География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ

Раздел второй

РЕГИОНЫ И СТРАНЫ МИРА

 

Тема 10. ЕВРОПА

4. СЕВЕРНАЯ ЕВРОПА

ШВЕЦИЯ (Королевство Швеция)

 

Площадь - 450 тыс. км2.

Население - 8,9 млн. человек.

Столица - Стокгольм (693 тыс. жителей).

Крупные города - Гетеборг (437 тыс. человек), Мальме (237), Упсала (152), Норрчепинг (120 тыс. человек).

Состав населения довольно однороден. Шведов проживает 91%, финнов - 3%; среди других народов больше всего норвежцев, турок и поляков, народов бывшей Югославии и др. В стране насчитывается около миллиона рабочих - иммигрантов или их потомков. Более 85% населения сосредоточено в средней и южной частях Швеции.

Государственный язык - шведский. Религия - лютеранская. Денежная единица - крона.

Страна разделена на 24 лены (провинции). Стокгольм имеет право отдельной лены и считается 25-й административно-территориальной единицей страны.

Швеция - конституционная монархия. Главой государства является король. Законодательная власть принадлежит королю и парламента (риксдага). Правительство (государственный совет) назначает король из числа руководителей партий, которые получили большинство голосов на выборах в ріксдаг.

Наиболее влиятельными партиями страны является Социал-демократическая, основанная в 1889 г.; Умеренная коалиционная партия (1904), Народная партия - либералы (1895), Партия центра, основанная в 1910 г., Христианско-демократическая общественная партия и др.

Швеция расположена в восточной и южной частях Скандинавского полуострова. Примерно пятая часть ее территории находится за Полярным кругом. Страна простирается с северо-востока на юго-запад более чем на 1500 км. Протяженность с запада на восток небольшая: на севере около 300 км., в средней части - 400-450 км., а в районе полуострова Сконе - всего 90-120 км.

На востоке Швеции омывают воды Ботнического залива, на юго-востоке и юге Балтийского моря, на западе - проливов Эресунн (Зунд), Каттегат и Скагеррак. Швеции принадлежат острова Готланд и Эланд. Протяженность береговой линии вместе с бухтами и заливами - более 7600 км. На суше Швеция граничит на севере и западе с Норвегией и на северо-востоке - с Финляндией. Швеция - страна невысоких гор и холмистых равнин. На северо-западе расположены горы с самой высокой вершиной Швеции - гору Кебнекайсе (2111 м.). На востоке находится Норландське плато, занимает почти половину территории страны. Плато пересекают полноводные реки, впадающие в Ботнический залив. Русла рек проходят линиями тектонических разломов, образуя длинные узкие озера и высокие водопады. Холмистые территории между реками покрыты лесами (тайгой). Норландське плато - главный район шведского лесного хозяйства и размещения гидроэнергетических ресурсов.

На юг от Норландського плато расположена Середньошведська низменность, наиболее загосподарована часть страны.

Крайний юг страны занимает полуостров Сконе - главный сельскохозяйственный район Швеции.

Особенности формирования территории и общая характеристика хозяйства. Первые племенные союзы на территории Швеции известны еще с начала нашего летоисчисления. Это были йоты и свеї, которые объединяли северогерманские племена и жили на юго-востоке Скандинавского полуострова. По утверждению историков, йоты и свеї были предками современных шведов.

В VI-VII вв. в средней части Швеции возникло первое государственное образование - Свеаріке, что означает "государство свеев". От него и происходит современное название страны Свер'є, то есть Швеция.

Централизованная шведский государство возникло в X в. с ядром на равнинных территориях, которые простирались вдоль западного побережья Балтийского моря и Ботнического залива. В XIII-XIV вв. Швеция вела завоевательные войны и сумела значительно увеличить территорию государства.

Открытие и освоение богатых месторождений железных руд и других полезных ископаемых постепенно превращало страну в одну из крупнейших экспортеров металла в Европе. Однако полученные доходы часто вкладывались в милитаризацию, в частности в создание регулярной армии, морского флота.

