Раздел второй
РЕГИОНЫ И СТРАНЫ МИРА
Тема 10. ЕВРОПА
4. СЕВЕРНАЯ ЕВРОПА
НОРВЕГИЯ (Королевство Норвегия)
Площадь 323,9 тыс. км2 (вместе с архипелагом Шпицберген и другими островами - 387 тыс. км2).
Население - 4,5 млн. человек (2001).
Столица - Осло (488 тыс. человек).
Крупные города - Берґен (220 тыс.), Тронгейм (141 тыс.), Ставангер (101,5 тыс. человек). Плотность населения - 13,6 лица/км2.
Среди населения преобладают норвежцы - 97%, проживают также саамы, финны, датчане, шведы и др. Государственный язык - норвежский (существует два вида норвежского языка - старонорвезька "бокмель", на котором говорят 80% населения, и новонорвезька "ньорск" - 20% населения). Саамською языком пользуется незначительное количество населения - примерно 30 тыс. человек. Господствующая религия - лютеранство. Денежная единица - норвежская крона.
В административно-территориальном отношении Норвегия разделена на 19 фюльке, которыми управляют губернаторы. Слово "фюльке", которое означает "племя, народ", используется в административном отношении как понятие "провинция, область". Главой государства является король. Высшим законодательным органом выступает парламент (стортінг), который формируют 150 депутатов. Политические партии: Норвежская рабочая партия (НРП), созданная в 1887 г. и крупнейшая в стране Социал-демократическая партия (хейре) - основана в 1885 г., представляет интересы крупного капитала; Партия прогресса, созданная в 1973 г. имеет правую ориентацию; Социалистическая левая партия (СЛП) - создана в 1975 г., имеет левую ориентацию; Христианская народная партия (ХНП) - основана в 1933 p., выражает позиции религиозной части населения и др.
Норвегия - самая северная и самая длинная в пространственном плане в Северной Европе страна. Она занимает западную и северную часть Скандинавского полуострова и вытянута с севера (от мыса Нордкин) на юго-запад (до мыса Линнеснес) на 1752 км. Ширина страны колеблется от 434 км. на юге до 6,3 км на широте г. Нарвик, что на севере. На северо-востоке страна граничит с Финляндией и Российской Федерацией, на востоке - со Швецией. На Севере омывается водами Баренцева моря, на Юге - Скагерракською проливом, а на Западе - Атлантическим океаном (Норвежским и Северным морями). Протяженность береговой линии, включая фьорды и заливы, достигает 20 тыс. км.
В Норвегии, кроме архипелага Шпицберген, официально отошел под ее контроль с 1920 p., принадлежит остров Ян-Майен (1929). Оба они размещаются в водах Северного Ледовитого океана. Норвегии принадлежит также необитаемый остров Буве, находящийся в Южной Атлантике. Всего в прибрежной зоне Норвегии насчитывается 50 тыс. островов.
Особенности развития и общая характеристика хозяйства. Норвегия - горная страна, около двух третей ее территории покрыты горами и высокими плоскогорьями. Узкая полоса долины, которая сплюснута к морю бесплодными горами, никогда не обеспечивала жизненных потребностей местного населения. Это заставляло скандинавов искать источники существования вне своей территории в морских просторах. Как говорят сами норвежцы: море всегда "кормило" и "согревало" страну. Практически оно соединяло Норвегию с внешним миром. Будучи отличными мореплавателями, древние скандинавы переплывали Атлантический океан, достигали Исландии, Гренландии, Нюфаундленда, берегов Северной Америки, контролировали морские берега от Британских островов до Средиземного моря, иногда захватывали территории и основывали там свои государства (например, Нормандию в северо-западной Франции). Наиболее грабительскими были походы норманнов в эпоху викингов (IX-XI вв.).
