Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

РАЗДЕЛ 2

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА ПО ОКАЗАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЛИЧНОСТЯМ С ДЕВИАЦИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ

 

Тема 5. Психологические основы профилактики и коррекции девиантного поведения личности

 

• Содержание, функции и этапы профилактики и коррекции девиантного поведения личности.

• Основные подходы к оказанию психологической помощи личности с девиантным поведением.

• Особенности профилактики девиантного поведения личности ребенка.

• Формы и методы профилактики и коррекции девиантного поведения личности.

• Проблема социально-психологической реабилитации личности с девиантным поведением.

• Особенности работы “телефона доверия” как анонимного консультирования личности, склонной к девиантного поведения.

 

Психолого-педагогическую помощь личности, склонной к девиантному поведению, можно рассматривать как комплекс социально-психологических и педагогических мероприятий, направленных на выявление и устранение условий, способствующих проявлениям девиантного поведения; создание предпосылок предупреждения отклонений в поведении, в частности, через пропаганду здорового образа жизни; создание благоприятного социально-психологического климата в микросоциальному окружении ребенка; создание возможностей для самореализации личности в обществе и т.д. Последнее, в частности, предусматривает организацию специальной работы психолога с девіантами, направленную на:

• расшатывание и разрушение девиантных настановлень, представлений, мотивов, стереотипов поведения и формирование новых, позитивных;

• развитие социальной активности, интереса к себе и окружающим, содействие в получении определенного статуса в положительно направленных группировках;

• обучение навыкам саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, умению осуществлять правильный выбор форм поведения;

• развитие интереса и способности к творчеству;

• оптимизацию положительного опыта, создание и закрепление образцов положительного поведения.

Собственно психологическая помощь личности осуществляется по таким направлениям, как психологическая превенция (предупреждение, профилактика) и психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация). Психодиагностика при этом является вспомогательным средством, решает промежуточные практические задачи [8].

В общем профилактически-коррекционная работа направлена на реализацию следующих функций [9]:

• воспитательную (восстановление положительных качеств, которые преобладали до появления девиантного поведения);

• компенсаторную (формирование стремления компенсировать определенные социальные недостатки, активизация деятельности в той сфере, где личность может добиться успеха, реализовать потребность в самоутверждении);

• стимулирующую (активизация положительной общественно полезной деятельности через заинтересовано эмоциональное отношение к личности);

• корректирующую (исправление отрицательных качеств личности, корректировку мотивации, ценностных ориентаций, атитюдів, поведения);

• регулятивную (обеспечение влияния участников межличностного взаимодействия для изменения степени участия личности в групповой деятельности с постепенным переходом к саморегуляции и самоконтроля).

При этом можно выделить следующие этапы профилактико-коррекционной работы: формулировка проблемы, выдвижение гипотезы о причины девиаций, диагностический этап для проверки и уточнения гипотезы (см. тему 4), выбор адекватных методов и технологий оказания психологической помощи личности, составление программы и ее реализация, контроль за ходом реализации программы и, при необходимости, внесение в нее корректив.

Выделяют несколько подходов с оказание психологической помощи

личности в профилактике и коррекции девиантного поведения согласно направления психологической науки [21;24;25]. Так, в частности, гештальтпсихология и телесно-ориентированная терапия направлены, прежде всего, на преодоление “внутреннего раскола” между телесным и духовным, формирование чувства доверия понятием “здесь” и “теперь”. Экзистенциальный подход предполагает содействие личности в переосмыслении экзистенциальной изоляции, подчеркивании ценности и разнообразия мира, создании привлекательной жизненной перспективы, осмыслении смысла жизни. Поведенческая психология рассматривает способы установления адекватных контактов с другими людьми через обучение соответствующим средствам социального поведения, в частности, через тренировку входа в определенной роли и выхода из нее и т.д., детальное отработка поведенческих реакций. Интеракционистский подход фокусируется на стремлении человека разделить свою жизнь с другими в поисках решения социальных ситуаций через обыгрывание определенных ролей, обеспечение гибкости их границ по помощью других людей. В отечественной психолого-педагогической науке известны древние традиции профилактики и коррекции девиантного поведения через создание специального розвиваючо-виховуючого среды (А. Макаренко, Т. Шацкий и др.).