Со второй половины XVI в. Швеция вновь втягивается в непрерывные войны. К концу XVII в. она превратилась в одну из крупнейших европейских государств, завладев почти всем Балтийским побережьем.

Однако во время Северной войны (1700-1721) Швеция лишилась многих территорий, а вместе с ними приоритеты большого государства в Европе.

На протяжении второй половины XIX - нач. XX в. экономика Швеции претерпела существенных изменений. На базе лесопильной промышленности начали развиваться целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая отрасли. Использование в производстве химических способов варки целлюлозы способствовало развитию целлюлозно-бумажной промышленности. Значительных изменений претерпела также металлургическая промышленность, особенно благодаря использованию томасівського способа получения стали.

В территориальном отношении все шире загосподаровувалися северные районы, где расширялись вырубки леса, строились новые сталелитейные заводы. Наибольшие изменения претерпела лена Норботен, куда поступали інвенстиції, дешевая рабочая сила из южных районов страны. Прокладывались железные дороги, в частности от Кируны и Елліваре до норвежского порта Нарвик и шведского Лулео.

На рубеже XIX и XX вв. в Швеции начали развиваться машиностроение, металлообработка, химическая, совершенствовалась текстильная отрасль обрабатывающей промышленности.

По уровню экономического развития Швеция относится к уровню высокоразвитых стран мира. В 1998 г. ВНП страны составил 228 млрд. долларов. По производству ВНП на одного жителя (25580 долларов) Швеция занимает десятое место в мире. Среди стран Северной Европы - третьих, после Норвегии и Дании.

Анализ темпов роста ВНП за последние десятилетия показал, что в период между 1980 и 1990 гг. он ежегодно рос в среднем на 2,0%. В начале 90-х ВНП уменьшился на 5%, а количество безработных превысило 8%. Только с середины девяностых годов наблюдается оживление экономики страны. Уровень безработицы в 1999 г. уменьшился до 5,6%.

Экономика Швеции на современном этапе имеет экспортное направление. Две пятых ВНП сориентированы на потребности мирового рынка. Вхождение Швеции с 1995 г. в Европейский Союз способствовало расширению партнерства в международной торговле.

Большинство шведских компаний являются транснациональными. В зарубежных филиалах сосредоточена половина занятых, 60% производства и три четверти оборота шведских фирм.

Структура производства ВНП и занятость населения соответствует общим тенденциям, сложившимся в других высокоразвитых странах. В частности, занятость трудоспособного населения является самой низкой в

Занятость в основных секторах экономики Швеции, % от общего количества

Сектор экономики

1970

1980

1990

1995

Сельское хозяйство, лесоводство, рыболовство

7,6

5,2

3,5

3,3

Промышленность, в т. ч. горное дело

28,6

24,8

21,0

20,1

Электро-, газо - и водоснабжения

0,9

1,0

0,9

0,9

Строительство

9,9

8,1

7,7

6,1

Частные предприятия

34,5

34.1

39,0

41,9

Государственные учреждения

18,5

26,8

27,9

27,7

 

первичном секторе экономики (сельское хозяйство, лесоводство, рыболовство). В обрабатывающей промышленности на середину 90-х годов трудоустроена одна пятая часть трудоресурсного потенциала страны, а в сфере услуг - более трех пятых (63,5%), в конце 90-х последний показатель составлял 69%.

Промышленность считается одной из важнейших отраслей национальной экономики, ее доля в ВНП страны составляет 29%. Несмотря на высокий удельный вес традиционных отраслей, которыми для Швеции является горно-добывающая и деревообрабатывающая, основными отраслями промышленности в современных условиях выступают - машиностроение, в частности автомобилестроение, радиоэлектроника, электротехника.

Топливно-энергетическая промышленность Швеции не обеспечена собственными минерально-сырьевыми ресурсами, в частности нефтью, углем. Страна ежегодно импортирует 17-20 млн. т. нефти. Зато она обладает огромными гидроэнергетическими ресурсами, которые существенно повлияли как на развитие, так и размещение энергетической и других отраслей промышленности. В северной части Швеции сосредоточено до 80% всех потенциальных гидроресурсов страны. Гидроэлектростанции страны продуцируют значительное количество экологически чистой электроэнергии - 42%.

