География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ. 6 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

И СЕМЕСТР

 

РАЗДЕЛ И

Географическое познание Земли

 

Тема 3. География Нового времени

 

Урок 7. География Нового времени

 

Практическая работа № 2 (продолжение)

Цель: познакомить учащихся с географическими открытиями второй половины ХVIII и всего XIX в., с деятельностью географических обществ в разных странах мира; учить учащихся работать с атласами, учебниками, контурными картами, формировать умение учащихся работать с дополнительной литературой, готовить сообщение; продолжить выполнение практической работы № 2.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: физическая карта мира, атласы, учебник, контурные карты, карандаши, портреты путешественников.

Ход УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков

1. Назвать путешественников эпохи Великих географических открытий.

2. Показать на физической карте мира маршруты Х. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана, А. Тасмана, указав океаны, которые они пересекли, земли, вблизи которых побывали.

3. Внимательно прочитав памятку для учащихся по выполнению заданий на контурных картах и используя атласы, схемы учебников, на контурную карту нанести маршруты путешествий Х. Колумба, Ф. Магеллана, Васко да Гамы, А. Тасмана, С. Дежнева.

Памятка для учащихся по выполнению контурной карты

Контурные карты - это безымянные карты. Имена ты обозначишь сам, используя условные знаки атласов. Все названия нужно писать четко, аккуратно, простым карандашом. Города, областные центры, страны подписывают параллельно параллелей, реки, горы - по линии их расположения. Если название длинновата, ее обозначают цифрой, а пояснения к ней подают в условных знаках. Маршруты путешествий указываются стрелками с надписями исследователя и года исследования. При этом можно использовать цветные карандаши.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Несмотря на географические открытия в эпоху Великих географических открытий значительные участки Земли еще не были известны европейцам. Большая часть территории планеты была исследована в ХVIII-ХІХ вв. Этот период в исследовании Земли называют Новым временем.

 

IV. Изучение нового материала

Новое время в истории человечества характеризуется началом ускоренного развития науки и техники. Появляются скоростные, устойчивые против стихии корабли. Для развития хозяйства государствам нужна дешевая сырье. На ее поиски отправляются разнообразные экспедиции. Большое внимание уделяется и исследованием. В XVIII в. великой морской державой становится Англия, которая и организует экспедиции для открытия новых земель. Одним из величайших мореплавателей этой эпохи лейтенант Джеймс Кук (демонстрация портрета Джеймса Кука). Он стал первым мореплавателем, что побывал и в Арктике, и в Антарктике. Корабли по его командованием трижды обогнули земной шар. Великий английский мореплаватель впервые точно нанес на карты все восточное побережье Австралии, остров Новую Каледонию, Гавайи, Новую Зеландию и сотни других островов.

Задачи. Используя атлас, учебник, дополнительную литературу, подготовить рассказ об одном из плаваний. Рассказ о плавании сопровождать показом объектов на карте.

Во время первого плавания Джеймса Кука (1768-1771 гг.) экспедиция достигла Новой Зеландии, обогнув ее и доказав, что она не является частью материка, а является самостоятельной группой островов, двигаясь вдоль восточного побережья Австралии, корабли натолкнулись на скалы Большого Барьерного рифа.

Во время второго плавания вокруг света (1772-1775 гг.) Джеймс Кук обогнул мыс Доброй Надежды, пересек Южный полярный круг, ища южный материк, но не смог продвинуться далеко на юг. «Риск, связанный с исследованием побережья в этих неизвестных и покрытых льдами морях, настолько большой, что я могу взять на себя достаточную смелость, чтобы сказать, что ни один человек никогда не решится сделать больше, чем я, и что земли, расположенные на юге, никогда не будут исследованы», - писал Джеймс Кук. Участники экспедиции пересекли Тихий, Атлантический и Индийский океаны. После этой экспедиции Джеймса Кука был избран членом Королевского географического общества и он получил звание капитана первого ранга.

Задачи. С помощью карт атласа, схем учебника, нанести на контурную карту маршрут второй экспедиции Джеймса Кука.

Третья экспедиция под командованием Джеймса Кука искала северный проход из Тихого океана в Атлантический. Кук прошел вдоль западного побережья Северной Америки до ее северо-западной части мыса Барроу. Он близко подходил к берегам Чукотского полуострова, но цель экспедиции не была достигнута. На Гавайских островах в стычке с местными жителями Джеймс Кук погиб.

Вопрос. Какое значение путешествий Джеймса Кука?

Выполнение практической работы № 2 (продолжение)

Задачи. Используя текст учебника, атласы, рассказы учителя, товарищей, дополнительную литературу, заполните таблицу.

 

Этапы познания Земли

Путешественники

Географические достижения

География Нового времени

Д. Кук

 

И. Крузенштерн, Ю. Лисянский

 

Т. Беллинсгаузен, М. Лазарев

 

 

По инициативе Петра i были организованы: Первая Камчатская экспедиция под руководством Витуса Берінґа и Великая Северная экспедиция.

Рассказы учеников

В 1725 г. В. Беринг, назначенный начальником экспедиции, отправляется на поиски морского пути к берегам Америки. За пять лет плавания в водах Тихого и Северного Ледовитого океана В. Беринг не только доказал автономность двух материков, но установил их близость, он подтвердил наличие пролива, которую позже назвали Берінґовою. В. Беринг отметил крайнюю восточную точку Азии, позже названную мысом Дежнева, нанес на карту западные и восточные берега Камчатки, а также 220 различных географических объектов, открытых членами его экспедиции. Во время путешествия экспедиция изучала быт и обычаи местного населения Сибири.

