УРОК № 7
Тема. Решения упражнений. Итоговый урок
Цель урока: повторить, систематизировать и обобщить знания и способы действий, которые освоили учащиеся во время изучения раздела «Числовые неравенства и их свойства» темы 1.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.
Наглядность и оборудование: опорные конспекты № 1 - 5.
Ход урока
I. Организационный этап
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает их на работу.
II. Проверка домашнего задания
Для экономии времени тщательной проверке подлежат только упражнения высокого уровня сложности (если таковые были заданы на предыдущем уроке).
III. Формулировка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся
Основная дидактическая цель урока и задачи на урок вполне логично вытекают из места урока в теме - поскольку урок является итоговым, то на повестке дня встает вопрос о повторение, обобщение и систематизацию знаний и умений, приобретенных учащимися в ходе изучения раздела «Числовые неравенства и их свойства» темы 1 «Неравенства». Такая формулировка цели создает соответствующую мотивацию деятельности учащихся.
IV. Повторение и систематизация знаний учащихся
Методический комментарий
В зависимости от уровня подготовки учеников их работу учитель может организовать разными способами: либо как самостоятельную работу с теоретическим материалом (например, за учебником или конспектом теоретического материала повторить содержание основных понятий темы или же составить схему, отражающую логическую связь между основными понятиями темы, и т.п.), или традиционно провести опрос (в форме интерактивной упражнения) с основными вопросами темы (см. устные упражнения ниже).
Устные упражнения
1. Когда число а больше числа b; меньше числа b? (Дайте определение, приведите примеры.)
2. Как расположены на координатной прямой точки, соответствующие числам а и b, если а b? Приведите примеры.
3. Какие неравенства называют строгими? нестрогими? Приведите примеры.
4. Сформулируйте свойства числовых неравенств. Приведите примеры.
5. Сформулируйте свойство о почленне добавление неровностей. Приведите примеры.
6. Сформулируйте свойство о почленне умножение неравенств. Приведите примеры.
7. Сформулируйте следствия из свойств числовых неравенств. Приведите примеры.
V. Повторение и систематизация умений учащихся
Методический комментарий
Обычно этот этап урока проводится в форме групповой работы, цель которой заключается в том, чтобы ученики сами сформировали и испытали обобщенную схему действий, которой они должны придерживаться при решении типовых задач, подобные которым будут вынесены на контроль.
Типичными задачами являются следующие:
1) сравнить данные числа по данному значению разности этих чисел и наоборот;
2) сравнить выражения, используя данные соотношения между переменными и свойства числовых неравенств, а также следствия из этих свойств;
3) оценить значение выражений, используя данные соотношения между переменными и свойства числовых неравенств, а также следствия из этих свойств;
4) доказать неравенства, используя определение сравнения чисел и/или доказаны вспомогательные неравенства (для суммы взаимно обратных положительных чисел и для среднего арифметического и среднего геометрического двух неотрицательных чисел).
После формирования списка основных видов задач учитель объединяет учеников в рабочие группы (по количеству видов заданий) и задания каждой из групп формулируется так: «Составить алгоритм решения задачи...» (каждая из групп получает свое личное задание). На составление алгоритма каждой из групп отводится определенное время, за которое участники группы должны: составить алгоритм, записать его в виде последовательных шагов, подготовить презентацию своей работы. По окончании происходит презентация выполненной работы каждой из групп. После презентации - обязательное испытание алгоритмов, причем желательно, чтобы группы обменялись алгоритмами и проверили их применение не на одном, а на нескольких задачах. После испытания - обязательная коррекция и подведения итогов.
VI. Итоги урока
Итогом урока обобщения и систематизации знаний и умений учащихся является, во-первых, составленные самими учениками обобщенные схемы действий при решении типовых задач, во-вторых, осуществление учащимися необходимой части сознательной умственной деятельности - рефлексии - отражения каждым учеником своего восприятия, своих успехов и, самое главное, проблем, над которыми следует еще поработать.
VII. Домашнее задание
1. Изучить составленные на уроке алгоритмы.
2. Используя составленные алгоритмы, выполнить тренировочную контрольную работу № 1 [8, приложения].