66 Какую роль играют религиозные организации и движения в политической системе общества? Религиозные проблемы стоят сейчас перед Украиной?
Религия играет заметную роль в жизни любого общества и государства. Взаимоотношения между религией и политикой довольно сложные и при определенных исторических условиях проявляются по-разному. Религия как одна из форм общественного сознания по-своему объясняет мир, регулирует отношения между людьми.
Сложное взаимодействие политики и религии объясняют по-разному. По мнению одних исследователей, религия и политика - явления абсолютно не совместимы. Это два разных мира, которые не пересекаются. Они считают, что принципиальное различие между этими категориями связана с практической деятельностью. Свое мнение они обосновывают тем, что христианством слишком часто злоупотребляли для отстаивания сугубо групповых целей.
Сторонники другой точки зрения, наоборот, подчеркивают, что христианство на протяжении веков сплачивало людей для борьбы против внешних врагов, для преодоления внутренних кризисов. Таким образом, оно включалось в круг политических институтов и в массовом сознании воспринималось как идеология. Отметим, что это характерно не только для христианства, но и для других религий.
И наконец, еще один взгляд заключается в прямом отождествлении религии и политики. Такие убеждения свойственны марксизма, который рассматривал служителей церкви как политических противников, а антирелігійній борьбе предоставлял политического характера.
Найкоректнішою является тезис о взаимовлиянии политики и религии на нескольких уровнях: духовных явлений, организаций, отдельных людей.
Какие типы взаимодействия политики и религии? Самый распространенный из них - государственная религия, которая в основном выполняет функцию поддержки и оправдания ценностей того или иного общества. Государственная религия существует в Великобритании, Исландии, Дании, Швеции, Норвегии и большинстве мусульманских стран.
Второй тип - «общественная религия». Как правило, такой статус имеет религия в тех демократических государствах, где предоставляется свобода выбора той или иной веры. В таких странах государство согласовывает отношения между политикой и религией, учитывая интересы представителей различных вероисповеданий, но так, чтобы при этом не нарушались права неверующих граждан.
Третий тип - «мировоззренческая религия» - заключается в том, что религиозные верования идентифицируют с определенными политическими и идеологическими убеждениями. При таких условиях церковь устанавливает единственно правильный для ее последователей социально-политическую ориентацию. Такого принципа, в частности, придерживается католическая церковь.
Четвертый тип взаимодействия - теократическая модель - характерный для современных мусульманских стран, в которых кое-где происходит объединение светской и духовной властей или даже ликвидация светской. Например, в Иране аятолла Хомейни разработал концепцию, по которой фактически обосновывается необходимость ликвидации светской власти с целью предоставления обществу истинно исламского характера путем создания мусульманской общины - государства.
Политика и религия имеют ряд общих функций, однако следует помнить, что некоторые из них, например интегративная, при определенных обстоятельствах могут превратиться в дезінтегративні.
Диалектика взаимодействия политики и религии проявляется в политизации религии и релігієзації политики.
Релігієзація политики проявляется в необходимости учета степени религиозности общества и отношения к религии различных слоев населения; осознании роли верующих и их организаций в решении социально-экономических задач; использовании религиозного фактора для достижения политических целей; демократическом общении государственных и партийных лидеров с церковью; создании возможностей для религиозного воспитания в негосударственных учебных и воспитательных заведениях; использовании церковью государственных средств массовой информации для пропаганды вероучений; разработке политики, что обеспечивает нормальные условия для верующих.
Политизация религии находит свое проявление в: участия служителей культа и религиозных организаций в политической деятельности; функционировании политических партий и движений на религиозной основе; участия церкви в урегулировании политических и социальных конфликтов и т.д.
Состояние религиозной жизни в современной Украине тождественен общеполитическом, хотя церковь уже давно отделена от государства, а отношения между ними регулируются законодательно. 23 апреля 1991 г. был принят Закон Украинской ССР «О свободе совести и религиозные организации», а 23 декабря 1993 г. Закон Украины «О внесении дополнений и изменений в Закон Украинской ССР «О свободе совести и религиозные организации». На государственном уровне проблемы религиозной жизни регулируются ст. 35 Конституции Украины. Наряду с высшими государственными структурами этими вопросами занимаются Государственный комитет Украины по делам религий и отделы по делам религий областных государственных администраций.