Профилактика девиантного поведения неразрывно связана с процессом социализации личности и зависит от таких условий, как комплексность (проведение совместных мероприятий не только на социально-психологическом, но и экономической, правовой, медико-санитарном, педагогическом уровнях), последовательность, дифференцированность (в зависимости от индивидуально-психологических особенностей человека и особенностей его окружения), своевременность (оказания помощи на ранних этапах возникновения склонности к девиантного поведения), приоритет превентивности социальных проблем, прогностичность (направленность в будущее, насыщенное позитивными ценностями и целями, планирование жизненных планов без девиантного поведения) [8;9].

О. Змановська называет такие формы психопрофилактической работы [8]:

• организация социальной среды, в рамках которой предусматривается социальная реклама с формирование настановлень на здоровый образ жизни; создание негативной общественного мнения относительно проявлений девиантного поведения, прежде всего, через средства массовой информации; формирование социальных “зон поддержки”, в частности, через организацию и поддержку общественных организаций, молодежных движений и др.;

• информирование, предполагает воздействие на когнитивные процессы личности для повышения ее способности принимать конструктивные решения относительно собственного поведения; осуществляется через организацию лекций, бесед, групповых дискуссий, распространения видео - и телефильмов т.п.;

• активное социальное обучение социально-полезным навыкам, активизация личностных ресурсов, реализуется через групповые тренинги, в частности, тренинги ассертивности или тренинги резистентности к негативным социальным воздействиям, участие в группах общения и лица - стісного роста и т.п.;

• организация деятельности, альтернативной девіантній поведении, в частности, через привлечение личности к познавательной деятельности, спорта, искусства, испытания себя в “положительной” деятельности (путешествия, поход в горы, экстремальные виды спорта т.д.);

• организация здорового образа жизни, что предполагает, в частности, развитие экологической культуры личности, соблюдения режима труда и отдыха и исключает проявления излишества;

• минимизация негативных последствий девиантного поведения, которая применяется в случае сформированной склонности к девиантного поведения и направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.

Психологическая коррекция девиантного поведения предполагает психологическое вмешательство в личностное пространство для стимулирования позитивных изменений, ослабление или устранение тех форм поведения личности, препятствуют его социальной адаптации [8].

Понятно, что оказание психологической помощи в этом случае будет эффективным при условии желания таких изменений со стороны девианта. Поэтому основными задачами психологической интервенции по девиантного поведения личности являются: создание благоприятных социально-психологических условий для личностных изменений или выздоровления, развитие мотивации на социальную адаптацию или выздоровление; стимулирование личностных изменений; коррекция поведения с учетом специфики ее проявлений в процессе психологического консультирования или психотерапии [8;22].

Так, например, в случае делинквентного поведения личности важными задачами психокоррекционной работы является создание саногенное среды или “психотерапевтических оазисов”, то есть групп или отношений, свободных от деструктивных воздействий, в которых подкрепляются позитивные способы поведения, происходит снижение чувствительности к уголовным, стрессовых воздействий, социальное обучение и повышение способности личности конструктивно решать проблемы в делінквентному окружении и успешно выходить из него [8;10;27].