После принятия христианства (XI ст.) и утверждение централизованной монархии постепенно менялся государственный строй народов Северной Скандинавии. В XII ст. Норвегия начала вступать в торговые отношения с многими странами мира, что впоследствии способствовало их политическому объединению. Настало недлительный период великодержавия Норвегии. И экономическая слабость государства заставила ее искать союзов с другими странами. В 1319 г. была заключена уния Норвегии со Швецией, а в 1380 г. - с Данией. В 1537 г. Норвегия была превращена в провинцию Дании и окончательно потеряла независимость. Новое экономическое возрождение страны началось в середине XVII в. Норвежские купцы вывозили в Европу, в частности в Англию, лес. В середине XVIII в. здесь открыли первый металлургический завод. В Европе вырос спрос на норвежскую руду, богатую на железо. Развивалось судостроение. Постепенный рост благосостояния граждан способствовало пробуждению национально-освободительного движения. Политические события начала XIX в. коренным образом изменили ситуацию и в Северной Европе. В соответствии с решением антинаполеоновской коалиции, Норвегия как колония Дании, была отчуждена от нее и передана Швеции (1814). Идея национальной независимости перерос в открытую борьбу против подчинения Швеции. И борьба эта имела преимущественно парламентский характер. Лишь в 1905 г. норвежский парламент принял резолюцию о ликвидации унии.
Долгосрочная национальная независимость не способствовала экономическому развитию, в частности промышленности. В начале XX в. большинство трудоспособного населения занималась рыболовством, лесным или сельским хозяйством. Продукты морских и лесных промыслов составляли более три четверти экспорта страны.
Важные изменения в экономической структуре Норвегии состоялись накануне и во время Первой мировой войны. Острая потребность в новых конструкционных материалах - алюминий, никель, цинк, ферросплавы, а также химические продукты - поспособствовала возникновению и быстрому развитию энергоемких отраслей, а именно: электрометаллургии и электрохимии. Экономическая привлекательность Норвегии привлекала иностранный капитал США, Канады, Великобритании, Франции, Швеции, Бельгии, который інвестувався в строительство гидроэлектростанций, электрометаллургических и электрохимических заводов. В результате, Норвегия стала известным производителем таких важных стратегических материалов, как алюминий, ферросплавы, никель, цинк, азотные соединения. Экономика страны постепенно набирала темпы. Однако в годы Второй мировой войны она понесла ощутимые потери. В послевоенные годы развитию и укреплению экономики помог правильно выбранный курс на приоритетное развитие экспортных отраслей (електрометалургійна, электрохимическая, целлюлозно-бумажная отрасли промышленности). Наряду с энергоемкими отраслями успешно развивалось производство электротехнического, энергетического оборудования, машиностроение, в частности судостроение. Открытие и освоение месторождений нефти и газа в норвежском секторе Северного моря тоже повлияли на повышение эффективности норвежской экономики. Нефть и газ стали важной статьей норвежского экспорта. Норвегия превратилась в высокоразвитую индустриально-аграрную страну. Если за производством валового национального продукта (151 млрд. долларов США) Норвегия заняла 28-е место в мире, то за его производством на одного жителя (34310 долларов, 1998) она заняла третье место после Люксембурга и Швейцарии.
В структуре ВВП удельный вес промышленной продукции составляет 35%, аграрного сектора - 3%. Значительно возросла доля сферы услуг, которая в конце 90-х годов достигла 63,0%.
Промышленность. В промышленности занята почти четверть трудоспособного населения. Производится треть ВНП Норвегии.
Производственные мощности промышленных предприятий значительно превышают отечественные потребности. Поэтому значительная часть продукции экспортируется, в частности нефть, природный газ, продукция деревообрабатывающей промышленности, некоторые готовые промышленные изделия. Большинство предприятий страны - небольшие по размерам и по количеству занятых. Лишь 5% норвежских промышленных предприятий и компаний насчитывает свыше 100 рабочих. Они производят половину промышленной продукции. Небольшие фирмы и предприятия, как правило, работают на условиях семейного подряда. Компании, которые контролируются иностранным капиталом, производят около 10% промышленной продукции. Большинство компаний являются независимыми, лишь несколько крупных концернов находятся в государственной собственности.
Энергетика. Энергетическое хозяйство страны формировалось в те годы, когда не хватало топливно-энергетических ресурсов. В частности, каменного угля добывалось на Шпицбергене было мало, а собственной нефти не было совсем. На первый план вышли гидроэнергетические ресурсы, которые активно использовались в период индустриализации Норвегии. Даже открытие нефтяных месторождений в шельфе Северного моря существенно не изменило традиционную структуру топливно-энергетического баланса страны. В начале 90-х годов доля энергии, произведенной на гидроэлектростанциях, составила 99,5%. Это самый высокий показатель в мире. И лишь 0,5% его производства приходится на тепловые электростанции. Атомная энергетика в стране не развивается совсем. Открытие нефтяного месторождения Екофіск в 1969 p., а также богатых шельфовых залежей нефти и природного газа в 1980 г. вдоль северо-западного побережья страны, коренным образом изменило энергетическую базу, создало новые возможности для развития топливно-энергетической промышленности Норвегии.
