Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Схема наблюдения за проявлениями девиантного поведения личности (карта Д. Стотта)

 

I. НД - недоверие к новым людям, вещей, ситуаций. Это приводит к тому, что любой успех стоит ребенку огромных усилий. От 1 до 11 - менее явные симптомы, от 12 до 17 - симптомы явного нарушения.

1. Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине.

2. Плачет, когда ей делают замечания.

3. Никогда не предлагает никому никакой помощи, но охотно оказывает ее, когда ее просят об этом.

4. Ребенок “подчиненная” (соглашается на “невиграшні роли”, например, во время игры бегает за мячом, когда последние спокойно на это смотрят).

5. Слишком тревожная, чтобы быть непослушным.

6. Говорит неправду через боязнь.

7. Любит, когда к ней проявляют симпатию, но не просит об этом.

8. Никогда не приносит учителю цветов или других подарков, хотя его товарищи часто это делают.

9. Никогда не приносит и показывает учителю найденные им вещей или каких-нибудь мелочей, хотя его товарищи часто это делают.

10. Имеет только одного хорошего друга и, как правило, игнорирует других мальчиков и девочек в классе.

11. Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на нее внимание. Желает быть замеченной.

12. Не подходит к учителю по собственной инициативе.

13. Слишком застенчив, чтобы просить о чем-либо (например, о помощи).

14. Легко становится “нервной”, плачет, краснеет, если ему задают вопросы.

15. Легко устраняется от активного участия в игре.

16. Говорит невыразительно, бормочет, особенно, когда с ней здороваются.

 

II. Д - Депрессия. В более легкой форме (симптомы 1-6) время от времени наблюдаются разного рода перепады активности, смена настроения. Наличие симптомов 7 и 8 свидетельствует о склонности к раздражению и физиологическое истощение. Симптомы 9 - 20 отражают более острые формы депрессии. Пунктам синдрома Д обычно сопутствующие выраженные синдромы ВВ и ТВ, особенно в крайних формах депрессии, что может свидетельствовать о депрессивное истощения.

1. Во время ответа на уроке ребенок иногда старательная, иногда ни о чем не беспокоится.

2. В зависимости от самочувствия либо просит о помощи в выполнении задач, или нет.

3. Ведет себя по-разному. Степень усердия в учебной работе меняется почти ежедневно.

4. В играх иногда активная, иногда апатичная.

5. В свободное время иногда проявляет полное отсутствие интереса к чему.

6. Выполняя ручную работу, иногда старательная, иногда нет.

7. Нетерпеливая, теряет интерес к работе по мере ее выполнения.

8. Разъяренная, иногда до умопомрачения.

9. Может работать сам-на-сам, но быстро устает.

10. Для ручной работы не хватает физических сил.

11. Вялая, не проявляет инициативы (в классе).

12. Апатичная, пассивная, невнимательна.

13. Часто наблюдаются внезапные и резкие спады настроения.

14. Движения замедленные.

15. Слишком апатичная, чтобы за что-нибудь переживать (и, соответственно, ни к кому не обращается с просьбой помочь).

16. Взгляд “тупой” и равнодушен.

17. Всегда ленивая и апатичная в играх.

18. Часто мечтает наяву.

19. Говорит невыразительно, бормочет.

20. Вызывает жалость (подавленная, несчастная), редко смеется.

 

III. Погружение “в себя”. Избегание контактов с людьми, самоустранение. Защитное наставление относительно любых контактов с людьми, неприятие проявлений любви к ребенку.

1. Абсолютно никогда ни с кем не здоровается.

2. Не реагирует на приветствие.

3. Не проявляет доброжелательность к другим людям.

4. Избегает разговоров, заперта.

5. Мечтает и занимается чем-то вместо школьных занятий (живет в другом мире).

6. Совсем не проявляет интереса к ручной работе.

7. Не проявляет интереса к коллективным играм.

8. Избегает других людей.

9. Держится в стороне от взрослых.