Эффективной формой работы с лицами, что имеют зависимые формы поведения, являются групповые формы работы, в частности, психологические тренинги. Такие тренинги применяются как для реабилитации алкоголиков и наркоманов, так и для преодоления посттравматической зависимости. При этом учитывают такие психологические механизмы формирования зависимости, как диссоциация “ума” и “тела” вследствие нарушения переживание себя и своей целостности, с тем, чтобы не чувствовать физической или душевной боли; экзистенциальную изоляцию как следствие переживания разрыва между уникальным “Я” и “Другими”, что, в свою очередь может привести к слиянию, растворению в другом (как самый радикальный средство рассеивания тревоги за уничтожение самосознания, передачу контроля над своей жизнью другому человеку); внутреннее ощущение времени - проживание не в настоящем времени, а вне ним, отсутствие временной перспективы, в частности, из-за отсутствия предполагаемого будущего [26].

Следует заметить, что эти тренинги направленные на предупреждение возникновения тяжелых форм зависимости, поскольку лечение ее - сфера психотерапии, предполагающий использование медицинских препаратов. Основное содержание тренингов составляет работа по передаче личности методов контроля и ответственности за свою собственную жизнь, идентификация ситуаций, в которых возможно формирование вредных привычек, сознательного отказа от деструктивных форм поведения. В соответствии отечественными исследователями разработаны программы-тренинги по профилактике алкогольной зависимости у подростков и молодежи, профилактике табакокурения и других форм зависимого поведения через формирование позитивной Я-концепции и др. [15;26].

В случае успешного лечения лиц с адиктивным поведением актуальной становится проблема их социально-психологической реабилитации (восстановления жизненных функций личности, дезадаптованої через зависимое поведение). Эта проблема должна решаться на нескольких уровнях:

• социально-правовом (юридическая поддержка, трудоустройство, решение жилищной проблемы и др.);

• медицинском (противорецидивная терапия, лечение сопутствующих соматических и нервно-психических заболеваний);

• психологическом (активизация и расширение личностных ресурсов, психологическая поддержка через консультирование и психотерапию) [8;15;16].

Одним из методов предоставления социально-психологической поддержки является так называемый “телефон доверия”, что позволяет провести анонимное консультирование личности, склонной к девиантному поведению. При этом выделяют такие шаги психологической помощи личности [23]:

• начальный этап, на котором человеку предоставляется уверенность в том, что она обратилась туда, где ее поймут и поддержат;

• уточняющий этап, на котором происходит уточнение запроса на основе безусловного принятия личности человека, которому оказывается помощь, ее внутренних переживаний (понятно, что принятие не обязательно означает положительную оценку, это просто признание того, что есть); безоцінного отношение (отсутствие оценок поведения и личности клиента); эмпатии (понимание внутреннего мира человека, сопереживание ей);

• диагностический этап, который заключается в помощи клиенту овладеть проблемой, сформировать объективную и ясную картину событий;

• собственно психотерапевтическая работа, направленная на мобилизацию всех ресурсов клиента, установление и поддержку всех здоровых, позитивных качеств личности с тем, чтобы способствовать повышению самооценки, уверенности в себе; в то же время устанавливается круг близких и друзей, которые могли бы помочь;

• принятие решения, что предусматривает совместное отработки вариантов решения проблемы; осознания и принятия клиентом оптимального варианта ее решения; совместное составление плана действий, направленного на преодоление критической ситуации;

• заключительный этап, направлен на поддержку и максимальное одобрение решения клиента.

Очевидно, что профилактика и коррекция девиантного поведения личности является особенно действенной на ранних этапах, в частности, во время обучения в школе. Здесь следует уделить внимание тем особенностям поведения, что могут предшествовать правонарушением. Речь идет, прежде всего, о прогулах (могут быть как формой девиантного поведения, так и следствием невротизации ребенка - “школьного невроза”), плохую успеваемость в учебе (может быть обусловлена как педагогической запущенностью, так и дефектами интеллектуального развития, задержкой психического развития в целом), низкий статус ребенка в школьном коллективе, изолированность в нем; наличие компенсаторной инфантильного поведения характера (за стремления обеспечить успех любым образом, в частности, через роль “классного шута” или поведение “луддита”, который портит тетради отличников и мебель, бьется) и т.п. Понятно, что профилактическая работа должна осуществляться в тесном контакте с родителями и педагогами. При этом следует учесть, что педагоги, часто не замечая этого, делают больше замечаний “трудным” детям, чем “нормальным”, оценка дается не отдельному поступку, а личности в целом, к оценке нередко подключается весь класс. Поэтому предпосылкой успешной профилактической работы является психологическое консультирование педагогов и родителей относительно содержания, особенностей проявления и факторов девиантного поведения, а также специфики взаимодействия с девіантами [22].