Потребности в электроэнергии, особенно Южной Швеции, обеспечивали атомные электростанции. В конце 80-х годов они производили более 50% электроэнергии (тепловые - лишь 3%). На рубеже тысячелетий в стране функционировали .12 атомных реакторов мощностью 10 000 мВт.

Чернобыльская катастрофа оказала существенное влияние на государственную политику Швеции по дальнейшему использованию и развитию атомной энергетики. На референдуме 1990 г. шведы высказались за постепенный вывод из эксплуатации атомных электростанций в стране. Первый реактор закрыли летом 1998 г., второй остановили в 2001 г. Решение о постепенном демонтаже других реакторов принято в 2002 г.

В 1997 г. Швеция произвела 143 млрд. кВт/ч электроэнергии. В расчете на одного жителя -- 15687 кВт/ч.

В экономике страны значительное место занимает горнодобывающая промышленность, в которой доминирует добыча железных руд, осуществляемой в горах Кируновара и Еллівара в Северной Швеции. Горно-добывающие предприятия этого района дают четыре пятых всего объема железных руд, добываемых в Швеции. Другие предприятия находятся в районе Бергслагена - в Средней Швеции. Ежегодная добыча железных руд в 1990-х годах превысил 20 млн. т., примерно 2% их общемировой добычи. Подавляющее большинство железных руд экспортируют.

Высококачественные руды (с содержанием 63-65% железа) вывозятся по железной дороге до шведского порта Лулео или до норвежского незамерзающего порта Нарвик, а дальше морскими путями транспортируются в Германии, Великобритании, Бельгии и других стран.

Швеция обладает значительными запасами руд цветных металлов, особенно выделяются северные земли. По добыче медных руд (82 тыс. т.) и цинковых РУД (170 тыс. т.). Швеция занимает второе место в Европе, а по добыче свинцовых (106 тыс. т.) - первое. Разрабатываются также залежи уранового сырья.

Металлургическая промышленность специализируется на выпуске качественных сталей. Ежегодное его производство во второй половине 1990-х годов составило почти 5 млн. т. Большинство предприятий черной металлургии размещены не в районе основного сосредоточения железных руд (Северной Швеции), а в средней его части - в районе Бергслагена.

В черной металлургии Швеции преобладают малые и средние предприятия, расположенные в городах Домнарвет, Оксельосунд, Сандвікен, Фагерста, Бурленге, Карлскуга. Крупнейшим металлургическим предприятием является государственный комбинат, что находится в Лулео. В целом в металлургической промышленности доминируют государственные компании.

Значительно меньший размах имеет цветная металлургия. Прокат цветных металлов из шведских руд осуществляется на заводах в Вестеросе и Фінспонге. Алюминиевый завод в Сундсвалі использует импортный глинозем.

Машиностроение в Швеции является развитой отраслью обрабатывающей промышленности. Более двух пятых промышленных предприятий страны приходится на долю машиностроения и металлообработку. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции, эта отрасль занимает ведущее место в промышленности. Машиностроение обеспечивает почти 50% доходов государства.

В общем машиностроении преобладает энергосиловое оборудование (паровое, гидротурбины и газовое), оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности, авиационные и автомобильные двигатели, подшипники, офисное оборудование, сельскохозяйственные машины.

В транспортном машиностроении выделяются автомобилестроение и судостроение. Крупнейшие судостроительные предприятия Швеции размещены на западном побережье в районе Гетеборг-Уддевалла и в районе Мальме-Ландскруна.

Автомобильная промышленность, выпускающая более 260 тыс. автомобилей (в т. ч. 250 тыс легковых, больше половины своей продукции экспортирует. Доминирует концерн "Вольво". Его предприятия размещаются в Гетеборге, Кальмаре, Шевде, Умео, Тролльхеттане, Нордгентигу.

