Раздел I
ОКЕАНЫ
Урок № 7 (вариант Б)
Тема. РЕСУРСЫ ТИХОГО ОКЕАНА. ПРОБЛЕМЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОД ОКЕАНА. ОКЕАНИЯ
Цель: сформировать у учащихся представление о разнообразии ресурсов Тихого океана, способствовать пониманию учащимися негативных последствий хозяйственной деятельности человека, познакомить учащихся с особенностями природы и населения Океании, развивать умение учащихся работать с картами океанов и контурными картами.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: физическая карта мира, политическая карта мира, картины с изображением богатств океана и природы Океании.
Опорные и базовые понятия: гидросфера, Мировой океан, море, происхождение островов, богатства Мирового океана, Океания, риф, ресурсы Тихого океана, источники загрязнения.
Географическая номенклатура: острова: Гавайские, Туамоту, Марианские, Филиппинские, Зондские; Новая Зеландия, Алеутские, Японские; Большой Барьерный риф; поднятия: Південнотихоокеанське, Східнотихоокеанське.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Организационный момент
Прием «Аукцион»
Ученики называют и показывают на карте географические объекты океана (кто называет и показывает больше - получает дополнительные баллы).
Определение цели и задач урока (ученики выполняют эту работу самостоятельно под руководством учителя).
II. Актуализация опорных знаний
1. Прием «Эстафета» (работа по рядам)
Задачи: карточку с вопросами передают от первой до последней парты.
Карточка № 1
• В каких географических поясах расположен Тихий океан?
• Через какую пролив Тихий океан соединяется с Северным Ледовитым океаном?
• Почему глубоководные желоба расположены только на окраинах океана?
• Какую часть Тихого океана исследовали экспедиции Витуса Берінґа, Михаила Гвоздева и Алексея Чирикова?
• Как по-другому называют Тихий океан?
• Самое мощное течение в Мировом океане, которая охватывает и Тихий океан.
Карточка № 2
• Какие факторы нарушают зональное распределение температур в Тихом океане?
• Какой канал соединяет между собой Тихий и Атлантический океаны?
• Какие формы рельефа свойственны для дна океана у берегов Евразии?
• Какие части Тихого океана исследовала экспедиция Таддєя Беллінсґаузена и Михаила Лазарева?
• Чему равна площадь акватории Тихого океана?
• В какую часть Тихого океана - западную или восточную - пассаты приносят больше влаги?
2. Прием «географическая разминка» (работа в парах)
Задачи. От каждого ряда к карты выходят по два ученика и задают друг другу вопросы по карте (по 2-3 вопроса).
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из нйбільш интересных территорий Земли - Океанией. Это совокупность островов в центральной и юго-западной части Тихого океана. Если перейти к языку цифр, то этих островов насчитывается около 10 тысяч, общая их площадь составляет 1,3 млн. км2, а разбросаны эти острова по территории, площадь которой составляет около 60 млн. км2. Эта территория больше, чем площадь самого крупного материка планеты - Евразии.
Черты природы этих островов чрезвычайно особенные и неповторимые, а хозяйственная деятельность жителей Океании неразрывно связана с Тихим океаном.
Сегодня на уроке мы рассмотрим, как люди пользуются богатствами этого океана, и определим главные особенности его природы и жизни людей.
IV. Вивчення нового материала
1. Составить схему «Ресурсы Тихого океана».
2. Прием «Проблемный вопрос»
Задачи. Используя текст учебника и карты атласа, назовите источники и районы наибольшего загрязнения вод Тихого океана.
3. Прием «Составление характеристики»
Задания для групп учащихся. С помощью карт атласа и текста учебника составьте характеристику Океании по такому плану:
1) особенности физико-географического положения;
2) происхождение островов;
3) особенности природы;
4) населения;
5) крупнейшие страны;
6) экологические проблемы.
V. Сакріплення изученного материала
Беседа
• Перечислите биологические и минеральные ресурсы Тихого океана.
• В чем заключаются экологические проблемы Тихого океана?
• Что такое Океания? Где она расположена?
• Почему климат Океании является благоприятным для жизни и деятельности человека?
• Назовите традиционные виды хозяйствования жителей Океании.
VI.Підсумок урока
Заключительное слово учителя
• Тихий океан богат на биологические и минеральные ресурсы. Является важной транспортной артерией.
• В результате активной хозяйственной деятельности человека Тихий океан претерпел значительного загрязнения своей акватории.
• Океания - это совокупность островов в центральной и юго-западной частях океана, формирование природы которых происходило под влиянием океана и зависит от происхождения островов.
VII. Домашнє задачи
• Проработать текст учебника.
• Подготовить сообщения о природе Атлантического океана.
• Составить «письмо двийочника» о путешествии Тихим океаном.