Программа работы с детьми младшего школьного возраста в случае нарушений развития личности, разработанная Г. Овчаровою [18], состоит из следующих блоков:

• снятие состояния эмоционального дискомфорта;

• создание ситуации успеха;

• гармонизация внутренней противоречивости личности;

• коррекция зависимости от окружающих;

• снятие враждебности, формирование адекватных форм социального поведения;

• коррекция тревожности, воспитание уверенности в себе.

Профилактика отклонений в поведении младшего школьника как субъекта общения, по мнению исследовательницы, возможна в групповой работе с детьми, которая осуществляется в 3 этапа: ориентировочный (дает возможность, с одной стороны, выявить стереотипные поведенческие реакции участников, а с другой - сплотить группу, создать чувство безопасности и защищенности); реконструктивный (создание новых форм поведения и накопления нового опыта общение на основе удовлетворения потребностей в безопасности и принятии-признании, что произошло на первом этапе); закрепляющий (содействие развитию навыков произвольного управление деятельностью и поведением, а также - закреплению приобретенных конструктивных навыков взаимодействия с другими).

Особое внимание при этом должно быть уделено психологической психологическому просвещению и консультированию родителей и педагогов для предупреждения школьной дезадаптации учащихся, возникновения “школьных” неврозов и т.п.

Коррекционная программа, созданная немецким исследователем Клюге, ориентирована на самых сложных учеников массовой школы, которые по характеристикам социального поведения находятся в “группе риска” [23]. Преимущества этой программы заключаются в том, что в ней предлагается проведение тренинга, рассчитанного на достаточно длительный промежуток времени, и такого, что предполагает и психологическую, и педагогическую коррекцию (см. таблицу).

При этом педагог задает систему общественных ценностей, нравственных идеалов, определяет направление, содержательные “перспективные линии” развития, как их называл А. Макаренко. Вместе с тем, педагог, по нашему мнению, при необходимости может использовать такие методы коррекции негативных черт характера, как метод “взрыва” и метод “реконструкции” характера” [13]. Психолог обеспечивает формирование и оптимальное функционирование соответствующих психологических механизмов.

Н. Максимова отмечает, что одной из самых эффективных форм работы с подростками, склонными к девиаций в поведении, есть групповые психокоррекционные занятия, на которых членами группы и ведущим разыгрываются сложные для присутствующих детей ситуации. Вследствие этого, как отмечает автор, “возникает возможность обсуждения путей решения проблемы наиболее подходящей языке - языке реального поведения” [15; 245]. Ведь подросток неоднократно наблюдает воспроизведения в различных вариантах тяжелой для него ситуации, вследствие чего возрастает его способность объективного ее восприятия и распознавания в реальной жизни, усвоение адекватных способов поведения. Важно только, чтобы такие подростки не воспринимали других членов группы как средство для достижения своих целей, а учились их слушать и понимать и сотрудничать с ними. При индивидуальной работе с подростками детей следует ориентировать на осознание и уточнение целей их деятельности, научить ставить те реальные цели, что в полной мере позволят им реализовать себя как личность в положительно направленной деятельности, научить разнообразным средствам самоконтроля, распознавание ситуаций, адресованные “слабым местам” подростков для достижения намеченных целей, научить воспринимать другого человека как партнера и т.д [15].