По производству электроэнергии, которое за последние 25 лет выросло почти в четыре раза (123 млрд. кВт/ч.), Норвегия входит в двадцатку стран мира, а по величине этой продукции на душу населения (27,9 тыс. кВт/ч.) занимает первое место.
Горно-добывающая промышленность в экономике Норвегии играет важную роль. Доля отрасли в ВВП страны является крупнейшей в Европе, более 18%. Среди рудных полезных ископаемых первое место принадлежит железной руды, запасы которой превышают 1 млрд. т., однако содержание железа в ней относительно невелик (30-35%), а это требует дополнительных затрат для ее обогащения. Добыча железной руды осуществляется в Северной Норвегии (месторождение Сьорварангер, Кіркенесе).
Важным ресурсом Норвегии считаются пирит (сернистые колчедани), по добыче которых она занимает ведущее место в Европе. Норвегия выделяется также добычей молибдена, вольфрама, никеля, титана. Большую часть железных руд и цветных металлов Норвегия экспортирует.
Открытие нефтегазовых месторождений в шельфе Северного моря коренным образом изменило структуру горно-добывающей промышленности. В течение 1980 - 1990 pp. сырая нефть и природный газ стали важной по стоимости статьей экспорта - свыше 48% суммарного экспорта. По добыче нефти (более 150 млн. т.) Норвегия занимает седьмое место в мире и второе в Европе (после Российской Федерации). По добыче природного газа (34 млрд. м3) Норвегия занимает двенадцатое место в мире, но в Европе - третье (после Российской Федерации и Голландии).
Обрабатывающая промышленность. В структуре обрабатывающей промышленности, хотя и преобладают отрасли, непосредственно связанные с первичным сектором экономики, однако около трети приходится на машиностроение. Основные предприятия отрасли размещаются в городах Осло, Берген, Ставангер, Драммен, Тенсберг, Кристиансанн, Фредрикстад. Здесь производится электротехническое, энергетическое оборудование, машины и оборудование для металлургических, химических, деревообрабатывающих заводов и предприятий пищевой промышленности. В этих городах расположены основные судостроительные заводы. Если судостроения в 80-х годах XX в. несколько утратил былые позиции, то производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности развивается достаточно интенсивно. Традиционными отраслями промышленности становится электроника, производство компьютеров, телекоммуникационных систем. Наращивается производство корабельных двигателей на экспорт и оборудования для нефтяной промышленности.
Богатая гидроэнергетическая база способствует развитию электрометаллургии, в частности производству электростали и различных ферросплавов. Производство стали составляет 0,5, ферросплавов - 0,9 и алюминия - 0,9 млн. т.
Наличие дешевой электроэнергии способствует производству не только алюминия, но и таких цветных металлов, как медь, никель, цинк и др. Производство алюминия и никеля базируется на импортном сырье.
Наличие сырьевой базы (пиритов, руд цветных металлов, нефти и газа), а также дешевой электроэнергии, предопределяет развитие химической промышленности, особенно электрохимии. В стране производятся азотные удобрения, серная кислота, аммиак, различные синтетические материалы.
Норвегия обладает современной индустрией производства минеральных удобрений, строительных материалов.
Важную роль в экономике страны играет целлюлозно-бумажная промышленность, основу которой составляет выпуск целлюлозно-бумажной продукции. В стране ежегодно производится 2 млн. т. бумаги.
Большинство предприятий деревообрабатывающей промышленности размещены в восточном экономическом районе страны.
В сельском хозяйстве работает 140 тыс. человек, что составляет 7% общего числа занятых. Доля сельскохозяйственного производства в валовом национальном продукте страны приблизилась к 2%, значительно уступая промышленности. Основой норвежского сельского хозяйства является животноводство. Сложные климатические и особые грунтовые условия, горный рельеф затрудняют выращивание сельскохозяйственных культур.
Фермерские хозяйства, как правило, небольшие. Лишь треть фермеров обладает площадью более 10 га. сельскохозяйственных угодий, а площадью 50 га. - всего 1%. Уровень механизации сельскохозяйственных работ хоть и высокий, однако рабочей силы на селе не хватает и поэтому большинство работ выполняется семейным подрядом. Общее увеличение сельскохозяйственной продукции обеспечивается не дополнительной занятостью, а повышением уровня механизации труда, внедрением современных технологий.
