Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

Раздел И

Культура праславян

 

ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫЧЕСКИХ ВЕРОВАНИЙ И ПАНТЕОНА БОЖЕСТВ

 

Поэзия, в частности устное творчество, любого народа имеет глубинные истоки. Она основывается на определенных представлениях о происхождении народа. Это обусловлено как окружающей средой, так и мировоззрением. В этой совокупности наблюдаем отражение исторических реалий. Чем глубже была вера народа, тем бурно была фантазия, что трансформировала образы реальных героев, предоставляла им обобщающих рис, находила объяснения тех или иных явлений.

В народном поэтическом творчестве высшие силы - боги имели человеческий облик, однако были наделены большей силой, умением, возможностями и умом. Эти образы обобщали представления о силу и мудрость народа. Наряду с положительными героями как их антитеза живут герои отрицательные. Они дополняют первых, оттеняют их лучшие качества. Это своеобразный дуализм миропонимания.

Пантеон языческих богов формируется на основе материалистических представлений, подчеркивает связь человека с окружающей средой. Так, на первом месте стоял Вседержитель, обобщающий Бог, он же Отец природы и Владыка мира, волей которого содержится все и осуществляется управление судьбой всего и всех. Второе место занимали бог света Сварог и его сын Даждьбог, Хорс, или Солнце, особенно почитаемый на Руси. Это обусловлено тем, что солнце было животворной силой всего живого на Земле. Разновидностями Сварога были Яровит, Руєвіт, Поревіт и Поренут. Они олицетворяли яр - весну, то есть яристь, мужество, молодость, свежесть - восстановление жизни после зимы.

Видное место после Вседержителя занимал Перун; имя его в переводе с старославянского означает “гром”, с греческого - “огонь”. По верованиям славян, это был повелитель грома и молний. Выражения “Перун убил”, “Перунова стрела” говорили о его неограниченную силу.

Две силы шли обоими руками человека - Белобог и Чернобог, которые олицетворяли добро и зло. Один был рожден светом, другой - тьмой; первый строил, второй разрушал.

Особенно почитались женские божества. Славянские богини, начиная от матери-земли, были очень популярны в верованиях и отражали естественную первенство всего живого на Земле. Наряду с мужским Строем-Живом всегда стояло женское божество Лада-Жива; изображения их было символом продолжения жизни: младенец, полный колос, виноград или яблоко.

Основной пантеон сопровождала целая ряд божеств: Лель, Леля, Дивания, Дівонія, Дана, русалии, домовые, водяные, лешие и др. У каждого из них люди искали небесной мудрости, обращались за счастьем, гадали, приносили жертвы, каждый был покровителем определенного вида деятельности, рода, семьи. Кстати, для славян не характерным было принесение людей в жертву богам.

Вместе с верованием в существ, которые, на мнению славян, были максимально приближены к ним самим, обожествлялись всевозможные духи и силы природы: Солнца, Луны, звезд, града, воздуха, ветра, воды... И особый почет предоставлялась деревьям: каждое символизировало тот или другой род, племя и свято оберегалось всем, вырубка запрещалось. Этого правила строго придерживались. Сильнее всего почитался дуб, особенно старый,- символ прочности; ясень посвящался Перуну; клен и липа - символы супругов; береза - символ чистой матери-природы.

Священными считались также птицы и животные. В частности, кукушка - предсказательница будущего; голубь - символ любви; ласточка - судьба человека; вороны - священные птицы; сова - символ смерти и тьмы. Многим птицам приписывался дар пророчества.

Среди животных священными считались вич и лошадь, а среди насекомых - пчела и божья коровка. Ассоциативный ряд понятен и сегодня.

Славяне верили не только в материализованные олицетворение божьей сути, но и в присутствие особой сущности - души, которая, в их понимании, продолжала свое существование после смерти покойника и, в зависимости от его добродетелей, становилась или рабом, или добрым духом деревья, птицы, отзывалась добром на зов человека или приобретала предыдущего вида.

Итак, поэтическое творчество славян была максимально приближенной к жизненным реалиям и в поэтической форме отражала стремление к единению с окружающей средой, оберегая его, и передавала в наследство следующим поколениям мысль о том, что добрые силы всегда имеют преимущество над злыми, что только мир и согласие дадут достойное продолжение рода.