 

Коррекционная программа для трудновоспитуемых школьников (Клюге)

 

Выходной уровень

Не готов к учебному процессу, нет готовности к сотрудничеству в рамках совместных программ, демонстрация диссоціальної поведения в педагогических ситуациях (отсутствие согласия на предложения педагога, обход учебных задач, отказ от контакта с педагогом, игнорирование необходимости помогать окружающим)

Цель работы

Привить готовность к обучению, социальную способность к групповой активности в школьно-педагогических ситуациях

Просветительская программа

Содержание

Снижение требований к школьнику, пока они не будут соответствовать его реальному уровню, изменение педагогического обучения с “ориентированной на преподавание” на “ориентированную на ученика”; содействие индивидуальной работе, развитию интересов, разрешение (на первых этапах) на посещение уроков только 2 часа в сутки, выполнения только одного учебного задания на день

Принципы

Постепенность, движение вперед маленькими шагами, внимание к ручной работе, ориентация на самодеятельность ученика

Форма

Индивидуальная работа с учащимися

Средства

Словесная информация, рабочая карта, игры и книги

Стиль

Направлен на ученика

Воспитательная работа

Содержание

Подготовительная групповая фаза, создание товарищеских контактов, ограничения вульгарного стиля общение, организация свободного времени в классе, специальные формы поощрения каждого, организация помощи каждому в любое время

Специальная

форма

Поиск собственного помещения для групповых занятий, групповой тренинг, отдельные педагогические мероприятия, совместное проведение досуга и т.п.

Средства

Познавать, исправляться, повторять положительные элементы поведения

Стиль

Преимущественно партнерский

 

Ю. Клейберг при этом приводит такие приемы коррекционно-воспитательного воздействия на подростков-девиантов:

• снижение требований к подростка до достижения им социальной и психологической адаптации;

• привлечение к коллективных видов деятельности, стимулирование развития творческого потенциала, самовыражения;

• организация ситуаций успеха, разработка соответствующих мероприятий для поощрения;

• демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения (через личный пример, образы с художественной литературы, периодики, биографий выдающихся людей) и тому подобное [9].

Такой подход будет способствовать постепенной ориентации подростка на самовоспитание как важный фактор предупреждения девиантного поведения в будущем.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Раскройте содержание психологической помощи личности, склонной к девиантному поведению.

2. Какие функции и этапы профилактики и коррекции девиантного поведения личности вы знаете? Дайте их характеристику.

3. Укажите основные подходы к оказанию психологической помощи личности с девиантным поведением.

4. Проанализируйте особенности профилактики девиантного поведения личности ребенка.

5. Какие формы и методы психологической помощи являются оптимальными по профилактике и коррекции различных проявлений девиантного поведения личности? Приведите примеры.

6. Раскройте суть и основные направления решения проблемы социально - психологической реабилитации личности с девиантным поведением.

7. Каковы особенности деятельности психолога по профилактике девиантного поведения?

8. Проанализируйте особенности работы “телефона доверия” как анонимного консультирования личности, склонной к девиантному поведению.

9. Охарактеризуйте методы коррекции девиантного поведения трудновоспитуемых детей.

10. Определите особенности взаимодействия психолога с родителями по профилактике и коррекции девиантного поведения ребенка.

11. Раскройте роль самовоспитания в профилактике и коррекции девиантного поведения трудновоспитуемых детей.

12. Назовите методы подкрепление и их роль в коррекции девиантного поведения.

13. Раскройте роль СМИ в преодолении и профилактике девиантного поведения личности.

14. Определите возможные факторы, которые способствовали проявлениям девиантного поведения в такой ситуации.

У Алексея Д., ученика 8-го класса, деспотичная мать, увлеченная работой и профессиональной карьерой, отец мягкий, общительный, работает обычным служащим, получая низкую зарплату. Алексей в детстве занимался музыкой, спортом. Сейчас все дополнительные занятия покинул и в школе учится не очень хорошо. Впервые алкоголь попробовал в 12 лет вместе с товарищами со двора. Было плохо, но не покинул злоупотреблять спиртным, обосновывая это тем, что не мог “предать товарищей”. Определите формы индивидуальной работы с Алексеем Д.