Электротехническая и электронная промышленность занимает ведущее место в экономике Швеции как по количеству занятых, так и по стоимости продукции. Возрастает значение радиоэлектронной промышленности. Основными центрами считаются Стокгольм, Вестерос, Гетеборг, Линчепинг, Лудвіка.

Швеция - известный в мире производитель оружия. Например, артиллерийские системы производятся в Карлскуґа, а танки - в Ландскруна.

Химическая промышленность, в частности нефтехимия, развивается в Стенунгсунді, что находится на западном побережье, а также в Гетеборге, Мальме, Стокгольме, Вестеросе.

Производство лекарств и биохимия активно меняют свою ресурсную базу, сосредотачиваясь вблизи основных научно-технических центров страны и районов концентрации высококвалифицированной рабочей силы (Средняя и Южная Швеция).

Такие популярные когда-отрасли, как текстильная и обувная, в конце XX в. потеряли свою престижность. Они обанкротились под давлением дешевого импорта.

Развития лесопромышленности Швеции способствует наличие значительных лесных ресурсов. Больше половины территории страны покрывают леса (севернее 66-й параллели расположены хвойные леса, а на юг - хвойно-широколиственные). Основные центры деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности сосредоточены в северной Швеции. Швеция занимает ведущее место в мире по производству пиломатериалов, газетной и упаковочной бумаги, картона (9,9 млн. т., 1998 г.). За производством целлюлозы, например, - третье место в мире. Она также крупный производитель мебели, деревянных домиков, оконных и дверных блоков и т. д.

Предприятия целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности расположены в основном на побережье Ботнического залива. Ведущими центрами деревообработки является Сундсвалль, Умео, Евле, Скупшер и др.

Сельское хозяйство. Развитие сельского хозяйства Швеции, его структура и специализация очень зависят от природных условий, которые значительно ухудшаются в северном направлении простирания страны. Вегетационный сезон в Швеции длится от 240 дней на Юге до 140 дней на Севере.

В Королевстве Швеция обрабатывается менее 7% территории. Большинство пахотных земель занимают территорию Юга, в частности лена Сконе, что находится на юго-западной части Швеции. Ее еще называют житницей Швеции. Здесь выращивают пшеницу, ячмень, сахарную свеклу, подсолнечник, картофель, главные овощные культуры. Граница культивирования пшеницы проходит севернее города Евле. Центральная часть Южной Швеции и весь Север имеют небольшие площади обрабатываемых земель. Они там тянутся вдоль речных долин или занимают отдельные царинки среди лесных массивов. Здесь главными сельскохозяйственными культурами являются картофель и сено. В целом, земледелие Швеции как отрасли сельского хозяйства подчинено интересам животноводства. Поэтому большая часть пахотных земель используется для посевов кормовых культур.

Животноводство считается важной отраслью хозяйства Швеции. Доля животноводства составляет три четверти стоимости продукции сельского хозяйства страны. В животноводстве преобладает мясо - молочное направление. Поголовье крупного рогатого скота достигает 1,8 млн. голов, свиней - 2,3 млн. голов. За производством молочной продукции (почти 140 млн. т.) Швеция входит в десятку самых развитых европейских стран.

Мясо - молочное животноводство развивается повсеместно, тогда как свиноводство и птицеводство - преимущественно на крайнем Юге Швеции.

На Севере и в Центре страны находятся мелкие хозяйства, а крупные высокотоварные на крайнем Юге и в озерно-приозерных долинах Средней Швеции. В целом сельское хозяйство страны ориентировано на внутренний рынок, хотя отдельными продуктами, при производстве 553 тыс. т. мяса, почти 140 тыс. т. твердых сыров и 60 тыс. т. масла, Швеция выходит на международный рынок сельскохозяйственной продукции.

Рыболовство составляет небольшой сектор шведской экономики. Через международные соглашения Швеция потеряла некоторые традиционные рыбацкие районы в Северном море. Ведущим центром рыболовства является Гетеборг. Шведские рыбаки вылавливают сельдь, треску, камбалу, скумбрию, лосось, а также креветки и крабы.