10. Совершенно изолируется от других детей, к ней невозможно приблизиться.

11. Кажется, будто совсем не замечает других людей.

12. В разговоре беспокоен, сбивается с темы разговора.

13. Ведет себя подобно “настороженной животные”.

 

IV. ТВ - тревожность по отношению до взрослых. Беспокойство и неуверенность в том, интересуются ребенком взрослые, любят ее. Симптомы 1-6 - ребенок пытается удостовериться, “принимают”, любят ее взрослые. Симптомы 7-10 - привлекает к себе внимание и преувеличенно добивается любви взрослых. Симптомы 11-16 - проявляет большое беспокойство относительно того, “принимают” ее взрослые.

1. Очень охотно выполняет свои обязанности.

2. Обнаруживает чрезмерное желание здороваться с учителем.

3. Слишком разговорчивая (докучает своей болтовней).

4. Очень охотно приносит цветы и другие подарки учителю.

5. Очень часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, цветы, рисунки и т.д.

6. Слишком доброжелательная по отношению к учителю.

7. Преувеличено много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.

8. “Подлизывается”, стремится понравиться учителю.

9. Всегда находит предлог занять учителя своим лицом.

10. Постоянно нуждается в помощи и контроля со стороны учителя.

11. Добивается симпатии учителя. Приходит к нему с разными мелкими делами, жалобами на товарищей.

12. Пытается “монополизировать” учителя (“занимать” его исключительно собственной персоной).

13. Рассказывает фантастические, вымышленные истории.

14. Пытается заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатию.

15. Чрезмерно обеспокоена тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатию.

16. Полностью “устраняется”, если ее усилия не достигают успеха.

 

V. ВВ - враждебность по отношению к взрослых. Симптомы 1-4 - ребенок проявляет различные формы неприятия взрослых, что могут быть началом враждебности или депрессии. Симптомы 5-9 - относится к взрослых то враждебно, то старается добиться их хорошего отношения. Симптомы 10-17 - открытая враждебность, что проявляется в асоциальном поведении. Симптомы 18-24 - полная неуправляемость, привычная враждебность.

1. Переменная в настроении.

2. Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в хорошем настроении.

3. Обнаруживает настойчивость в ручной работе.

4. Часто находится в плохом настроении.

5. По соответствующего настроения обнаруживает свою помощь или услуги.

6. Когда о чем-то просит учителя, то бывает иногда очень искренней, иногда - равнодушным.

7. Иногда стремится, а иногда избегает здороваться с учителем.

8. В ответ на приветствие может выражать злость или подозрительность.

9. Время доброжелательная, порой - в плохом настроении.

10. Очень изменчива в поведении. Иногда кажется, что он умышленно плохо выполняет работу.

11. Портит общественную и свою собственность.

12. Вульгарная речь, рассказы, стихи, рисунки.

13. Неприятная, особенно когда защищается от обвинений по отношению к ней.

14. “Бормочет под нос”, если чем-то недовольна.

15. Негативно относится к замечаниям.

16. Время и без затруднений говорит неправду без любого повода.

17. Раз или два была замечена в краже денег, сладостей, ценных предметов.

18. Всегда на что-то претендует и считает, что несправедливо наказана.

19. “Дикий” взгляд. Смотрит “исподлобья”.

20. Очень непослушен, не соблюдает дисциплину.

21. Агрессивная (кричит, угрожает, применяет силу).

22. Охотно дружит с так называемыми “подозрительными типами”.

23. Часто ворует деньги, сладости, ценные предметы.

24. Ведет себя неприлично.

 

VI. ТД - тревога по отношению к детей. Тревога ребенка относительно восприятия себя другими детьми. Порой она приобретает формы открытой враждебности. Все симптомы одинаково важны.

1. “Играет героя”, особенно когда ему делают замечания.

2. Не может удержаться, чтобы не “играть” перед окружающими.

3. Склонна “корчить из себя дурачка”.

4. Слишком смелая (рискует без потребности).