Животноводство составляет основу сельского производства. В стране насчитывается 1,0 млн. голов крупного рогатого скота, 800 тыс. свиней, 2,3 млн. овец. Молочно-мясное животноводство преобладает в южной части страны. В горных районах центральной Норвегии развито овцеводство, а в северной Норвегии - оленеводство. Животноводство в основном обеспечивает страну необходимыми продуктами питания (мясо - молочными продуктами). Часть продукции, а именно: масло, молоко, сыр, свинина, говядина экспортируется.
Большинство земель (более 70%) непригодны для сельскохозяйственного и даже лесохозяйственного производства. В основном это земли, которые занимают территорию севернее 62-й параллели. Лишь 5% территории занято под сельскохозяйственными угодьями. Основными районами земледелия считаются низменности в южной и средней частях страны. Площади под зерновыми крупнейшие в Остландеті (примерно 70% распаханной земли), в Тронделагу - меньше 15% и в Северной Норвегии - около 3%. Основные зерновые культуры - овес и ячмень. Рожь и пшеницу частично выращивают на юге. Овощеводство (преимущественно в закрытом грунте) развивается вокруг крупных городов. Если животноводство можно считать самодостаточным, то зерновые культуры, в частности пшеницу, Норвегия импортирует.
В Норвегии хорошо развито рыболовство. Вылов рыбы в последнее десятилетие составлял 2,5-2,8 млн. т. в год. По количеству рыбы на одного жителя (648 кг.) и за экспортом рыбной продукции страна занимает вторые места в мире.
Транспорт. Экономико-физико-географические особенности Норвегии, продольное расположение, гористість территории, большие малозаселенные просторы и суровый климат, обусловили особые требования к транспортных услуг. Только район вокруг г. Осло имеет достаточную транспортную насыщенность, что обеспечивает доходность наземным общественным перевозкам. На большинстве территории Норвегии регулярные сухопутные перевозки являются дорогими (протяженность автодорог 88,8 тыс. км.) и поэтому государство вынуждено дотировать как их прокладки, так и функционирования. Автобусные перевозки преобладают в общественном транспорте, ему помогают около 250 фіордових паромных переправ. Большинство дорог (2/3) имеют современное твердое покрытие. Среди проблем транспорта - прокладка новых автомобильных дорог, реконструкция узких дорог, сезонность их эксплуатации. Например, автострада между городами Осло и Бергеном закрывается на 4-6 месяцев в холодный период года. Не менее проблемным является использование так называемого Арктического шоссе (от Тронгейма до Киркенеса). Больше половины из 4,2 тыс. км. железных дорог Норвегии электрифицированы и находящихся в государственной собственности. Норвежские железные дороги функционируют в Южной и Центральной частях страны. На крайнем севере единственной железной дорогой есть ветка от шведской железнодорожной системы до города Нарвик, используемый для перевозки железной руды на экспорт. Существует три других железнодорожных коридоры. Они соединяют шведскую железную дорогу одной веткой с Тронгеймом и двумя другими - со столицей Норвегии Осло.
Воздушный транспорт в суровых климатических условиях Норвегии имеет важное значение. Страна находится на одном из первых мест в мире по внутренним перевозкам пассажиров самолетами (в расчете на человека). Норвегия является партнером Скандинавских авиационных систем, которая была первой в освоении коммерческих полетов над Арктикой. Международное значение имеют аэропорты, расположенные близ Осло, Ставангера и Бергена.
Среди основных видов транспорта, развиваются в Норвегии, первоочередное значение имеет морской. Судоходство всегда считалось традиционной отраслью норвежцев. Огромный морской флот (23,6 млн. бр. - рег. т., шестое место в мире) обеспечивает не только внутренние прибрежные перевозки, но и зарубежные грузовые перевозки. Свыше 90% тоннажа заняты на международных перевозках за иностранными фрахтами. Существует паромная переправа в Данию. Крупнейшими морскими портами являются Осло, Берген, Ставангер, Кристиансанн и др., через которые ежегодно ввозят 150-160 и вывозят 20-25 млн. т. грузов.
Норвегия, как и любая развитая страна, имеет современную сферу услуг. Ее доля в ВНП составляет 63,0%, занимая более две трети трудоспособного населения.
