Канцлерская демократия - термин используется для определения системы правления, которая характерна для некоторых государств с парламентской системой правления, в частности для Германии, Австрии и других стран, где ведущая роль в правительстве принадлежит его главе - канцлеру. Так, в этих странах партия, которая побеждает на федеральных выборах, инициирует создание коалиционного правительства с политическим партнером, что исповедует родственные или достаточно близки основополагающие принципы и подходы к решению актуальных вопросов социально-экономического развития. Образованию такого правительства предшествует разработка и подписание коалиционного соглашения двух (или более) партий. Важным является и такое положение, что меньшая партия имеет достаточно ощутимое влияние на доминирующего партнера по коалиции, она не теряет своего политического профиля и стремится, как и ее партнер, реализовывать свою предвыборную программу, положения коалиционного соглашения и т.д. Здесь избирательные программы, коалиционное соглашение - это документы, которые всегда в поле зрения как правящих, так и оппозиционных политических сил. За то, что периодически происходят земельные выборы, правительственные партии вынуждены заботиться о своем реноме. Ведь сбой на федеральном уровне сразу же сказывается на земельных выборах, на результатах выборов в Европарламент и т.д.
За системы так называемой канцлерской демократии главным действующим лицом правительства, политической фигурой страны является федеральный канцлер. Ему принадлежит "директивная " компетентность": именно он определяет, какой должна быть внутренняя и внешняя политика государства, он несет ответственность за эту политику. Немалый опыт именно такой демократии, скажем, в ФРГ способствовал и тому, что эти принципы правительственно-политической системы даже не подвергались сомнениям в процессе вхождение земель бывшей ГДР в состав и на конституционных принципах Западной Германии.
Соответствии с конституционными положениями канцлером становится лидер политической партии, победившей на федеральных выборах, которого формально, то есть официально, назначает президент. Показательной в этом отношении является практика формирования правительственного кабинета. Члены правительства назначаются федеральным президентом именно по предложению канцлера. Согласно букве закона члены правительства не должны быть обязательно членами парламента, но по существующей практике они в основном всегда являются таковыми.
Члены правительства коллективно и индивидуально несут политическую ответственность перед парламентом. Но существенным является положение, что канцлер и в целом правительство опирается на парламентское большинство. Поэтому провести свое решение, настоять на собственном подходе правительство всегда имеет возможность. Исходя из этого несложно спрогнозировать принятия того или иного решения немецким или австрийским парламентом по вопросам, законопроектов, которые инициирует правительство.
Достойно внимания также положения об укреплении позиции главы и всего правительства ФРГ благодаря конструктивного вотума недоверия. В соответствии с конституционными положениями и требованиями, он означает, что свергнуть канцлера не так просто. Для этого новый кандидат на эту должность должен опираться на новое парламентское большинство. Иначе федеральный канцлер останется на своем посту. Подчеркнем, что этим положением авторы основного закона воплотили выводы из опыта первой демократической практики Германии, потерпела неудачу. В период Веймарской республики, то есть в 20-е годы XX ст., постоянно образовывались парламентские большинства, которые имели целью свергнуть власть главы правительства. В то же время те же самые партии никак не могли договориться о том, кто же должен возглавить новое правительство. Это приводило к длительной нестабильности и частой смены правительственного кабинета. Конструктивный вотум недоверия, наоборот, предстает гарантом стабильности. В течение полувековой истории ФРГ к нему прибегали лишь дважды: в 1972 г., когда ХДС/ ХСС сделали неудачную попытку сбросить. Брандта, а во вторых через 10 лет в 1982 г., когда Г. Коль - на этот раз успешно, заменил на посту тогдашнего канцлера Г. Шмидта. Положение о конструктивном вотуме недоверия достаточно актуален для отечественной практики, особенно учитывая потребности будущей реформы политической системы.
Федеральное правительство по К. д. работает на принципах коллегиальности, но каждый министр несет личную ответственность за свою сферу, за соответствующий участок. Однако федеральный министр не может быть уволен парламентом, а только федеральным канцлером. Парламент имеет право только не одобрять деятельность того или иного министра или же требовать его отставки. Право принимать кадровое решение остается конституционной прерогативой канцлера. Все это также является гарантией того, что правительство в целом более уверенно может выполнять свои функции.
Несмотря на расхождения в позициях министров, решения принимаются от имени всего правительства, в соответствии с принципом коллегиальности. Только так, согласно Основному закону, обеспечивается единство политики правительства. Правда, действительность и конституционная норма здесь резко расходятся: в спорных случаях решение принимает сначала и в основном сам глава правительства. После этого свое веское слово должна сказать фракция его партии в парламенте и, конечно, партнер по коалиции. Последний в таких случаях пытается показать свой характер, свою значимость.
Demokratie in der Bundesrepublik Deutschland. - Bonn, 1995; Die Demokratie der Bundesrepublik Deutschland. - Berlin, 2002; Die politischen Parteien in Deutschland, 1999. - Meunchen, 2001; Сравнительный анализ политических структур Украины и Австрии. - Львов, 1996; Новые политические измерения объединенной Германии // Трибуна. - 2002. - Nb 9-10.