ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ. МНОЖЕСТВА. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА 1-10 И ЧИСЛО 0
Урок 6. ЧИСЛО И ЦИФРА 1. ПОНЯТИЕ «ОДИН - МНОГО», «ПЕРВЫЙ». НАПИСАНИЕ ЦИФРЫ 1
Цель: ознакомить учащихся с числом и цифрой 1, с понятиями «один - много», «первый»; учить писать цифру 1; соотносить цифру и число; формировать навыки устного счета; воспитывать старательность.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Веселый счет
Мама булочки испекла,
По одной всем раздала:
Гале, Наде и Юре,
И пушистому коту,
Дедушке и бабушке,
И малюсенькой Кати.
Пока котик зевал -
Собачка булочку украл.
- Сколько булочек раздала мамочка?
2. Игра «Цепочка»
Учитель начинает, ученики поодиночке продолжают счет «цепочкой».
Счет от 1 до 4; от 5 до 9; от 3 до 10.
3. Счет предметов. Игра «Волшебные фигурки»
- Выложите в 1-м ряду - 5 квадратиков, а во 2-м - 4 кружочка.
- Чего больше - квадратиков или кружочков?
- Что надо сделать, чтобы их стало поровну?
- Покажите четвертый квадрат, считая справа налево.
- Покажите первый кружочек слева.
III. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
1. Беседа
- Подумаем: одна тетрадь, один карандаш, один цветок, одно яблоко. Это много или мало? Наверное, это мало.
- А сейчас прислушайтесь к словам: один, одинокий, один-одинешенек на всем белом свете.
Это человек, у которого нет близких: ни родителей, ни братьев, ни сестер.
Как живется одинокому человеку? Да, трудно и страшно. Итак, один - значит мало.
А сейчас посмотрим на это число с другой стороны. Кто для нас самый дорогой? Это наша мама. И у каждого она только одна. Мы с вами живем на планете Земля и это наш единственный дом, и у каждого из нас одна Родина - место, где мы родились.
- А сейчас посмотрите на небо. Что вы там видите?
- Правильно, Солнце, которое согревает нас своими нежными лучами, небо, которое манит своей глубиной синевы. И Солнце у нас одно, и небо - тоже.
Итак, одна у человека мать, одна Земля, на которой живем, одно Солнце, одна Родина.
А что для нас означают эти слова? А означают они очень много.
2. Работа по учебнику (с. 12)
Задача 1
1) Сколько козлят ? Сколько шариков?
- Что еще на рисунке одно?
- Цифрой 1 обозначают число один.
2) Знакомство с печатной и рукописной цифрой 1.
- На что она похожа? (Стрела, карандаш, гвоздь)
Вот один, единица,-
И тонкая и прямая, как спица.
С. Маршак
Задание 2
- Что означает цифра 1 на рисунке?
- Сколько единиц?
Задание 3
- Что вы видите на рисунке?
- Кто один? Кого много? Сколько элементов в множестве рыбок в аквариуме? Во множественном числе ласточек на проволоке?
- Рассмотрите рисунок поезда. Сколько в нем вагонов? Как вы считаете, почему? Кто первый пассажир?
3. Работа в тетради. Написание цифры 1
1) Объяснение учителя.
- Цифра 1 состоит из двух элементов - палочек, одна из которых короче другой. Сначала пишут маленькую палочку. Начинают писать ее немного выше центра клетки и ведут до правого верхнего угла клетки. Потом пишут основную наклонную палочку от верхнего правого угла к середине нижней стороны клетки.
2) Имитация написания цифры 1 в воздухе.
«И-раз, и-два, и-три». «И» - поднять руку, «раз» - опустить руку.
3) Написание цифры 1 в тетради.
Физкультминутка
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА (см. Приложение к уроку)
V. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
Чтение и обсуждение стихотворения
В кенгуру скучает сын,
Потому что у мамы он один.
Печально луна поглядывает -
В него братика нет.
А у солнца есть сестрички -
И счастливое у него личико:
Ясные звездочки малые
Веселят его вверху.
Л. Савчук
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ 6
1. Игра «Цифровой конструктор»
- Выложите цифру 1 из геометрических фигур.
Например:
2. Игра «Прятки»
- Где спряталась цифра 1?
3. Игра «Думаем вместе»
- Красная Шапочка собралась в гости к бабушке. Она может пойти пешком, сесть на автомобиль или полететь на самолете. Что выберет Красная Шапочка, чтобы быстрее добраться до бабушки? Почему?