспокойство; Гм - легкий осуждение; Хм... - доброжелательность, готовность помочь. Междометие в предложении Софрон Варчук! - удивленно проговорил Тимофей. - Тьфу! Куда его черти несут на ночь глядя? (М. Стельмах) внешне, по характеру проявления подобный плевка и имеет оттенок отвращения и пренебрежения; О, если бы я ушел, я бы уже знал, как там обернуться, что, куда и к чего!.. А то - эти пов'яз... Ха-ха-ха... (М. Коцюбинский) - звук смеха передает негативное отношение к личности, ее намерения, предложения; Солонина!... - Вы что здесь делаете? - А... это вы... - удлиненное а масс нисходящий тон и употребляется во время опознание лица или предмета; модальность удивления может быть мнимой.

Междометий в языке немало. Самые продуктивные из них - это коммуникативно использованы однозвукові гласные о, а, у, согласные б, т, д,р, ш и двозвукові, тризвукові и др.: ох, ах, га, вон, пхе т.д.

Часто прослеживается удвоение, утроение и т.д определенного собственно вигука или какого-нибудь слова в вигуковій функции: а-а-а, у-у-ух, о-о-о и др.

За функцией, частично и по фонетическим оформлением (с некоторой условностью) выделяют следующие разряды (группы) возгласов:

- эмоциональные возгласы. Они выражают эмоциональное отношение одних лиц к другим, к животным, предметам, явлений и др.: а, о, э, ай, ой, ох, пхе, пху и т.п.;

- императивные возгласы. Ими передают различные волеизъявления говорящего: эй, эй, баста, айда, вон и др.;

- побудительные возгласы. Этими словами призывают или отгоняют людей, домашних животных, птиц прочее: воскликнул, нум, ну-ка, нумте, ану, агуш, бря-бря, тпру, вйо, гиля, кис-кис, на (ня) и др.

К междометиям относятся (условно) и различные звукоподражания, которые человек слышит в природе: бам, тук, гар, трінь, ку-ку, б-у-у-ух, брязь, динь, дзинь-дзинь, фуррр, гу - гу-гу-у, тью и др., напр.: Как войдешь в волячо-коров'ячо-овечью половину, так именно тебе: - Му-у-у! Ве-е-е (Остап Вишня).

Стилистически близки к возгласов слова других частей речи, которые употребляются с более или менее отчетливо сприйманою вигуковою функцией: горе, беда, ужас; ой, горенько; ой, горе; бедствия час; боже, нене, господи и др.

Итак, возгласы - это стилистически выразительные, оригинальные, разнофункциональные, эмоционально активные слова, которые больше всего зависят от конкретных ситуаций речи и контекста, в пределах которых они воспринимаются каждый раз однозначно (почти однозначно). Это функционально очень обширный класс слов, прежде всего в разговорно-бытовой речи, в частности в полных почуттєвості, эмоциональности контекстах. Для собственно официальных и научных текстов возгласы не характерны, потому что речь в этих жанрах с точки зрения эмоционального в основном нейтральное (почти нейтральный), наименее чувственный.