В системе образования Норвегии - 4 университеты, которые находятся в Осло, Бергене, Тронгеймі и Тромсе. В Норвегии развита система правительственных займов для студентов, обучающихся в высших заведениях. Среднее образование является обязательным (9 классов).
Медицинское обслуживание в Норвегии довольно своеобразное. Обязательное членство в государственной страховой системе обеспечивает норвежцам бесплатное лечение в больницах, неотложную медицинскую помощь, компенсации за утраченную трудоспособность. Большинство больниц являются собственностью государства. Активные программы превентивной медицины одолели древние норвежские болезни, а именно туберкулез.
Норвежцы сделали важный вклад в мировую культуру. Например, драматург Генрих Ибсен (1828-1906), композитор Эдвард Григ (1843-1907). Нобелевскими лауреатами в литературе стали Бйорнст Эрне Бйорнсон, Кнут Гамсун (1859-1952), Сигрид Ундсен.
Норвежская нация дала человечеству немало знаменитых путешественников, в частности Фритьофа Нансена (1861-1930), Руала Амундсена (1872-1928) и др.
Страна среди лидеров книгоиздания в расчете на одного жителя. Годовой тираж новых наименований книг составляет около 5 тыс. экз., две трети из которых изданы норвежским языком. В системе радио и телевидения доминирует служба Норвежского государственного вещания.
В Норвегии развит туризм. Ежегодно страна обслуживает почти 3 млн. туристов, обеспечивая более 2 млрд. долларов прибыли. Страна имеет привлекательные рекреационные ресурсы: горные ландшафты, фьорды, ледники, достопримечательности викингов, соборы, музеи, крепости, центры зимних Олимпийских игр в Осло (1952) и Ліллеганнері (1994).
Территориальные различия. В подходах к экономико - географического районирования Норвегии нет единодушия. Наиболее отчетливо внутренние различия Норвегии прослеживаются в четырех районах: Восточный (Остландет), Западный (Вестландет), Центральный (Тронделаг) и Северный (Норд - Норге).
Восточный (Остландет) район - это главный экономический район Норвегии. Здесь производится более половины промышленной и две трети сельскохозяйственной продукции, сосредоточено более половины населения страны, которое проживает в городских агломерациях по обе стороны Осло - Фьорда и залива Бохус. В глубине одноименного фьорда расположена столица Норвегии - Осло, которая вместе с пригородами образует агломерацию Большое Осло, где проживает более 700 тыс. человек. Фактически каждый шестой гражданин Норвегии живет в столичном агломерационном центре.
В восточном районе сосредоточено более половины лесных ресурсов и половина обрабатываемых земель Норвегии. Леса в районе занимают территорию между шведским рубежом и р. Гломма, что находится на восток от Осло. Пахотные земли локализованы в долинах, которые простираются на восток и юг от границы с Швецией. Почвы достаточно плодородные, осадочного происхождения. Выращиваются зерновые культуры, которые редко встречаются на таких широтах. Преобладают мелкотоварные хозяйства (фермы), на которых наряду с выращиванием домашнего скота, овощей, фруктов занимаются лесоводством как вторым видом основной деятельности, поскольку значительная часть лесов принадлежит фермерам.
Сегодня район специализируется на машиностроении и металлообработке, в частности предприятия Осло выпускают энергетическое и целлюлозно-бумажное оборудование, платформы для морской добычи нефти, оборудование для электротехники и радиоэлектроники, морской порт Драммен известен как центр машиностроения и электротехники. Развиваются судостроение (Фредрикстад); целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность (Шієн, Драммен, Фредрикстад, Сарпсборг); электрохимическая промышленность, представленная заводами, которые производят азотные удобрения (портовый город Порсгрунн); черная металлургия (Драммен); рыбный промысел (порт Саннефйорд) и др. Сосредоточение значительных природных богатств великого трудоресурсного потенциала и современной материально-технической базы производства и инфраструктуры вокруг залива Осло - Фьорд способствует высоким доходам населения между всеми четырьмя районами Норвегии.
Западный район (Вестландет) занимает узкую прибрежную зону, включающую всю территорию южной Норвегии на запад от осевой линии Скандинавских гор до берегов Северного моря вместе с живописными скалистыми фьордами и прибрежными островами.
