Раздел И
Культура праславян
ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫЧЕСКИХ ВЕРОВАНИЙ И
ПАНТЕОНА БОЖЕСТВ
Поэзия, в частности устное творчество, любого
народа имеет глубинные истоки. Она основывается на определенных представлениях о происхождении
народа. Это обусловлено как окружающей средой, так и мировоззрением. В этой
совокупности наблюдаем отражение исторических реалий. Чем глубже была вера
народа, тем бурно была фантазия, что трансформировала образы реальных
героев, предоставляла им обобщающих рис, находила объяснения тех или иных явлений.
В народном поэтическом творчестве высшие
силы - боги имели человеческий облик, однако были наделены большей силой, умением,
возможностями и умом. Эти образы обобщали представления о силу и мудрость народа. Наряду с положительными героями как
их антитеза живут герои отрицательные. Они дополняют первых, оттеняют их
лучшие качества. Это своеобразный дуализм миропонимания.
Пантеон языческих богов формируется на основе материалистических представлений,
подчеркивает связь человека с окружающей средой. Так, на первом месте
стоял Вседержитель, обобщающий Бог, он же Отец природы и Владыка мира,
волей которого содержится все и осуществляется управление судьбой всего и всех.
Второе место занимали бог света Сварог и его сын Даждьбог, Хорс, или Солнце,
особенно почитаемый на Руси. Это обусловлено тем, что солнце было животворной силой
всего живого на Земле. Разновидностями Сварога были Яровит, Руєвіт, Поревіт и
Поренут. Они олицетворяли яр - весну, то есть яристь, мужество, молодость,
свежесть - восстановление жизни после зимы.
Видное место после Вседержителя
занимал Перун; имя его в переводе с
старославянского означает “гром”, с греческого - “огонь”. По верованиям
славян, это был повелитель грома и молний. Выражения “Перун убил”, “Перунова стрела” говорили
о его неограниченную силу.
Две силы шли обоими руками человека -
Белобог и Чернобог, которые олицетворяли добро и зло. Один был рожден светом,
другой - тьмой; первый строил, второй разрушал.
Особенно почитались женские
божества. Славянские богини, начиная от матери-земли, были очень популярны в
верованиях и отражали естественную первенство всего живого на Земле. Наряду с
мужским Строем-Живом всегда стояло женское божество Лада-Жива; изображения их
было символом продолжения жизни: младенец, полный колос, виноград или яблоко.
Основной пантеон сопровождала целая
ряд божеств: Лель,
Леля, Дивания, Дівонія,
Дана, русалии, домовые, водяные, лешие и др. У каждого из них люди искали
небесной мудрости, обращались за счастьем, гадали, приносили жертвы, каждый был
покровителем определенного вида деятельности, рода, семьи. Кстати, для славян не
характерным было принесение людей в жертву богам.
Вместе с верованием в существ, которые, на
мнению славян, были максимально приближены к ним самим,
обожествлялись всевозможные духи и силы природы: Солнца, Луны, звезд, града, воздуха,
ветра, воды... И особый почет предоставлялась деревьям: каждое символизировало тот или
другой род, племя и свято оберегалось всем, вырубка запрещалось. Этого
правила строго придерживались. Сильнее всего почитался дуб, особенно старый,-
символ прочности; ясень посвящался Перуну; клен и липа - символы супругов;
береза - символ чистой матери-природы.
Священными считались также птицы и
животные. В частности, кукушка - предсказательница будущего; голубь - символ любви;
ласточка - судьба человека; вороны - священные птицы; сова - символ смерти и
тьмы. Многим птицам приписывался дар пророчества.
Среди животных священными считались
вич и лошадь, а среди насекомых - пчела и божья коровка. Ассоциативный ряд понятен и
сегодня.
Славяне верили не только в
материализованные олицетворение божьей сути, но и в присутствие особой сущности -
души, которая, в их понимании, продолжала свое существование после смерти покойника
и, в зависимости от его добродетелей, становилась или рабом, или добрым духом деревья, птицы,
отзывалась добром на зов человека или приобретала предыдущего вида.
Итак, поэтическое творчество славян
была максимально приближенной к жизненным реалиям и в поэтической форме отражала
стремление к единению с окружающей средой, оберегая его, и передавала в
наследство следующим поколениям мысль о том, что добрые силы всегда имеют преимущество
над злыми, что только мир и согласие дадут достойное продолжение рода.