5. Беспокоится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством. Навязывается другим, ею легко управлять.

6. Любит находиться в центре внимания.

7. Играется исключительно (или почти исключительно) с детьми, старше себя.

8. Добивается занять ответственный пост, но опасается, что не справится с ним.

9. Хвастается перед другими детьми.

10. Паясничает (строит из себя шута).

11. Шумно ведет себя, когда учителя нет в классе.

12. Одевается с вызовом.

13. С восторгом портит общественную собственность.

14. Глупые выходки в группе сверстников.

15. Подражает хулиганским проделкам других.

 

VII. А - недостаток социальной нормативности (асоциальность). Неуверенность в одобрении взрослых, что проявляется в различных формах негативизма. Симптомы 1-5 - отсутствие попыток понравиться взрослым. Безразличие и отсутствие заинтересованности в хороших отношениях с ними. Симптомы 5 -9 у старших детей могут указывать на определенный степень независимости. Симптомы 10-16 - отсутствие моральной аккуратности в мелочах. Симптом 16 - ребенок считает, что взрослые недоброжелательные, вмешиваются в ее жизнь, не имея на это права.

1. Не заинтересована в обучении.

2. Работает в школе только тогда, когда над ним “стоят” или когда его заставляют работать.

3. Работает вне школы только тогда, когда его контролируют или заставляют работать.

4. Не застенчивая, но проявляет безразличие при ответе на вопросы учителя.

5. Не застенчивая. Но никогда не просит о помощи.

6. Никогда добровольно не берется за одну работу.

7. Не заинтересована в одобрении или неодобрении взрослых.

8. Сводит к минимуму контакты с учителем, но нормально общается с другими людьми.

9. Избегает учителя, но разговаривает с другими людьми.

10. Списывает домашние задания.

11. Берет чужие книги без разрешения.

12. Эгоистична, любит интриги, намеренно мешает играть другим детям.

13. В играх с другими детьми проявляет хитрость и непорядочность.

14. “Нечестный игрок” (играет только для собственной пользы, обманывает в играх).

15. Не может смотреть прямо в глаза другому.

16. Скрытная и недоверчивая.

 

VIII. ВД - враждебность к детям. (От ревнивого соперничества до открытой враждебности).

1. Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, с удовольствием их пугает.

2. Порой очень недоброжелательная по отношению к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу ее общение.

3. Надоедает другим детям, пристает к ним.

4. Ругается, обижает других детей.

5. Пытается своими замечаниями создать определенные трудности у других детей.

6. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.

7. В основном находится в плохих отношениях с другими детьми.

8. Цепляется в более слабых детей.

9. Другие дети не любят или даже не переносят.

10. Дерется с детьми (кусается, царапается и т.п.).

 

IX. Н - неугомонность. Неугомонность, нетерпеливость, неспособность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания и рассуждений. Склонность к кратковременным и легких усилий. Избежания долговременных усилий.

1. Очень неопрятная.

2. Отказывается от контактов с другими детьми таким образом, что для них это очень неприятно.

3. Легко мирится с неудачами в ручном труде.

4. В играх совсем не владеет собой.

5. Непунктуальный, нестаранна. Часто забывает или теряет карандаши, книги, другие предметы.

6. Непоследовательная, безответственная в ручном труде.

7. Нестаранна в школьных занятиях.

8. Слишком неспокойная, чтобы работать самостоятельно.

9. В классе не может быть внимательным или длительно на чем-то сосредоточиться.

10. Не знает, что с собой делать. Ни на чем не может остановиться хотя бы на относительно непродолжительный срок.

11. Слишком беспокоен, чтобы запоминать замечания или указания взрослых.

X. ЭН - эмоциональное напряжение. Симптомы 1-5 свидетельствуют об эмоциональной незрелости ребенка, 6-7 - о серьезные страхи, 8-10 - о прогулах и непунктуальность.

1. Играет игрушками, слишком детскими для ее возраста.