Наиболее отличительной является южная часть района, где находится Северная Жерен, что занимает территорию на юг от г. Ставангер. Грунты ледникового происхождения, исключительно умеренные зимы, относительно длинный вегетационный период способствуют развитию земледелия.
Город Ставангер - крупный индустриальный центр. Он издавна славится как риботорговельний порт. Рыболовство, обработка и переработка рыбы, изготовление консервов и тары - традиционные для города отрасли. В послевоенные годы здесь построены судостроительные и электрометаллургические заводы. Ставангер в последние десятилетия стал главной базой нефте - и газодобычи в Северном море, а также известным центром переработки нефти.
Прибрежный остров Карл считается богатым сельскохозяйственным районом и местом расположения алюминиевого и магнезійового заводов. Город Берген можно считать естественным центром Вестландету. Начиная с позднего средневековья Берген был центром важных международных связей. Это второе по количеству населения (215 тыс. человек) и экономической значимости город Норвегии. Здесь развиты судостроение, машиностроение, рыболовство, обработка рыбы, пищевая, текстильная и швейная промышленность. Это важный экспортно-импортный порт, а также известный культурный и научный центр страны.
В районе м. Олесунн находятся машиностроительные фирмы, а также предприятия мебельной промышленности.
Фермерские хозяйства, которые находятся в районе городов Мелде и Кристиансанн, кроме основного сельскохозяйственного производства, еще дополнительно занимаются рыболовством.
В глубине Вестландетських фьордов находятся крупнейшие в Норвегии металлургические заводы, которые рассчитаны на использование богатых гидроэнергетических ресурсов (их здесь 40% от общих запасов в стране).
Центральный район (Тронделаг) расположен на северо-восток от территории Западного района. С развитием промышленности он значительно уступает предыдущим районам. В экономике важное место занимают сельское и лесное хозяйство.
Основными отраслями промышленности считаются горнодобывающая, металлообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, деревообрабатывающая и пищевая. Значительная часть предприятий размещена в Тронгеймі, Эти предприятия производят около 50% промышленной продукции района.
Тронгейм - третий по величине город, который был столицей государства, а сейчас - экономический центр Тронделагу. Равнинные и плодородные земли вокруг широкого Тронгеймського фьорда используются для размещения животноводческих ферм, которые занимаются преимущественно выращиванием крупного рогатого скота. Земледелие играет вспомогательную роль.
Около трети района залесена довольно продуктивными лесами. Основные предприятия лісообробної промышленности расположены на побережье.
Северная Норвегия (Норд-Норге) - обширный по площади район, большинство его территории находится за Полярным кругом и является настоящей землей "полярного солнца" летом и "полярной ночи" зимой. На большей территории региона преобладают горы, покрытые тундровою растительностью. Вплотную к материковой части приближена полоса довольно больших островов, которые врезаются в Норвежское море.
Северная Норвегия обладает богатой сырьевой базой. Значительные запасы железных руд, руд цветных металлов (медных, свинцовых и цинковых) поспособствовали созданию в далеком холодном краю центров черной и цветной металлургии. Здесь функционирует металлургический завод в М, завод по производству алюминия в г. Мушеен, электрохимический завод в Гломфіорді и др. Транспортная доступность района значительно осложняется в зимнее время года. Часто главные автомагистрали закрываются и тогда отдается предпочтение морскому или воздушному транспорту.
Сельское хозяйство развито слабо, что объясняется неблагоприятными климатическими условиями. Благоприятной является база для развития животноводства, в частности оленеводства. Некоторые, защищенные от холодных арктических ветров долины, покрытые лесом. По подсчетам специалистов они занимают до 20% территории района.
В экономике района доминируют горно-добывающая и некоторые отрасли обрабатывающей промышленности (черная и цветная металлургия), рыболовство.
Внешнеэкономические связи. Норвегия относится к числу крупных торговых стран мира. Экспорт составляет почти 45 млрд. долларов. Преобладает продукция нефтедобычи, нефтехимической, лісообробної, электрохимической, электрометаллургической промышленности, продовольствие. Импорт - 37 млрд. долларов (1999). За его счет покрывается потребность в каменном угле, бокситах, некоторой части железной, марганцевой и хромовой руд, автомобилях, некоторых видах продовольствия, потребительских товарах. Основными внешнеторговыми партнерами выступают страны ЕС, в частности Великобритания, Швеция, Германия, Дания, Голландия, США.