Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Кант (Kant) Иммануил (22.04.1724 - 12.02.1804) - немецкий философ, основатель немецкой классической философии и политической мысли, теоретик агностицизма и априоризма, непознанных "вещей в себе", системы этики, стержнем которой является априорный моральный закон - категорический императив. Родился и прожил всю жизнь в Кюнігсберзі (ныне Калининград), где окончил университет (1745 г.), а потом работал в нем доцентом (1755 - 1770 гг.) и профессором философии (1770 - 1796 гг.). Социальные и политологические идеи изложены в работах: "Критика чистого разума" (1781), "Критика практического разума" (1788), "Критика способности суждения" (1790), "О основоположения метафизики нравов", "Пролегомены", "Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения", "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане" (1784), "К вечному миру" (1795), "Метафизические основы учения о праве" и др.

К. изложил основы немецкой школы общественного договора, исследовал проблемы естественных прав человека, правового государства, нормативизма, гражданского общества, свободы личности, соотношение свободы, права и морали, взаимовлияния морали и государства, разделения властей, искусства политического управления народом, вопросы внешней политики.

Исходный принцип социально-политической философии К. - принцип свободы, исследуется в двух аспектах - морально-этическом и философско-историческом. Человек, по К., - двойственная, противоречивая существо: сочетает в себе ум и чувственность. Как существо разумное он должен выполнять общие моральные законы, как чувственная - стремится к личной цели и собственного счастья. Как существо эмпирическая она подчиняется закону причинности и не может быть свободным. Как "вещь в себе" человек полностью свободен и действует согласно закону свободы, нравственным законом - категорическим императивом, который выступает у Канта основным законом ума и подается в трех формах: 1) моральный закон требует действовать вопреки личным склонностям, руководствуясь общим и необходимым долгом; 2) человек является абсолютной ценностью и целью сама по себе, а не средством для других людей; 3) общество, состоящее из таких лиц, является "царством целей", реализация практического, то есть морального разума. Поскольку такой реализации противоречат личные интересы, то нужны духовные усилия, чтобы их преодолеть. Наличие таких усилий является признаком наличия свободы воли как основной особенности человека.

Мыслитель выводит правила категорического императива: 1) "поступай только согласно такой максимой, руководствуясь которой ты в тоже время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом"; 2) "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относись к нему только как к средству". Другими словами, по К., человек может быть только средством для достижения собственной цели, а сама по себе является абсолютной целью, воплощением достоинства, чистой свободы воли, воли в себе и для себя, независимо от происхождения, общественного статуса, воплощением добродетелей, то есть вечных моральных правил, которые являются общепринятыми и общеобязательными для всех времен и народов, многие из которых становятся общепризнанными законами.

К. считал, что целью человечества должно быть развитие и осуществление свободы, равенства и справедливости, создания процветающего гражданского общества, т.е. достижение всеобщего правового гражданского состояния. Цель гражданского общества К. видит в счастье граждан, воплощении принципа самоценности каждой личности, а цель государства - в торжестве идеи права и приоритете норм закона. Категорический императив требует, чтобы государство стало исключительно правовой организацией, где власть принадлежит суверенному народу. Но, провозгласив принцип суверенитета, К. в то же время отмечает, что он не является сторонником действительно широкой демократии. В подтверждение своей позиции он предлагает дифференцировать всех граждан на активных и пассивных (лишенных избирательного права). К категории последних он относит тех, кто вынужден добывать себе средства существования, лишь выполняя распоряжения других, то есть социальные низы.

По К., право не зависит от общественных отношений и основывается на естественном всеобщему законе свободы, которое возникает как общеобязательный для всех нравственный закон, который детерминируется внутренним регулятором - нравственным долгом. Руководствуясь им, люди будут направлять свои действия в пределах морального поведения. Если же человек руководствуется в своих поступках другими мотивами или нормам, то такие действия уже будут не моральными, а легальными, то есть подчиненными праву, которое делится на естественное и позитивное, публичное и частное. Самое существенное отличие права от морали - принуждение, которое применяется государством для восстановления нарушенной справедливости. Истинное же назначение права - надежно гарантировать морали то социальное пространство, в котором бы она имела возможность себя нормально проявить, в котором можно было бы без помех реализовывать свободу индивида. Именно в этом заключается сущность кантовской идеи о нравственную основу права.