Великая Северная экспедиция (1733-1743 гг.) исследовала и нанесла на карту северное и восточное побережье России. В 1741 г. открыты морские пути до Командорских и Алеутских островов, а также в северо-западных берегов Америки. Было начато изучение морей и океанов, островов и полуостровов, велись астрономические исследования, измерялись глубины в морях, уточнювались карты.

В начале XIX в. россиянин Иван Крузенштерн и украинец Юрий Лисянский совершили первое кругосветное путешествие. На судах «Надежда» и «Нева» они отправились из Балтийского моря к берегам Русской Америки через Атлантический океан 26 июля 1803 г. Задача экспедиции заключалась в доставке в населенные пункты Русской Америки продуктов и других товаров, обследовании состояния американских колоний, перевозке меха, доставке в Японию российского посольства, которое имело целью завязать торговые отношения с этой страной. В 1804 г. суда обогнули мыс Горн и вышли в Тихий океан. Возле Гавайских островов судно «Надежда» направило свой курс до Петропавловска-Камчатского, а «Нева» - к берегам Аляски. Местом встречи на обратном пути был выбран китайский порт Кантон, откуда оба судна вместе возвращались на родину. Во время этого плавания было проведено съемку многочисленных островов, что встречались на пути кораблей, северо-западной части Тихого океана. Проведено океанологические наблюдения (измерения температуры воды до глубины 400 м, изучение удельного веса морской воды, характер океанических течений, приливов, отливов). Были проведены астрономические наблюдения, собраны зоологические и ботанические коллекции, этнографический материал. В этой кругосветном путешествии принимал участие будущий великий первооткрыватель Т. Т. Беллинсгаузен.

Выполнение практической работы № 2 (продолжение)

В 1820 г. вопреки выводам Джеймса Кука российские моряки Т. Беллинсгаузен и М. Лазарев открыли Антарктиду.

Задачи. Ознакомиться с розданным учителем материалом и ответить на вопросы.

• Какую дату считают днем открытия Антарктиды?

• Как назывались корабли Т. Беллинсгаузена и М. Лазарева?

• Когда началось плавание к берегам шестого материка?

• Через какие океаны проплыли шлюпы «Восток» и «Мирный»?

• Какие наблюдения проводила команда на пути в Южную Америку?

• Какова причина отправки кораблей к берегам Австралии в 1820 г.?

• Какие исследования проводились во время антарктической экспедиции?

• Почему считают, что Т. Беллинсгаузен и М. Лазарев совершили кругосветное плавание?

• Сколько времени длилось плавание в высоких южных широтах?

• Какое значение экспедиции Т. Беллинсгаузена и М. Лазарева?

Выполнение практической работы № 2 (продолжение)

Дополнительный материал

16 июля 1819 г. экспедиция Т. Беллинсгаузена и М. Лазарева отправилась в плавание. Цель - открытие вблизи Южного полюса. Через три с небольшим месяца они подошли к столице Бразилии - Рио-де-Жанейро. Отсюда взяли курс в неизвестные районы полярного океана. Во время путешествия подробно было описано остров Южная Джорджия, установлено, что Земля Сандвича (Южные Сандвичевы о-ва) - не один остров, а архипелаг.

16-27 января 1820 г. они пересекли Южный полярный круг и подошли к ледовому барьеру Антарктического материка. Но пройдя несколько миль на юго-восток, экспедиция наткнулась на сплошной лед. 16 января 1820 г. считают датой открытия материка. В Южном полушарии закончился теплый сезон и Т. Беллинсгаузен повернул корабли в Австралию. 21 марта 1820 г. страшный шторм в Индийском океане разъединил судна. В середине апреля корабль Т. Беллинсгаузена бросил якорь в гавани Порт-Джексон (ныне Сидней), а через 7 дней пришел шлюп «Мирный». Так закончился первый этап исследования.

В мае 1820 г. судна покинули Австралию для исследований в тропических широтах Тихого океана, а уже в сентябре вернулись, чтобы подготовиться ко второму переходу до Южного материка. В январе 1821 г. шлюпы направились на юг и 10 января моряки заметили землю - это был остров, названный именем Петра i, а 17 января подошли к гористого берега острова, названного Землей Александра И.

Плавание продолжалось 751 день. 29 новых островов было нанесено на карту. В тропической части Тихого океана карта пополнилась русскими названиями открытых островов, уточнювались координаты ранее открытых островов. Проводились систематические наблюдения за температурой воздуха, атмосферным давлением, элементами земного магматизма, а также измерения глубин океана, температуры воды. Сделана первая попытка классификации антарктического полярного льда, экспедиция наблюдала за океаническими течениями, дала объяснения происхождения Канарского течения. Большую ценность имели этнографические, ботанические, зоологические коллекции. Экспедиция несколько раз пересекла Южный полярный круг.

С целью организации исследований малоизвестных земель, сбора и распространения географической информации ученые, общественные деятели начали создавать географические общества. Первое географическое общество возникло в Париже в 1821 г. Впоследствии такие общества было основано в Берлине (1828), Лондоне (1830), Санкт-Петербурге (1845), Нью-Йорке (1852), Вене (1856), Флоренции, Риме (1867), Мадріді (1876). Сейчас они есть в каждой крупной стране. Украинское географическое общество объединяет географов нашей страны и возникло в 1872 г. как Юго-Западное отделение Императорского Русского географического общества. Однако просуществовало оно всего три года. Свою деятельность общество возобновило в составе Географического общества СССР, с обретением Украиной независимости в 1991 г. общество стало самостоятельным.

 

V. Закрепление новых знаний, умений, навыков

Беседа

• Назовите географические открытия нового времени.

• Назовите экспедиции, совершенные россиянами в этот период.

• Какие географические последствия имели экспедиции россиян?

• Кто из украинцев участвовал в экспедициях Нового времени?

• С какой целью создавались географические общества?

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

Проработать соответствующий параграф в учебнике.