2. Любит игры, но быстро теряет интерес к ним.

3. Слишком инфантильная в языке.

4. Слишком незрелая, чтобы прислушиваться и следовать указаниям.

5. Играет исключительно (преимущественно) с младшими детьми.

6. Слишком тревожная, чтобы решиться на что-нибудь.

7. Другие дети пристают к ней (она является “козлом отпущения”).

8. Часто подозревается в том, что прогуливает уроки, хотя на самом деле пыталась это сделать лишь раз или два.

9. Часто запаздывает.

10. Оставляет отдельные уроки.

11. Неорганизованная, несобранная.

12. Ведет себя в группе (классе) как посторонний, обездоленный.

XI. НС - Невротические симптомы. Г острота их может зависеть от возраста ребенка, они также могут быть следствием нарушения, что уже существовало до того.

1. Заикается, запинается. “Трудно вытянуть из него слово”.

2. Говорит беспорядочно.

3. Часто моргает.

4. Бесцельно двигает руками. Разнообразные “тики”.

5. Грызет ногти.

6. Ходит, подпрыгивая.

7. Сосет палец (старше 10 лет).

 

XII. С - неблагоприятные условия окружающей среды.

1. Часто отсутствует в школе.

2. Не бывает в школе по несколько дней подряд.

3. Родители сознательно лгут, оправдывая отсутствие ребенка в школе.

4. Вынужденная оставаться дома, чтобы помогать родителям.

5. Неопрятная, “замарашка”.

6. Выглядит так, как будто очень плохо питается.

7. Значительно уступает по привлекательности другим детям.

 

XIII. СР - сексуальное развитие.

1. Очень раннее развитие, чувствительность к противоположному полу.

2. Задержки полового развития.

3. Обнаруживает извращенные склонности.

 

XIV. РО - умственная отсталость.

1. Сильно отстает в учебе.

2. Слишком “тупая” для своего возраста.

3. Совсем не умеет читать.

4. Огромные недостатки в знании элементарной математики.

5. Совсем не понимает математики.

6. Другие дети относятся к ней, как к дурачка.

7. Просто неразумная.

 

XV. Б - болезни и органические нарушения.

1. Неправильное дыхание.

2. Частые простуды.

3. Частые кровотечения из носа.

4. Дышит через рот.

5. Склонность к заболеваниям ушей.

6. Склонность до кожных заболеваний.

7. Жалуется на частые боли в желудке и тошноту.

8. Частые головные боли.

9. Склонность к чрезмерному побледнение или покраснение.

10. Болезненные, покрасневшие веки.

11. Очень холодные руки.

12. Косоглазие.

13. Плохая координация движений.

14. Неестественные позы тела.

 

XVI. Ф - физические дефекты.

1. Плохой зрение.

2. Слабый слух.

3. Слишком маленькой рост.

4. Чрезмерная полнота.

5. Другие ненормальные особенности строения тела.

 

 

 

Карта наблюдения

Имя, фамилия___________________________________ Возраст________

Дата____________________ Класс___________

 

Нарушение

Неприспособленность

ВС

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11

12,13,14,15,16

Д

1,2,3,4,5,6,7,9,10

8,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20

В

1,2,3,4,5,6,7

8,9,10,11,12,13

ТВ

1,2,3,4,5,6,7,9,11,13,15

8,10,12,14,16

ВВ

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11

12,13,14,15,16,17,18,19,20

ТД

2,3,4,5,6,7,8,9,10

11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24

А

1,2,3,4,5,6,8,9,10,11

7,12,13,14,15,16

ВД

1,2,3,4,5

6,7,8,9,10

Н

1,3,4,5,6,7,8,9,10,11

2

ЭН

1,2,3,4,5,9,10

6,7,8,11,12

НС

2,3,4

1,5,6,7

С

1,2,3,4,5,6,7

 

СР

1,2

3

РО

1,2,3,4,5

6,7

X

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12

13,14

ф

1,2,4,5

3