Украина - многоконфессиональное государство. В ней официально действуют свыше 24,3 тыс. религиозных общин 105 конфессий, направлений и сект.
Из зарегистрированных религиозных организаций на начало 2001 г. насчитывалось: православных - 13 159, католических - 4275, протестантских - 6099, общин иудейского вероисповедания - 238, общин мусульман - 357, организаций восточных культов - 73, других - 110. Кроме того, действовали 1094 незарегистрированные религиозные организации. Самыми многочисленными среди них являются Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ-КП), Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ), Римско - католическая церковь (РКЦ); евангельские христиане - баптисты (ЕХБ); христиане веры евангельской (ХВЕ); адвентисты седьмого дня (АСД); свидетели Иеговы; мусульманская, реформатская и иудаистская церкви.
В результате демократических преобразований в Украине религиозные организации получили широкие возможности относительно международных отношений с единоверцами. Уже стали традиционными двусторонние обмены делегациями, выезды верующих Украины к разных стран, участие в международных конгрессах и конференциях. Широко практикуются визиты иностранных священнослужителей и миссионеров по приглашению религиозных организаций Украины. Так, в июне
Таблица
Религиозные организации в Украине (на начало 2001 г.)
Религиозные организации | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
Всего | 15 784 | 17 045 | 18 162 | 19 631 | 21 018 | 22 518 | 24 311 |
Центры, управления (епархии, діецезії т.д) | 154 | 161 | 179 | 192 | 204 | 221 | 241 |
Общины | 15 309 | 16 583 | 17613 | 19 005 | 20 309 | 21 693 | 23 400 |
Монастыри | 152 | 147 | 172 | 198 | 232 | 250 | 277 |
Миссии | 91 | 79 | 104 | 123 | 144 | 184 | 214 |
Братства | 29 | 17 | 26 | 27 | 35 | 49 | 53 |
Духовные учебные заведения | 49 | 58 | 68 | 86 | 94 | 121 | 126 |
Количество священнослужителей | 14018 | 15315 | 16 429 | 17 798 | 19312 | 21 281 | 22 626 |
Количество воскресных школ | 4529 | 4597 | 5032 | 5642 | 6400 | 7165 | 7684 |
2001 г. состоялся визит в Украину Папы Римского Иоанна Павла II, который имел духовное, общественное и политическое значение. Это был официальный визит высшего правителя Государства Ватикан по приглашению Президента Украины и одновременно паломничество Вселенского архиерея как главы Католической церкви к своим верным. Встреча с Иоанном Павлом II подтвердила приверженность украинцев к европейскому пути развития государства.
Религиозные проблемы стоят сейчас перед Украиной?
Во-первых, это раскол в Украинской православной церкви, ведь раздроблено на три ветви православия - явление деструктивное и противоестественное. УПЦ-МП, УПЦ-КП и УГКЦ ведут между собой жесткую борьбу за храмы, прихожан, финансы. Они обременены внутренними проблемами развития церковных структур (управления, школ, монастырей, миссий, издательств и т.д.). Эти церкви активно ищут сторонников в Украине и за ее пределами.
Во-вторых, раздор и противостояние, воинственная атмосфера в наиболее многочисленной и самой влиятельной Украинской православной церкви негативно сказались и на других конфессиях (иудейской, мусульманской и др.).
В-третьих, отдельные народные депутаты Украины, движения и партии, в надежде на политические дивиденды, прибегли к политизации религии, причинив обществу значительный урон.
В-четвертых, негативно влияет на религиозную обстановку в государстве активное внедрение зарубежными миссионерами нетрадиционных для Украины религиозных течений. Украина стала своеобразным полигоном для современного оккультизма (спиритизма, экстрасенсов, астрологов, прорицателей и т.п.).