УРОКИ 74-75
Тема. Деление багатоцифрових чисел на одноцифрові. Задачи на встречное движение. Развертка прямоугольного параллелепипеда
Цель: формировать у учащихся умение выполнять письменное деление багатоцифрових чисел на одноцифрові, составлять и решать задачи на встречное движение; вычислять площадь развертки прямоугольного параллелепипеда; совершенствовать вычислительные навыки.
Оборудование: чертежи для условий задач, карточки для устного счета; развертка прямоугольного параллелепипеда.
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний учащихся
1. Вступительное слово учителя
- Мы продолжаем работать над багатоцифровими цифрами. Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие. Очень давно мореплаватели открывали новые земли. Мы тоже поплывем открывать новую землю, мы сами дадим ей название.
Перед нами - карта нашего путешествия. Вот корабль, на котором мы поплывем. У каждой команды путешественников должен быть капитан. Наш капитан мария (лучший математик в классе) сидит за первой партой. Все ученики, которые сегодня будут отвечать на уроке, садятся в нее, получают теоретические вопросы и отвечают на них. Капитан проверяет правильность ответа и дает вам кружок: зеленый - ответ правильный, красный - ответ неправильный. В конце урока, учитывая ваши кружочки, я назову ваши оценки.
2. Устный счет
- Первый маршрут лежит к берегам Южной Америки. Там живет попугай Кеша. От него вам задачу.
1) Игра «Молчанка»
3. Задания для опроса. Устный счет по карточкам
4. Решение примеров
- Дальше наш путь ведет к берегам Африки. Там в лесах живут обезьяны, а в водах реки Нил плавают большие крокодилы. Чтобы безопасно пройти лесами и проплыть рекой, решим примеры (№ 610 с комментированием, № 611 - самостоятельно), которые предлагает нам обезьянка Чичи.
II. Развитие математических умений учащихся
1. Деление багатоцифрового числа на одноцифрове
- Теперь мы плывем к берегам Индии. Там живет слоненятко Аммат. Оно научилось хорошо выполнять физические упражнения. А вам предлагает научиться делить круглые числа на одноцифрові.
• Рассмотреть записи и объяснить вычисления (№ 613 (1)).
• Комментируемое решение примеров № 613 (2).
2. Физкультминутка
3. Решение задачи
- Возвращаемся к берегам Азии. Тигренятко Амати при нес нам задачи.
Задача
От двух берегов реки одновременно плыли навстречу друг другу два крокодила. Первый плыл со скоростью 7 км/ч., второй - 8 км/ч. Они встретились через 3 часа. Какое расстояние между берегами реки?
Комментируемое решение задачи по чертежу.
4. Вычисление площади поверхности развертки прямоугольного параллелепипеда
- Вернулись мы назад, но новой земли не увидели, и когда мы были в путешествии, пришла для нас посылка.
Чтобы узнать, что там, мы должны вычислить площадь поверхности этой развертки (учитель вспоминает с детьми, как называется это тело, какую геометрическую фигуру имеет каждая грань параллелепипеда, как вычислить площадь одной грани, а потом и всех граней).
Сначала ученики вычисляют площадь двух граней.
5 · 3 · 2 = 30 (см2) - площадь двух одинаковых граней.
5 · 2 · 2 = 20 (см2) - площадь еще двух одинаковых граней.
3 · 2 · 2 = 12 (см2) - площадь еще двух одинаковых граней.
30 + 20 + 12 = 62 (см2) - площадь развертки прямоугольного параллелепипеда.
III. Итоги урока
- Раскрываем нашу параллелепипед-посылку. Там вы увидели рисунок нашей школы. Вот новая земля - земля еще неизведанных знаний, которые вы будете получать в течение нескольких лет. Желаю вам учиться хорошо, чтобы когда на самом деле стать добрыми и мужественными создателями нового в мире.