Четыре представительницы Европы - ФРГ, Италия, Франция и Великобритания являются членами "большой семерки". Это лидеры не только Европы, но и всего мира.
Треть промышленной продукции Европы и две трети ее экспорта приходится на машиностроение, которое достигло нынешнего уровня благодаря трудовому и научно-техническому потенциалу Европы.
Высоким характеризуется развитием автомобилестроения. Европа - крупнейший в мире производитель станков, оптики, металлоемких машин и конструкций и т.п.
Химическая промышленность занимает в Европе второе по значению место после машиностроения. Ранее эта промышленность ориентировалась на использование в качестве сырья уголь и солей, ныне широко использует нефть, развивается преимущественно вблизи районов добычи нефти или мест ее поступления.
В производстве электроэнергии преобладают тепловые станции. При их размещении ориентируются на источники угля и привозное топливо. Большую роль играет атомная энергетика.
Черная металлургия Европы ориентируется на бассейны угля и железной руды и на импортируемое сырье и топливо.
Алюминиевая промышленность приближена к источникам электроэнергии (Норвегия, ФРГ, Швеция), а также запасов сырья (Венгрия, Франция, Италия). Размещение предприятий медной промышленности обусловлено факторами, связанными с ввозом сырья из развивающихся стран.
Лесная промышленность развита в странах, где много лесов.
Легкая промышленность Европы традиционно высокоразвитая. В Англии, Италии, Франции, Польше есть старые текстильные районы, а в Португалии и странах Восточной Европы возникают новые.
В Западной Европе насчитывается 400 городских агломераций и около 100 промышленных районов. В старых промышленных районах развиваются преимущественно базовые отрасли, например в Руре.
В Европе немало относительно отсталых районов. Население в них занимается преимущественно сельским хозяйством. Это юг Италии, запад Франции, центр Испании и Португалии.
Сельское хозяйство.
В Европе сложились три основных типа сельского хозяйства - северо-, средне - и южно-европейский.
В первом преобладает интенсивное молочное животноводство. Во втором, кроме выращивания крупного рогатого скота, важную роль также играют свиноводство, птицеводство и растениеводство. В южно-европейском типе растениеводство преобладает над гірськопасовищним животноводством.
Транспорт
Европа - регион высокоразвитого транспорта. Европу нельзя представить без автомобиля, железнодорожный транспорт остается основным по объему перевозок, хорошо развит речной транспорт. С Северного моря можно попасть к Черному морю по пути Рейн - Майн - Дунай.
Роль морского транспорта большая и сейчас, особенно в островных и напивостривних государствах. Например, в Великобритании он обеспечивает 90% грузооборота.
Европа известна прежде всего как экспортер капитала, информационных технологий, промышленной продукции и как импортер сырья и полуфабрикатов сельскохозяйственной продукции, изделий легкой промышленности и продукции химической и металлургической промышленности, изготовление которой прибыльнее в развивающихся странах, учитывая дешевую рабочую силу и либеральные экологические стандарты.
Регионы Европы
В пределах Европы выделяют четыре крупные регионы.
Первый регион - Восточная Европа (Польша, Украина, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Югославия, Македония, страны Балтии, Россия).
Второй регион - Средняя Европа (Великобритания, Франция, ФРГ, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Швейцария, Австрия, Лихтенштейн,Ирландия).
Третий регион - Северная Европа (Исландия, Финляндия, Швеция,Норвегия, Дания)
Четвертый регион - Южная Европа (Испания, Португалия, Италия, Греция, Албания, Андорра, Монако, Сан - Марино).
В основу разделения Европы на регионы возложена историко-географические факторы.