Транспорт. Транспортная система Швеции обусловлена не столько особенностями хозяйственных связей, как характером рельефа, наличием значительного количества водных артерий, высоким залісненням территории, суровостью климата. Указанные препятствия чаще всего проявляются в северной части страны, особенно когда речь идет о развитие наземных видов транспорта. В южной части Швеции природные условия более благоприятны для развития железнодорожного и автомобильного, внутреннего водного и морского видов транспорта.

Важную роль в грузовых перевозках продолжает играть железнодорожный транспорт. Протяженность железных дорог 9800 км. (1998). За их плотностью Швеция не выделяется среди европейских стран, однако по количеству километров на тысячу жителей она опережает развитые страны. Подавляющее большинство железнодорожного полотна электрифицирована (74,8%). По уровню электрификации железных дорог Швеция опережает Германию, Францию, Великобританию и даже Италию. Подавляющее большинство железных дорог принадлежит государству.

Сеть железнодорожных дорог размещена неравномерно. Больше всего их в южной части - две трети. Остальные железных дорог приходится на Северную Швецию. Высокой вантажонапруженістю выделяется железная дорога Лулео-Елліваре-Кируна-Нарвик, в которой перевозят в основном железную руду на экспорт.

Важной особенностью железнодорожного транспорта является наличие железнодорожно-паромных переправ, соединяющих Швецию с Данией, Германией, Финляндией.

Первое место как по перевозкам грузов, так и пассажиров принадлежит автомобильному транспорту (соответственно 82 и 85%). Автопарк страны насчитывает 3,7 млн. легковых и 600 тыс. грузовых автомобилей. Развитие грузового автомобильного транспорта связан с ростом грузоперевозок на небольшие расстояния (до 100 км.). Более дальние перевозки осуществляются железнодорожным, а часто внутренним водным транспортом или даже морским. Автомобильными дорогами лучше обеспечены Средняя и Южная Швеция. Современные автобаны проложены между Стокгольмом, Ґетеборгом и Мальме и далее по побережью Ботнического залива, направляются в северные районы страны.

В стране хорошо развит общественный автобусный транспорт. Основой местной транспортной системы столицы Швеции - Стокгольма есть единственное в стране метро.

Основные внутренние водные пути проложены в Средней Швеции, которые соединяют восточное и западное побережья страны. Они проходят озерами Веттерн, Венерн, Ельмарен, Меларен, которые связаны между собой реками и каналами, образуя так называемую Гьотську водную систему.

Реки Северной Швеции не имеют развитой системы внутренних водных путей. Полноводные реки Норланду и до сих пор используются для лесосплава.

Морской транспорт доминировал в Швеции много веков. В современных условиях его значение тоже немалое. Ведь большинство отраслей национальной экономики страны связаны с внешним рынком, международной торговлей. На морской транспорт приходится 15% внутреннего грузооборота и свыше 90% внешней торговли. Им осуществляется перевозка железных руд, продукции деревообрабатывающей промышленности, бумаги, картона, некоторых видов оборудования, а также осуществляется ввоз сырой нефти, каменного угля, некоторых видов машин.

Шведский морской флот характеризуется значительным водоизмещением - 2,7 млн. бр. - рег. т., хотя за последние 30 лет он сократился почти вдвое.

Воздушный транспорт очень важен для Швеции вид транспорта, ведь в условиях севера он часто бывает незаменимым. В стране насчитывается 48 аэропортов. Внешние воздушные перевозки осуществляет Скандинавская авиакомпания "SAS" (в корпорации с Данией, Норвегией). Это одна из крупнейших авиакомпаний Европы.

Сфера услуг. В экономике Швеции важную роль играет сфера услуг. В так называемом третичном секторе занято 68% трудоспособного населения страны. В создании ВНП сфера услуг составляет 69% (на конец 1997 г.).

Среди широкого спектра отраслей, входящих в сферу услуг (торговля, кредитно-финансовая система, культурные учреждения, бытовое обслуживание населения), остановимся на характеристике образования, здравоохранения и туризма.