Список использованной и рекомендуемой литературы

 

1. Аддиктивное состояние человека: Учеб. пособие / С. В. Дремов, А. М. Уразаев, Н. Л. Мамышева. - Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2000. - 90 с.

2. Антонова-Турченко А. Г. и др. Психологическая диагностика и коррекция трудновоспитуемых детей и подростков: Учеб. пособие. - К., 1997. - 312 с.

3. Апетик Н. М. и др. (уклад.) Психокоррекционные техники как средство формирование адекватного образа-Я и саморегуляции несовершеннолетних с поведенческими девиациями. - Черновцы: Рута, 2000. - 41 с.

4. Владинска Н., Петрова Н. Социально-педагогическая модель коррекционно-воспитательной работы // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - В 2 т. - М., 1993. - Т. 2.

5. Гаджиева Н. М., Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Основы развития самосознания. Тренинг самосовершенствования. - Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 144 с.

6. Глассер И. Школа без неудачников. - М.: Прогресс, 1991. - 184 с.

7. Гольдштейн А. Тренинг умений общения: как помочь проблемным подросткам. - К.: Лыбидь, 2002. - 520 с.

8. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведен. - М.: Издат. центр “Академия”, 2003. - 288 с.

9. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. - М.: ТЦ “Сфера”, 2003. - С. 99-154.

10. Ковалев А. Г. Психологические основы исправления правонарушителя. - М.: Юрид. лит., 1968.

11. Козубовсъка I. В., Товканецъ Г. В. Социальная профилактика девиантного поведения: коррекция отклонений в поведении трудновоспитуемых детей в процессе профессионального педагогического общения. - Ужгород: Патент, 1998. - 195 с.

12. Кочетов А. И., Верцинская Н. Н. Работа с трудными детьми. - М.: Просвещение, 1986. - 160 с.

13. Макаренко А. С. С любовью и тревогой. - К.: Изд-во УСХА, 1989. - 368 с.

14. Максимова Н. Ю. Воспитательная работа с социально дезадаптованими школьниками: К.: ІЗМН, 1997. - 136 с.

15. Максимова Н. Ю. Психология аддиктивного поведения: Учеб. пособ. - К.: ВПУ “Киевский университет”, 2002. - 308 с.

16. Минъковский Г., Побегайло Э., Ревин К. Наркотизм: профилактика и стратегия борьбы. - РАН. ИНИОН, 1999. - 154 с.

17. Минъковский Г., Тузов А. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. - К.: Политиздат Украины, 1987. - 215 с.

18. Овчарова Г. В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ “Сфера”, 1998. - 240 с.

19. Подласый И. П., Шарапова О. В. Коррекция девиантного поведения младших школьников: Экспериментальные материалы. - Черкассы: ЧДГУ, 2002. - 44 с.

20. Протасова Н. Ы. Психологическая помощь детям с девиантным поведением: Метод. реком. - Астрахань, Изд-во АГПУ, 2000.-19 с.

21. Психологическая профилактика недисциплинированного поведения учащихся / Под ред. Л. Н. Проколиенко, В. А. Татенко. - К.: Выща шк., 1989. - 254 с.

22. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2000. - 1024 с.

23. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. Ы. В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с.

24. Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М.: Педагогика, 1989. - 208 с.

25. Степанов В. Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для учителей и родителей. - М.: Издат. центр “Академия”, 1998. - 320 с.

26. Формирование навыков здорового образа жизни у детей и подростков: По проекту “Диалог”: Учеб.-метод. пособ. / О. В. Винда, О. П. Коструб, И. Г. Сомова и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - К., 2003. - 284 с.

27. Хьелл Л., Зиглер Д. Научающе-бихевиоральное направление в теории личности: Б. Ф. Скиннер // Теории личности. - СПб.: Питер Ком, 1998. - С. 331-372.