Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

 

УРОК № 69

Тема. Обобщение и систематизация изученного по теме «Предложение с обособленными членами»

 

Цель: обобщить изученное и систематизировать теоретический материал по теме, совершенствовать умения и навыки синтаксического разбора предложения с обособленными членами; развивать осознанное восприятие и воспроизведение услышанного, устную и письменную речь, анализировать языковой материал и применять знания на практике; воспитывать интерес к изучению народных традиций.

Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал, толковые словари.

ХОД УРОКА

Там, где вырождаются цветы, не может жить человек.

Наполеон I

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Работа у доски по карточкам.

Карточка 1

Записать предложение. Выполнить его синтаксический разбор. Объяснить постановку знаков препинания.

Живой мир нашей планеты богатейшая кладовая форм необходимых для выведения новых культурных сортов растений и пород домашних животных.___________________

 

Карточка 2

Записать предложение. Выполнить его синтаксический разбор. Объяснить постановку знаков препинания.

Однако несмотря на свою ловкость и быстроту прыткая ящерица далеко от дома не уходит._____________________

 

Карточка 3

Записать предложение. Выполнить его синтаксический разбор. Объяснить постановку знаков препинания.

Вскоре птицы совсем замолкли кроме одной какой-то упрямой. (И. Гончаров)_______________________________

 

2. Проверка домашнего задания.

3. Беседа.

— Что такое обособление?

— В каких случаях обособляются определения?

— Когда обособляются обстоятельства?

— Какие члены предложения называются уточняющими?

— Могут ли быть подлежащее и сказуемое обособленными? А однородными?

 

IV. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

1. Коллективная работа с текстами.

1) Выразительно прочитайте текст «Подсолнечник».

 

Подсолнечник

Очень давно, почти 500 лет назад, в Европе появилась семейка этого необыкновенного цветка, похожего на маленькое солнце.

И в России, где подсолнечник начали выращивать около трехсот лет назад, его считали цветком. Родина подсолнечника — Америка. Коренные жители Америки — индейцы — заметили, что цветок, своей формой напоминающий солнце, всегда повернут головой к нему. Поэтому и назвали подсолнечник «цветок солнца», «сын солнца» (похожий на солнце). И у русских он считается другом солнца, его называют подсолнечник или подсолнух.

(Из календаря)

— Как вы понимаете слово «коренные»? Сравните словосочетания «коренные жители» и «коренная лошадь». Что они означают? При затруднении обратитесь к толковому словарю.

— Как называется «цветок солнца» по-украински? (Соняшник.) Что вы думаете о происхождении этого названия? Дайте объяснение в двух-трех предложениях.

— Сравните написание и произношение слов солнце, его, считали, подсолнечник.

— Найдите в тексте слова с буквами, обозначающими два звука. Выпишите их.

— Устно перескажите текст, используя предложения с обособленными членами.

2) Молча прочитайте стихотворение. Как бы вы его читали своему младшему брату или сестре? Прочитайте стихотворение вслух.

Под солнышком подсолнечник,

Когда денек погожий,

Весь день глядит на солнышко,

Сам на себя похожий.

Плывет кораблик — солнышко,

Вокруг лучи кольцом,

И целый день подсолнечник

Стоит к нему лицом.

(Е. Трутнева)

— Как вы понимаете слово «погожий»? Подберите к нему синонимы.

— Найдите предложение с обособленным членом, охарактеризуйте его.

2. Работа с учебником.

(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнения из учебника.)

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Оценивание учебных достижений учащихся.

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал.

2. Написать сочинение-миниатюру (10—12 предложений) о «цветке солнца», используя обособленные члены предложения. Будущие поэты могут попробовать написать маленькое стихотворение на русском языке или перевести стихотворение Е. Трутневой на украинский.