Раздел I
ОКЕАНЫ
Урок № 8
Тема. ОСОБЕННОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ГРАНИЦЫ ОКЕАНА. ОБЩИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ В ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ
АТЛАНТИЧЕСКОГО И ТИХОГО ОКЕАНОВ. ИССЛЕДОВАНИЯ АТЛАНТИЧЕСКОГО ОКЕАНА. СТРОЕНИЕ И РЕЛЬЕФ ДНА
Цель: углубить и систематизировать знания учащихся о Атлантический океан, сформировать у учащихся представление об истории исследования океана; продолжить формирование практических навыков учащихся по составлению сравнительных характеристик географического положения океанов; продолжить развивать навыки работы с контурной картой, обозначение на контурной карте географических объектов и основных форм рельефа дна Атлантического океана, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности, опыта демократического и толерантного поведения, познавательной активности и самостоятельности.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: физическая карта мира, полушарий, учебники, атласы, контурные карты, справочник ученика.
Опорные и базовые понятия: гидросфера, Мировой океан, море, пролив, залив, остров, полуостров, рельеф, желоб, шельф, географическое положение, граница, исследования, экспедиция, океан, дно океана, шельф, подводный хребет, исследования.
Географическая номенклатура: острова: Гренландия, Ньюфаунленд, Исландия, Большие Антильские, Бермудские, Зеленого Мыса, Канарские; моря: Сарґассове, Карибским, Средиземное, Северное; заливы: Мексиканский, Бискайский, Гудзонов; пролива Дрейка, Гудзонов; подводные хребты: Североатлантический, Південноатлантичний; желоб Пуэрто-Рико.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Врганізаційний момент
Прием «Аукцион»
Ученики называют и показывают на карте географические объекты океана (кто называет и показывает больше - получает дополнительные баллы).
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
1. Прием «Географическая разминка» (работа в парах)
Ученики задают друг другу вопросы относительно номенклатуры Тихого океана.
2. Прием «Географический диктант»
• Какое море омывает берега двух частей света?
• Самое северное море Тихого океана в Восточном полушарии.
• Назовите моря, в названии которых присутствует название государства.
• Пролив, соединяющий два океана, два моря и одновременно разделяет два материка, две части света и две страны.
• Какой канал разделяет одну из частей света и соединяет два океана?
• Глубокая впадина мира.
• Самый большой по площади океан.
• Какие материки омывает Тихий океан?
• Самый большой остров Тихого океана.
• Какие течения движутся вдоль экватора в обоих полушариях?
• С помощью которой течения можно обплисти вокруг земного шара?
• Какие острова Тихого океана расположены в Западном полушарии и пересекаются Северным тропиком?
Самопроверка
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Учитель. С давних времен европейцы плавали водами Атлантического океана задолго до эпохи Великих географических открытий. В наше время Атлантика не потеряла своего значения: ее просторами пролегают важнейшие пути сообщения между континентами, поэтому движение по ним интенсивный. Пожалуй, это самый изученный учеными океан, ведь именно в его водах проводится большинство научных исследований. В течение двух уроков мы будем знакомиться с природой Атлантического океана, определять его особенности и сравнить с Тихим океаном.
IV. Изучение нового материала
За блоками в группах (учащиеся работают с учебником, атласом, энциклопедиями, справочниками).
Блок № 1
Изучение географического положения Атлантического океана, сравнение его с географическим положением Тихого океана по плану (см. справочник ученика).
Вывод. Назвать общие и отличительные черты географического положения.
Блок № 2
Пользуясь учебником, справочником, энциклопедией определяют основные периоды исследования Атлантического океана, дают краткую характеристику и делают вывод.
1. И-й период - с древних времен до 1749 г.,
2. II-й период - 1749-1873 гг.,
3. III-й период - 1873 - наше время.
Вывод. Метод «Пресс» (высказывается собственное мнение, проясняется точка зрения, позиция - «Я считаю, что...»; обоснование - «...потому, что...»; пример - «...например...»; вывод - «...потому, что...»).
Блок № 3
Изучение строения и рельефа дна.
1. Пользуясь физической картой, учебником, определите, какие формы рельефа преобладают в Атлантическом океане.
2. Закономерности распространения основных его форм.
3. Найдите на карте океанов Срединно-Атлантический хребет и определите явления, связанные с этой зоной.
4. Назовите крупнейшие острова Атлантического океана и укажите их происхождения.
5. Определите глубоководные впадины.
Вывод. Назвать основные особенности рельефа дна.
V. Закрепление изученного материала
1. Прием «Географический практикум»
Нанести на географическую карту номенклатуру Атлантического океана.
2. Прием «Пять предложений»
С помощью пяти предложений сформулируйте главные мысли об океане.
VИ. Итог урока
Учащиеся составляют кроссворд по теме урока (работа в парах).
VII. Домашнє задачи
• Проработать текст параграфа.
• Нанести географическую номенклатуру на контурную карту.
• Составить кроссворд.
• Подготовить сообщение о климат, органический мир, природные ресурсы, экологические проблемы океана.
Дополнительный материал к уроку
• Атлантика была единственным реальным океаном, известным жителям Европы в античные времена. По представлениям древних греков, океан окружал Землю со всех сторон. Греческие мудрецы считали, что из океана восходят и в него опускаются все светила - Солнце, Луна, звезды (кроме созвездия Большой Медведицы, что никогда не касается воды). Весь простор океана, конечно, никто из греков видеть не мог, но, когда их корабли, двигаясь на запад, выходили из Средиземного моря, бескрайняя гладь, соединена на горизонте с небом, открывалась взорам потрясенных моряков. По греческой мифологии, там, на крайнем западе, жил титан Атлант, который держал на своих плечах небесный свод. С именем этого титана и все водное пространство к западу от Европы стали называть Атлантическим океаном.
• 1 ноября 1775 года произошло мощнейшее землетрясение в Европе, в результате которого за несколько минут одно из красивейших и богатейших городов мира - Лиссабон превратился в руины. Эпицентр землетрясения находился под дном Атлантического океана на расстоянии нескольких десятков километров от города. Отголоски этого землетрясения ощущалось не только в Западной Европе, но и в Северной Африке. Волны цунами, рожденные в результате землетрясения, обрушились на берега Франции и Англии. На Лиссабонском побережье высота волны достигала почти 30 м. Погибло около 60 000 человек.
• Самый длинный млекопитающее - голубой кит. Самка голубого кита длиной 33,58 м выбросилась на берег в штате Джорджия, в Южной Атлантике.