Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

УРОК № 6

Тема. Структура и виды словосочетаний по типу подчинительной связи (согласование, управление, примыкание)

 

Цель: научить школьников определять типы подчинительной связи в словосочетании; развивать у них умение использовать в речи синонимические словосочетания; воспитывать доброту.

Ожидаемые результаты: учащиеся характеризуют тип синтаксической связи, составляют синонимичные словосочетания; правильно используют их в речи.

Оборудование: учебник, схема, дидактический материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

Работа по карточкам*.

КАРТОЧКА 1

Замените, где это возможно, сочетания «сущ. + прилаг.» сочетаниями «сущ. + сущ.».       

Военная служба, речная вода, парусная лодка, охотничьи рассказы, дворовая собака, кухонная посуда, читальный зал, часовая цепочка, народный праздник, приморские страны.

Для справок: не заменяются сочетания военная служба, дворовая собака, читальный зал.

 

КАРТОЧКА 2

Образуйте словосочетания, поставьте вопрос от главного слова к зависимому. Определите вид словосочетания по способу выражения главного слова.

Гарантировать (доставка продуктов), тормозить (работа), реагировать (замечание), привести (сознание), поделиться (впечатление), коснуться (вопрос).

Творческое задание.

Раскройте скобки, выберите стилистически верный вариант.

Больной жаловался то на боль в сердце, то на (боль в голове — головную боль). Анальгин применяется как средство против (боли в голове — головной боли). Каждое утро по всему саду разносилось (пение птиц — птичье пение). Для работы наиболее продуктивны (утренние часы — часы утра). На огромном пространстве раскинулись (степи без воды — безводные степи). До появления электричества на (улицах города — городских улицах) использовалось газовое освещение.

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Задание учащимся.

В каком из столбиков допущены речевые ошибки в построении словосочетаний? Почему они возникли?

уверенность в победу                                          уверенность в победе

убежден в силы героя                                          убежден в силе героя

оплатить за покупку                                            оплатить покупку

описать о природе родного края                          описать природу родного края

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Работа с учебником.

Чтение теоретического материала.

[1] — с. 23.

[2] — с. 22; с. 26; с. 28.

Ознакомление со схемой.

 

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Распределительный диктант.

Запишите словосочетания в три столбика: I — с согласованием, II — с управлением; III — с примыканием.

Верный друг, верно решить, вера в команду, мой друг, бодрым голосом, судьбы ребят, выступить на сцене, сохраню навсегда, успешное выступление, работать слаженно, заведовать отделом, отдать приказ.

Творческий диктант.

Составьте и запишите словосочетания. Вставьте пропущенные буквы. Определите тип подчинительной связи.

(Громкий) ш..потом, ш..рох (деревья), сходить за (багаж), поймать (крольч..нок), (горяч..) спорить, ноч..вка в (лес), (хорош..) отдохнуть, новое ш..ссе, (вооруж..ный) отряды, поч..т (герои).

Работа с учебником.

1. Подберите к данным словосочетаниям синонимичные. Изменился ли при этом вид подчинительной связи?

[1] — упр. 28 (устно).

[2] — упр. 60 (письменно).

2. Из данных слов составьте словосочетания. Укажите падеж зависимых слов.

[1] — Рубрика «Учимся наблюдать и анализировать» с. 27.

[2] — упр. 57 (письменно).

 

V. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Работа с учебником.

1. Выполнение упражнений.

[1] — 36 (письменно).

[2] — 71 (I) (письменно).

2. Вопрос учащимся.

[1] — Почему автор просит прощения у мамы? (Осознал, раскаялся.)

[2] — Чем грозит отсутствие раскаяния героев рассказа?

3. Озаглавьте текст так, чтобы он отражал основную его мысль.

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: [1] — 25 (письменно); [2] — 55 (выписать из текста по 3-4 примера словосочетаний с разными видами подчинительной связи).

Задание учащимся.

Продолжите предложение: «Самое важное, что я понял сегодня на уроке...»

______________________________________________________________

* Здесь и далее можно воспользоваться пособиями: 1. Говердовская И. Б. Русский язык. 8 класс: Вставь букву. — Харьков: Веста: Издательство «Ранок»; 2. Зима О. В. Русский язык. 8 класс: Подбери слово. Поставь знаки препинания. — Харьков: Веста: Издательство «Ранок»; 3. Пилипенко Ж. В. Русский язык. 5 класс: Экспресс- контроль. — Харьков: Издательство «Ранок».