Физика
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИЗИКА

Часть 2 МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА

 

Раздел 7 ОСНОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ

 

7.6. Енергетизм и причины его возникновения

 

В середине XIX в. в физике было обоснована один из ее важнейших принципов - принцип сохранения энергии. Он позволил с единой точки зрения объяснить многие физические процессы, которые до того считались существенно различными и независимыми друг от друга. В физике возник чрезвычайно эффективный метод познания, который называется энергетическим (термодинамическим или собой феноменологический) и который широко применялся во второй половине XIX в. в описательной (феноменологічній) термодинамике.

Феноменологический метод еще называют методом принципов. Этот метод не выдвигает никаких гипотез о внутреннем механизме исследуемых явлений. Исследовательские факты обобщаются и считаются принципами. Примером таких принципов кроме закона сохранения энергии может быть принцип постоянства скорости света, а типичными дисциплинами, построенными по таким методом, - феноменологическая термодинамика и электродинамика Максвелла (макроскопическая электродинамика). Метод принципов непосредственно опирается на опытные факты, дает суммарную характеристику и не вникает во внутренние детали исследуемых процессов. В этом сила и слабость метода принципов.

Кроме метода принципов в физике широко применяется метод модельных гипотез. Яркими примерами применение этого метода является молекулярно-кинетическая теория (классическая статистическая механика) и электронная теория (микроскопическая электродинамика).

Теории, построенные с учетом внутренней структуры, внутренних механизмов процессов, развивают и углубляют соответствующие феноменологические дисциплины. В истории науки методы принципов и гипотез взаимно дополняют друг друга и одинаково нужны для ее успешного развития. При этом в разные периоды и в разных сферах исследования то один, то второй из этих методов может играть и играет ведущую роль, однако это не дает никаких оснований абсолютизировать ни один из них.

В связи с бурным развитием термодинамики во второй половине XIX в. возникло новое философское течение - енергетизм. Возникновения философского енергетизму вызвано метафизической абсолютизацией термодинамического метода. Оствальдом, Е. Махом и их последователями. Сторонники енергетизму выступали против признания существования атомов, считали единственной задачей физики отыскать и описать энергетические соотношения. Е. Мах, например, сравнивал признание физиками реального существования атомов с верой средневековых обскурантов и ведьм и называл атомістичну гипотезу «шабашем ведьм». Вместе с отрицанием существования атомов сторонники енергетизму вообще отрицали наличие материального носителя энергии, считали, что энергия существует сама по себе. При этом последователи В. Оствальд не считали себя идеалистами. Они заявляли, что енергетизм стоит над материализмом и идеализмом, словно преодолевает противоположность их.

В терминах «энергетики» так же можно выразить материализм и идеализм с большей или меньшей последовательностью. Если объявить все существующее энергией, а энергию субстанцией, которая существует вне и независимо от сознания, то мы останемся на позициях материализма, правда, путаного и непоследовательного. Четкий термин для обозначения объективной реальности «материя» заменено двусмысленным в таком понимании термином «энергия». Однако сторонники енергетизму ввели в философский обиход понятие энергии совсем не для того, чтобы обозначить им объективное источник наших знаний, а, наоборот, чтобы под благообразными основаниями не признавать такого источника. Сторонники енергетизму, метафизически раздувая глубоко раскрытую естествознанием невозможность существования объектов вне движением, объявляют, что существует только одно движение.

Итак, попытка представить энергию как фундаментальную философскую категорию безосновательное и не выдерживает критики. Понятие энергии не преодолевает противоположности материи и сознания, а, наоборот, является попыткой запутать, завуалировать эти противоположности. Неправомерные попытки также с физической точки зрения подать энергию единственным объектом физического исследования, они являются результатом метафизической абсолютизации роли энергетического метода в физическом исследовании.

Труда А. Эйнштейна и М. Смолуховского по изучению броуновского движения окончательно доказали реальное существование атомов и молекул. В. Оствальд, который за несколько лет до этого объявил, что через 50 лет атомы будут только в пыли библиотек», вынужден был признать реальное существование их - в «пыли библиотек» оказался енергетизм, а не атомы.