УРОК № 6
Тема. Структура и виды словосочетаний по типу подчинительной связи (согласование, управление, примыкание)
Цель: научить школьников определять типы подчинительной связи в словосочетании; развивать у них умение использовать в речи синонимические словосочетания; воспитывать доброту.
Ожидаемые результаты: учащиеся характеризуют тип синтаксической связи, составляют синонимичные словосочетания; правильно используют их в речи.
Оборудование: учебник, схема, дидактический материал.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
- Проверка домашнего задания.
- Работа по карточкам*.
КАРТОЧКА 1
Замените, где это возможно, сочетания «сущ. + прилаг.» сочетаниями «сущ. + сущ.».
Военная служба, речная вода, парусная лодка, охотничьи рассказы, дворовая собака, кухонная посуда, читальный зал, часовая цепочка, народный праздник, приморские страны.
Для справок: не заменяются сочетания военная служба, дворовая собака, читальный зал.
КАРТОЧКА 2
Образуйте словосочетания, поставьте вопрос от главного слова к зависимому. Определите вид словосочетания по способу выражения главного слова.
Гарантировать (доставка продуктов), тормозить (работа), реагировать (замечание), привести (сознание), поделиться (впечатление), коснуться (вопрос).
- Творческое задание.
Раскройте скобки, выберите стилистически верный вариант.
Больной жаловался то на боль в сердце, то на (боль в голове — головную боль). Анальгин применяется как средство против (боли в голове — головной боли). Каждое утро по всему саду разносилось (пение птиц — птичье пение). Для работы наиболее продуктивны (утренние часы — часы утра). На огромном пространстве раскинулись (степи без воды — безводные степи). До появления электричества на (улицах города — городских улицах) использовалось газовое освещение.
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Задание учащимся.
В каком из столбиков допущены речевые ошибки в построении словосочетаний? Почему они возникли?
уверенность в победу уверенность в победе
убежден в силы героя убежден в силе героя
оплатить за покупку оплатить покупку
описать о природе родного края описать природу родного края
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Работа с учебником.
Чтение теоретического материала.
[1] — с. 23.
[2] — с. 22; с. 26; с. 28.
- Ознакомление со схемой.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
- Распределительный диктант.
Запишите словосочетания в три столбика: I — с согласованием, II — с управлением; III — с примыканием.
Верный друг, верно решить, вера в команду, мой друг, бодрым голосом, судьбы ребят, выступить на сцене, сохраню навсегда, успешное выступление, работать слаженно, заведовать отделом, отдать приказ.
- Творческий диктант.
Составьте и запишите словосочетания. Вставьте пропущенные буквы. Определите тип подчинительной связи.
(Громкий) ш..потом, ш..рох (деревья), сходить за (багаж), поймать (крольч..нок), (горяч..) спорить, ноч..вка в (лес), (хорош..) отдохнуть, новое ш..ссе, (вооруж..ный) отряды, поч..т (герои).
- Работа с учебником.
1. Подберите к данным словосочетаниям синонимичные. Изменился ли при этом вид подчинительной связи?
[1] — упр. 28 (устно).
[2] — упр. 60 (письменно).
2. Из данных слов составьте словосочетания. Укажите падеж зависимых слов.
[1] — Рубрика «Учимся наблюдать и анализировать» с. 27.
[2] — упр. 57 (письменно).
V. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- Работа с учебником.
1. Выполнение упражнений.
[1] — 36 (письменно).
[2] — 71 (I) (письменно).
2. Вопрос учащимся.
[1] — Почему автор просит прощения у мамы? (Осознал, раскаялся.)
[2] — Чем грозит отсутствие раскаяния героев рассказа?
3. Озаглавьте текст так, чтобы он отражал основную его мысль.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнения: [1] — 25 (письменно); [2] — 55 (выписать из текста по 3-4 примера словосочетаний с разными видами подчинительной связи).
- Задание учащимся.
Продолжите предложение: «Самое важное, что я понял сегодня на уроке...»
______________________________________________________________
* Здесь и далее можно воспользоваться пособиями: 1. Говердовская И. Б. Русский язык. 8 класс: Вставь букву. — Харьков: Веста: Издательство «Ранок»; 2. Зима О. В. Русский язык. 8 класс: Подбери слово. Поставь знаки препинания. — Харьков: Веста: Издательство «Ранок»; 3. Пилипенко Ж. В. Русский язык. 5 класс: Экспресс- контроль. — Харьков: Издательство «Ранок».