Урок 7
Тема. Взаимное расположение двух прямых в пространстве
Цель урока: изучение взаимного расположения двух прямых в пространстве: прямые, которые пересекаются; параллельные прямые; скрещивающиеся прямые. Формирование понятий: параллельные прямые, скрещивающиеся прямые.
Оборудование: стереометрический набор, каркасная модель куба, схема “Взаимное расположение двух прямых в пространстве”.
Ход урока
И. Проверка домашнего задания
Проверку правильности выполнения домашней задачи провести путем фронтальной беседы с записями, сделанными на доске до начала урока.
Решение задачи
ABCDA1B1C1D1 - прямоугольный параллелепипед, в котором: AD = 6 см, DD1 = 6 см, DC = 8 cm (рис. 31).
СС1 = 2MC ; DC = 2CK; BC = 2NC .
ΔΜΝΚ - искомое сечение.
Из ΔMKC (см).
Из ΔNCM (см).
Из ΔNKC (см).
PMNK = MN +NK+ MK = 10 + 3 (см).
Ответ. 10 + 3 см.
Вопрос к классу
1) Объясните, что такое прямоугольный параллелепипед.
2) Как построено искомое сечение?
3) Почему треугольник МСК - прямоугольный?
4) Какова длина ребра CC1 ? Почему?
5) Какова длина ребра ВС? Почему?
6) Определите вид треугольника MNK.
II. Анализ самостоятельной работы, проведенной на предыдущем уроке
III. Восприятие и осознание нового материала
Взаимное расположение двух прямых в пространстве
Из курса планиметрии известно, что две прямые, которые лежат в плоскости, могут пересекаться или не иметь общих точек. Если две прямые лежат в одной плоскости и не имеют общих точек, то они называются параллельными. В пространстве две различные прямые либо пересекаются, либо не пересекаются. Однако второй случай допускает две возможности: прямые лежат в одной плоскости или прямые не лежат в одной плоскости.
Прямые, которые не пересекаются и лежат в одной плоскости, называются параллельными, а две прямые, которые не пересекаются и не лежат в одной плоскости, называются скрещивающимися.
Случаи взаимного расположения двух прямых в пространстве демонстрируются с помощью стереометричного набора или на каркасной модели куба.
Итак, две прямые а и b в пространстве могут пересекаться, быть параллельными, быть скрещивающимися (демонстрируется схема, приведенная ниже).
Выполнение упражнений
1. Различные случаи расположения двух прямых в пространстве продемонстрируйте на предметах окружения.
2. Дано изображение куба ABCDA1B1C1D1 (рис. 32).
а) пересекаются Ли прямые АА1 и ВВ1? А1В1 и D1C1? Как называются эти прямые?
б) пересекаются Ли прямые AD и ВВ1? АВ и DD1? Как называются эти прямые?
в) можно Ли провести плоскость через прямые AD и DB1? A1D1 и C1D1? AD и ВВ1? АА1 и DВ1? АА1 и DD1?
3. Как расположены оси железнодорожных вагонов между собой; относительно рельсов?
4. Как надо понимать, что прямые а и b в пространстве не параллельны?
5. Что можно сказать о прямых а и b, если известно, что они не скрещивающиеся?
IV. Закрепление и осмысление знаний учащихся
Решение упражнений
1. Прямые АВ и CD параллельны. Могут быть скрещивающимися прямые АС и BD? А пересекаться?
2. Прямые АВ и CD скрещивающиеся. Могут быть прямые АС и BD параллельны? А пересекаться?
3. Задача № 2 из учебника (с. 18).
4. Задача № 3 из учебника (с. 18).
5. Κ, Ρ, Τ, Μ - середины ребер АВ, AC, CD, DB тетраэдра DABC. Найдите периметр четырехугольника КРТМ, если AD = 6 см, ВС = 8 см.
V. Домашнее задание
§1, п. 7 (до теоремы 2.1); контрольные вопросы № 1, 2; задача № 1 (с. 18).
VI. Подведение итога урока
Вопрос к классу
1) Как могут располагаться две прямые на плоскости?
2) Как могут располагаться две прямые в пространстве?