Образование. Система образования Швеции является государственным, открытой для всех граждан и бесплатной.

Обязательным для детей есть дев'ятирічне обучение, которое „ начинается с 6-летнего возраста (1991). Средняя школа делится на три ступени: начальную, среднюю и высшую. По обязательным программам дети учатся шесть лет. Первый иностранный язык (английский) преподается с третьего класса. В следующих классах могут изучаться и другие иностранные языки. С седьмого класса предлагается выборочное освоение предметов, то есть по желанию учащихся. Около 90% шведских учеников продолжают обучение в высшей средней школе (гимназии), основной задачей которой является подготовка к высшей школе. Двухгодичное обучение в гимназии дает профессионально-техническую подготовку. Успешная сдача выпускных экзаменов в гимназии является "пропуском" на гуманитарные и естественные факультеты университетов страны. В Швеции сейчас насчитывается 13 крупных университетов. Старейший из них находится в Уппсала, основанный в 1477 г., несколько позже был основан университет в Лунде (1668). Известными являются также университеты Стокгольма (1877), Гетеборга (1891).

Охрана здоровья. Уровень здравоохранения в Швеции отвечает самым высоким мировым стандартам. Страна разделена на шесть лечебно-оздоровительных районов, в которых функционируют по меньшей мере один медицинский центр с лечебным комплексом, учебными заведениями разного уровня подготовки, научно-исследовательской базой и т.д. Населению предоставляется также бесплатная скорая медицинская помощь. В стране широко развито государственное медицинское страхование, которое обеспечивает выплату компенсаций при травмах и заболеваниях. Указанные и другие мероприятия влияют на уменьшение смертности и повышение продолжительности жизни шведов, которое в конце 90-х годов приблизилось к 80-х годов (мужчины 77, а женщины-82 года).

Туризм. Швеция относится к странам, имеющим глубокие традиции, связанные с развитием туризма. Первые туристические клубы были созданы в стране в конце XIX в. Самым популярным среди населения является горнолыжный туризм.

В теплый период года високоатрактивними считаются зеркально чистые озера, имеет своих горячих поклонников также заполярное лето.

В стране есть надежная база для размещения туристов - 500 тыс. койко-мест, в том числе 25% мест - это помещение гостиничного типа. Ежегодно посещает Швецию от 750 тыс. до 1 млн. туристов. Прибыль от их обслуживания достигает почти 3 млрд. долл. Самыми частыми гостями являются норвежцы (30%), немцы (20%), финны (8-10%), датчане (около 8%).

Внешние экономические связи. Швеция относится к странам, для которых внешняя торговля имеет чрезвычайно важное значение. На внешний рынок идет до двух пятых промышленной продукции страны. Поступления от экспорта обеспечивают треть ВВП. Экспорт страны в конце 90-х годов приблизился к 85 млрд. долларов, а импорт стабилизировался на показателе 65-70 млрд. долларов. Положительный торговый баланс 1990-х годов свидетельствует о стабилизации экономического развития национально-хозяйственного комплекса Швеции.

Значительные изменения произошли в товарной структуре внешней торговли Швеции. Они связаны с изменением спроса на мировом рынке, что привело к изменению структуры экспорта. Акцент в экспорте с торговли сырьем и полуфабрикатами в виде целлюлозы, стали, древесины сместился до готовых товаров, прежде всего продукции машиностроения (легковые автомобили, оборудование для телекоммуникации, гидроэлектростанций и т.д.). Основными торговыми партнерами Швеции стабильно выступают Германия, Великобритания, США, Норвегия, Финляндия и Дания, на которые приходится более 50% шведского экспорта.

В результате изменений в промышленном производстве произошли сдвиги в структуре импорта Швеции . Если до 1980-х годов важнейшей статьей импорта была нефть - 25% общей стоимости импорта, то уже в 90-х годах этот показатель снизился до 5%. Теперь почти половину стоимости импорта составляет продукция машиностроения: транспортные средства, компьютерное оборудование и другое оборудование. Среди пищевых продуктов преобладают кофе, чай, фрукты, рыба. Другой статьей импорта является продукция химической и текстильной промышленности. Крупнейшими поста чальниками-импортерами для Швеции уже много лет выступают Германия, США, Великобритания, Дания и Норвегия.

