Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

Раздел И

Культура праславян

 

РЕЛИГИЯ СЛАВЯНСКИХ ПЛЕМЕН

 

Мировосприятие славян было достаточно своеобразным. Оно формировалось под влиянием собственной религиозной системы, социального развития общества, внешних связей, военных походов. Мировоззренческая система обобщила опыт, приобретенный собственным родом, а также лучшее, что было у соседей. Игумен Даниил, современник Владимира Мономаха, заключил периодизацию славянского язычества и сделал попытку дать ее системное изложение:

1. Культ “упырей” и “берегинь” - дуалистический анализ злых и добрых духов.

2. Культ земледельческих богов “Рода” и “Рожаниц”. В них олицетворяется сочетание первичной формы материи, “небесной” (Сварога) и “земной” (Рожаниц, матери-земли).

3. Культ Перуна, бога грома и молний, бога войны, покровителя воинов и князей.

Правда, несколько другие трактовки и мировоззренческие позиции находим в хронографе славян дохристианского периода - “Влесовій книге”. Она рассказывает об уже сформированной не только мифологически-мировоззренческую, но и религиозную систему.

С середины II тысячелетия до н. э., пройдя несколько стадий, оформился славянский этнический массив - от первой вера в женские божества Сварога-Рода до высшей фазы - сформированной веры.

Этот период так называемой военной демократии характеризуется высоким уровнем развития общества и социальными потрясениями. Но при этом не прерываются, а даже активизируются торговые связи, наблюдается культурное возвышение. В степях на курганах устанавливается много каменных фигур, которые изображали воина как хранителя рода, племени, с турячим рогом в руке, гривной на шее, оружием у пояса. Эти изображения, вероятно, были посвящены Велесу, богу изобилия. А возможно, Даждьбога, бога Солнца и урожая, ведь в большинстве скульптур лица напоминают круг, похоже на солнце.

Производится дуалистическая мировоззренческая система, построенная на одновременном видении “своего видимого - чужого - невидимого”, связана с понятием вечного и бесконечного. М. Попович отмечает: “Невероятным кажется тот факт, что такие архаичные культуры имели представления, которые произвели историки поздних космологій, но это факт, с которым необходимо считаться” (Попович М. В. Мировоззрение древних славян. - К., 1985. - С. 126).

Совершенствуется система земледелия - от підсічного до пахотного. Волхвы разрабатывают аграрно-магические календари, где обобщается большой опыт поколений, определяются оптимальные сроки сельскохозяйственных работ, учитываются периоды дождей, максимально полезные для яровых. Эти данные были проверены учеными Киевской губернии в конце XIX в. и полностью подтвердились.

Как правило, эти природные явления обусловили определенные праздники: 2 мая - праздник первых всходов; 4 июня - день Ярилы; 24 июня - Ивана Купала; 12 июля - выбор жертвы Перуну; 20 июля - день Перуна; 7 августа - жатва.

На этом этапе формируются космологические представления о мире, который состоял из четырех частей: земли, двух небесных Сфер и підземноводної части. О море никаких упоминаний, оно было далеким и чужим.

Земля имела первостепенное значение для славян. “Матери-земли” - кормилицы посвящен целый ряд обычаев и обрядов.

Ход звезд по небосклону привлек внимание охотников, они определили, что все звезды, кроме одной - Полярной, находились в движении. Была определена ось звездного неба, ось мира“. Созвездие получили названия зверей: Лосихи, Ланке, Большой и Малой Медведиц и др.

Относительно подземного мира, то это общечеловеческая концепция подземного океана, по которому ночью путешествует Солнце к другого конца Земли.

После крещения Руси между адептами христианства и язычества долго продолжались дебаты о том, кто владеет миром - языческий Род или христианский Саваоф.

Язычество как мировоззренческая система широко представлены в устном народном творчестве и декоративно-прикладном искусстве: символы Солнца, фантастические звери, обобщенные фигуры воинов, стилизованные волны т.д.

На языческих арках работы мастера Константина (XII ст.) изображены три позиции движения Солнца по небосклону: восток, зенит, закат. На уровне земли размещается фигура языческого бога растений Семаргла, а снизу - огромная голова ящера, что олицетворяет подземный мир. Такой видели систему мироздания наши предки.

В народе широко бытовали амулеты, обереги. Каждое поселение имело свое святилище - капище. Оно вписывалось в форму круга (по - старослов'янськи круг - хоро, отсюда святилища - хоромы, и, наверное, танцы, которые исполнялись по кругу,- хороводы).

Славянское язычество как сформирована религия вышло на самые высокие уровни восприятия обществом. Оно соответствовало особенностям мировоззрения народа и поэтому заняло в Х'УІІІ-XIX вв. место государственной религии Киевской Руси.