Физика
Уроки Физики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ФИЗИКИ 10 класс

2-й семестр

 

МЕХАНИКА

 

5. Релятивистская механика

Урок 3/70

Тема. Основные следствия, вытекающие из постулатов теории относительности

 

Цель урока: ознакомить учащихся с важнейшими последствиями, касающихся свойств пространства и времени

Тип урока: изучение нового материала

План урока

Контроль знаний

5 мин.

1. Классический закон сложения скоростей.

2. Релятивистский закон сложения скоростей.

3. Одновременность событий

Изучение нового материала

30 мин.

1. Относительность расстояний.

2. Относительность промежутков времени

Закрепление изученного материала

10 мин.

1. Тренируемся решать задачи.

2. Контрольные вопросы

 

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Относительность расстояний

Расстояние не является абсолютной величиной, а зависит от скорости движения тела относительно определенной системы отсчета.

Обозначим через l0 длину стержня в системе отсчета К, относительно которой стержень находится в состоянии покоя. Тогда длина l этого стержня в системе отсчета K1, относительно которой стержень движется со скоростью , вычисляется по формуле:

image448

Как видим из формулы, 110.В этом состоит релятивистское сокращение размеров тела в системах отсчета, движущихся.

2. Относительность промежутков времени

Пусть интервал времени между двумя событиями, происходящими в одной и той же точке инерциальной системы К, равна 0. Этими событиями, например, могут быть два удара метронома, отсчитывающий секунды.

Тогда интервал между этими же событиями в системе отсчета К1, что движется относительно системы К со скоростью , описывается так:

Очевидно, что > 0. В этом заключается релятивистский эффект замедления времени в системах отсчета, движущихся.

Если с, то можно пренебречь величиной 2/с2. Тогда ll0 0, т.е. релятивистское сокращение размеров тел и замедление времени в системе отсчета, которая движется, можно не учитывать.

Ø Время, измеренное наблюдателем, движущимся вместе с часами, называют собственным временем.

Мы видим, что интервал времени выполнения по неподвижным часам 0, меньше интервал выполнения часами , что движется. Иначе говоря, время в системе отсчета, движущейся замедляется.

Это явление экспериментально наблюдалось во время радиоактивного распада ядер. Рассмотрим, например, радиоактивный распад ядра Углерода:

image450

Верхний индекс символа элемента означает число нуклонов (сумма числа протонов и нейтронов) в ядре этого элемента, нижний индекс означает число протонов (порядковый номер в таблице Менделеева). В системе координат, находящейся в состоянии покоя, период полураспада ядра равна: Т1/2 = 0,1 с (0 = 0,1 с).

Если с помощью ускорителя разогнать ядра до таких скоростей, чтобы выполнялось условие то период полураспада равен:

image451

Следовательно, в системе отсчета, движущейся период полураспада возрастает в 10 раз и равна 1 с.

Как пример эффекта замедления времени можно подать (ученикам) так называемый «парадокс близнецов».

Ø Парадокс близнецов - мысленный эксперимент, при помощи которого пытаются «доказать» противоречивость специальной теории относительности.

В соответствии с СТВ, с точки зрения «неподвижных» наблюдателей все процессы в объектов, которые движутся, замедляются. С другой стороны, принцип относительности декларирует равноправие инерциальных систем отсчета. На основании этого строится рассуждение, что приводит к противоречию.

Для наглядности рассматривается история двух братьев-близнецов. Один из них (далее - путешественник) отправляется в космический полет, второй (далее - домосед) - остается на Земле. Чаще всего «парадокс» формулируется так: с точки зрения домоседа часы путешественника, что движется, имеет замедленный ход времени, поэтому после возвращения он должен отстать от часов домоседа. С другой стороны, относительно путешественника двигалась Земля, поэтому отстать имеет часы домоседа. На самом деле, братья равноправны, следовательно, после возвращения их часы должны показывать одинаковое время.

 

Вопрос к ученикам во время изложения нового материала

1. Что означает выражение «сокращение длины тела, что движется»?

2. Что означает выражение «интервал времени выполнения по неподвижным часам 0, меньше интервал выполнения часами , что движется»?

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1). Тренируемся решать задачи

1. С какой скоростью относительно Земли должен двигаться космический корабль, чтобы его продольные размеры для земного наблюдателя были вдвое меньше за настоящие?

2. С какой скоростью должен двигаться космический корабль относительно Земли, чтобы часы на нем шел в 4 раза медленнее, чем на Земле?

3. Время пройдет на Земле, если в ракете, которая движется со скоростью 2,4·108 м/с относительно Земли, прошло 6 лет?

4. Сколько времени для жителей Земли и для космонавтов продлится путешествие к заре в ракете, летящей со скоростью, равной 0,9 скорости света? Расстояние от земного наблюдателя до зари - 40 световых лет.

2). Контрольные вопросы

1. Как изменяется длина линейки при движении его с постоянной скоростью ?

2. Как меняется интервал времени для тела во время его движения с постоянной скоростью ?

3. Как можно экспериментально доказать эффект замедления времени?

 

Что мы узнали на уроке

Релятивистский эффект сокращения размеров тела:

image452

• Релятивистский эффект замедления времени:

image453

 

Домашнее задание

1. П.: § 49 (п. 1, п. 2).

2. 36.:

р2) - 22.17; 22.18; 22.19;

г3) - 22.22; 22.23; 22.24; 22.25.