Отношения Швеции с Украиной имеют глубокие исторические корни. Однако в современных условиях они находятся на этапе становления и требуют всесторонней поддержки с обеих сторон.

В 1995 г. заключено торгово-экономическое соглашение. Торговый баланс между Украиной и Швецией остается отрицательным. При экспорте 11,7 и импорте 63,2 млн. долларов в 1995 г. этот баланс составил минус 51,5 млн. долларов. Доля Швеции во внешнем торговом обороте Украины - 0,23%.

Территориальные различия. Швецию чаще всего разделяют на три экономических района: Среднюю, Южную и Северную.

Средняя Швеция включает территорию Средне-шведского низменности, где находятся такие крупные озера, как Венерн, Веттерн, Меларен и Ельмарен. Этот район занимает почти треть площади страны. Имеет выгодное экономико-географическое положение: на востоке - выход к Балтийскому морю, а на западе - до Северного моря и Атлантического океана с севера район отмежевывается залісненим Нормандским плато, а с юга - Споландською возвышенностью.

С давних времен Средняя Швеция была политическим и экономическим центром государства. Сейчас здесь проживает почти 60% населения и сосредоточено две трети промышленного потенциала страны. Плотность населения высокая, выше средней по стране в 3~4 раза. Здесь находятся крупные города, в частности столица Швеции Стокгольм и второе по численности населения и экономическому потенциалу - м. Гетеборг.

Средняя Швеция - это экономически наиболее развитый район страны. Здесь размещены большинство предприятий машиностроительной, металлообрабатывающей, электротехнической, радиоэлектронной, деревообрабатывающей промышленности и черной металлургии.

Район занимает значительную часть пахотных плодородных земель страны. Они используются для развития земледелия и животноводства, в основном мясо - молочного.

Южная Швеция. На юг от озера Веттерн находится территория Южной Швеции. В ее состав входит возвышенность Споланд и полуостров Сконе. По уровню развития промышленности Южная Швеция уступает Средней Швеции, зато считается важным зерновым и животноводческим районом всей страны. Основу сельскохозяйственной специализации составляют пшеница, ячмень, сахарная свекла, КРС, свиноводство и птицеводство.

Крупным городом Южной Швеции и третьим по величине в стране является г. Мальме. В городе развивается разнообразная промышленность, но больше всего оно известно как судостроительный центр, второй после Гетеборга.

Северная Швеция (Норланд). Этот район занимает большую часть территории страны. Здесь сосредоточены основные запасы хвойных лесов Швеции, рудные полезные ископаемые и главный энергетический ресурс страны - гидроресурсы.

Наиболее загосподарована приморская часть Норланду, то есть побережья Ботнического залива. Здесь сосредоточены основные промышленные объекты и большинство населения района. Наименее загосподарованим и соответственно залюдненим является северо-запад района. Средняя плотность населения здесь едва превышает 1 человека на км2, тогда как в среднем по району она в 5-6 раз выше.

Северная Швеция уступает двум предыдущим экономическим районам как по уровню развития промышленности, так и сельского хозяйства. Зато она обладает значительными запасами природных ресурсов. В Норланді добывают четыре пятых железных руд и руд цветных металлов страны.

В приморской южной части района выращивают овес, ячмень, рожь. Это также основная зона развития животноводства Северной Швеции. Ведущим центром лісообробної промышленности считается м. Сундсвалль. Здесь производят целлюлозу, а из привозного сырья - алюминий, развивается также производство оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности и т.д. Город Лулео - центр черной металлургии. На г. Лулеельвен сооружен мощный каскад гидроэлектростанций.

Известным центром цветной металлургии Норланду и всей Швеции считается м. Шеллефтео. В Заполярье у м. Кируна находится крупнейшее в Европе месторождение железных руд, что на железной дороге транспортируются в норвежский порт Нарвик, а дальше морем на экспорт.