УРОК № 69
Тема. Речевая деятельность. Этикетный диалог
Цель: формировать навыки построения диалога; ознакомить учащихся с правилами поведения во время беседы; воспитывать культуру речи и поведения школьников.
Ожидаемые результаты: учащиеся участвуют в этикетных диалогах, составленных как по заданному образцу, так и самостоятельно, используют при этом изученные стандартные, в том числе этикетные выражения; соблюдают необходимую интонацию, проявляют доброжелательность, используют невербальные средства коммуникации.
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Тип урока: применение знаний и умений.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Коллективная работа.
Охарактеризуйте Лилю, героиню повести А. Толстого «Детство Никиты», по репликам из диалогов.
1) — Тетя Саша, вы позволите мне клеить коробочку?
— Клей, милая, что хочешь.
2) — Вам для чего эта коробочка? — вполголоса спросил Никита.
— Это коробочка для кукольных перчаток,— ответила Лиля серьёзно,— вы мальчик, вы этого не поймёте.
3) — Мамочка, дайте мне, пожалуйста, чистенькую тряпочку.
У новой куклы, Валентины, разболелась нога, я беспокоюсь за её здоровье.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
- Проверка домашнего задания.
- Беседа с учащимися.
— Что такое диалог?
— Какие правила построения диалога вы знаете?
— Как оформляется диалог в письменной речи?
— Какие правила культуры общения вы уже знаете?
- Слово учителя.
Диалоги бывают этикетные и информационные (диалог-расспрос). С информационными диалогами мы познакомились на прошлом уроке, когда расспрашивали друг друга о дожде. Сегодня же познакомимся с этикетным.
Этикет (с фр.— ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, форма обращения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда).
Самую важную роль в этикете играет речь. Всем с детства известны формулы вежливости: «Здравствуйте! Извините, пожалуйста! Благодарю! Будьте так добры!»
Однако у этикета есть и несловесные средства (взгляд, мимика, жесты). Важно не только то, что ты говоришь, но и как (то есть и интонация).
- Работа с текстом.
Прочитайте текст: [1] с. 205; [2] упражнение 438.
- Беседа по тексту.
— Какова основная мысль текста?
— Какие правила вежливого поведения нарушили школьники и продемонстрировал старик?
— Расскажите, какие правила вежливого поведения нужно соблюдать, обращаясь к старшим? младшим?
- Работа в парах.
Постройте диалог, вводя в него формулы вежливости.
— Почему в прочитанном вами ранее тексте были только отдельные реплики, а у вас получился диалог?
- Работа с учебником.
1. Прочитайте этикетные диалоги по ролям: [1] упражнения 158, 202, 458.
2. Восстановите пропущенные реплики диалогов: [1] упражнения 48, 7 (с. 187).
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
- Слово учителя.
Несколько слов стоит сказать о том, как мы общаемся по телефону. С тех пор как изобрели телефон, люди стали реже приходить друг к другу в гости, хотя никакой телефон не может заменить живого человеческого общения. Но поскольку обойтись без этого вида связи мы уже не можем, важно научиться правильно общаться по телефону.
- Работа в парах.
Составьте телефонные диалоги.
1) Между одноклассниками о заданном домашнем задании.
2) Между друзьями о совместном походе на каток.
3) Между ребятами, посещающими одну спортивную секцию или кружок.
4) Между мамой и дочкой (сыном) с просьбой о помощи по хозяйству (мама задерживается на работе).
- Обсуждение диалогов.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Составить этикетный диалог телефонного разговора с бабушкой.
VI. ИТОГ УРОКА
- Вопрос учащимся.
— Какие правила поведения во время беседы вы знаете?