Противоречие долга и склонности решается, по К., в бесконечном прогрессе. Но человек - конечное существо, поэтому нужна большая арена для осуществления свободы. Такой ареной является всемирная история как развитие общества - "царства целей". История полна противоречий. Люди стремятся к личной цели, определенного "плана природы". К. раскрывает основные черты механизма социально-исторического развития. Социальная история имеет закономерный характер, ее назначение - развитие всех задатков человека. Эти задатки всесторонне раскрываются не в индивиде, потому что время его жизни короткий, а в роде, вследствие передачи опыта от поколения к поколению.

Своеобразие человека в познании и деятельности, труда, а все достижения - "плоды ее рук". Благодаря труду образуется поступательный ход истории. Средством, которым осуществляется развитие всех задатков, является социальный антагонизм, "недоброжелательное общение людей", их склонность вступать в сотрудничество, связанное с постоянным сопротивлением, что угрожает обществу разъединением. Этот антагонизм присущ природе человека: без общения человек не может развить способности, но при этом она исходит из собственных потребностей, а не из потребностей других. Следовательно, осуществляется движение от грубости к культуре - социальной ценности человека. Для ее развития нужен особый тип общества - правовое гражданское общество, где можно совместить собственную свободу со свободой всех людей. Такое общество предполагает правовые отношения и между всеми государствами, идея гражданства распространяется К. на все человечество. Основная черта идеального строя - невозможность войн, гостеприимство, вечный мир между народами. Внутренними условиями К. считал республиканский строй в каждом государстве, свободу и равенство, общеобязательность законов, а не прихотей отдельных лиц. Внешняя условие - федерализм государств, свободных и равноправных. Социально-исторические идеи К. сохраняют свою теоретическую и практическую актуальность и в условиях современности.

Формы политического правления К. разделяет на деспотические, автократические, аристократические, демократические и республиканские, отдавая предпочтение автократии в виде абсолютной монархии "короля с большим взлетом души, который умеет взнуздать себя справедливостью". Демократия для мыслителя - "очень сложная" форма политического правления. Переход от абсолютной к конституционной монархии желателен, но исключительно в условиях мирного реформирования и дарения народа Основного закона самим монархом.

Мыслитель считал, что разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную должен осуществляться по принципу взаимопомощи и координации властных ветвей, а не по принципу сдержек и противовесов. Мирное реформирование должно осуществлять не законодательная, а исполнительная власть. Самая главная обязанность государственной власти, по К., заключается в охране частной собственности граждан.

К. понимал, что процесс исторического развития приводит к необходимости менять политико - юридические институты. Но осуществлять такие изменения, по его мнению, нужно не спеша, медленными реформами сверху, исключая вооруженную борьбу, которая опасна для народа и страны тем, что может привести к хаосу анархии и преступлений. Канта с полным правом можно считать одним из ранних и типичных идеологов социального реформизма.

В сфере международной политики К. обосновывал принципы неприкосновенности границ, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела других государств, правомерности исключительно оборонительных войн, недопустимости применения жестоких средств ведения боевых действий, гуманного обращения с военнопленными, шпионажа, тайных убийств, ограбления мирного населения и т.д. Мыслитель, исходя из права народов на "вечный мир", выдвигал идеи нейтралитета, обосновывал право коалиций, право гарантий в международных отношениях, поддерживал международное развитие торговых и культурных связей.

К. выдвигает проект установления "вечного мира". Но достичь его можно лишь в отдаленном будущем при условии создания федерации самостоятельных равноправных государств, построенных по республиканскому типу. По убеждению философа, создание такого космополитического союза в конце концов неизбежно. Залогом этого должны служить просвещение и воспитание народов, благоразумие и добрая воля правителей, а также экономические, коммерческие, культурные и духовные потребности наций.

Асмус В. Ф. Иммануила Канта. - М., 1973, Баскин Ю. Я. Кант. - М., 1984; Гулыга А. В. Кант. - М., 1977; Длугач Т. Б. Ы. Кант: от ранних произведений к "Критике чистого разума". - М., 1990; Антология мировой политической мысли: В 5 т. - М., 1991; История политических и правовых учений / Под. ред. В. С. Нерсесянца. - М., 1996; Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. - 2-е изд. - М., 1989; Философия политики: Краткий энциклопедический словарь / Авт.-сост.: В. П. Андрущенко и др. - К., 2002;

Г. Калінічева